Семиры и
В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»
Для
заинтересованных организаций
Семира
предлагает курс лекции
по ИСТОРИИ МИФОЛОГИИ (или ГУМАНИТАРНОЙ
АСТРОЛОГИИ)
(АРХЕТИПЫ ЗОДИАКА)
(7-14 лекций)
Вводная лекция: Корни архетипических образов. Ступени эволюции человечества и
поступательное развитие мифологии как структура зодиакального круга (который являет собой первую и изначальную
классификацию мифологических образов).
(Для
астрологов: история мифологии — база астрологии. Для психологов и философов:
астрологическая система как структура описания типичных для разных народов мифологических
образов и сюжетов – и как естественный мост между современным научным и древним
мифологическим сознанием, позволяющий сделать осмысленный шаг от рационального
к бессознательному.)
Базовый курс. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ (в
системе 12-ти знаков Зодиака) — 6 или 12 лекций. План каждой:
— настройка: психологический образ,
типическая ситуация, связанная с архетипом;
— история архетипа: этапы эволюции
человека, закладывающие основы архетипа; соответствующие телесные органы и
символика знака;
— разворот архетипа: главные
мифологические сюжеты и мистерии, раскрывающие динамику архетипа;
— характерные символы и их
архетипическая трактовка;
— ритуалы в современной жизни.
1. ПУЧИНА ХАОСА. Праобраз
изначальных вод. Архетип истока. Мифологические образы Рыб и планеты Нептун
(подсознание).
2. СВЕТ НЕБЕС. Праобраз
духа-творца. Архетип свободы. Миф.образы Водолея и планеты Уран (интуиция
мысли, перспектива).
3. ЗАКОН СУДЬБЫ. Праобразы
первопредка, бога своей земли и времени. Архетип судьбы, поиска своего места в
мире и достижения результата. Козерог, планета Сатурн (память и долг).
4. БОГ И ЦАРЬ. Праобраз
бога-царя — громовержца. Архетип социальной функции. Миф.образы
Стрельца и планеты Юпитер (коллективный разум общества).
5. ВЛАСТЬ НЕДР. Праобраз
бога смерти и подземного мира. Архетип скрытого потенциала.
Миф.образы Скорпиона и планеты Плутон (энергия, финансы).
6. КУЗНЕЦ КУЛЬТУРЫ. Праобраз законодателя и творца культуры. Архетип гармонии отношений.
Миф.образы Весов и астероида Хирон/Вулкан (культурная функция).
7. ЗЕМНОЙ ПОРЯДОК. Праобраз кормилицы-Земли и смены времен года. Архетип смерти и
возрождения. Миф.образы Девы, астероидов Цереры и Прозерпины (описывающих
циклы деятельности, работу и здоровье).
8. ДАР ЖИЗНИ. Праобраз
солнечного бога и героев, утверждающих свою независимость. Архетип
героя: раскрытия индивидуальности. Миф.образы Льва и Солнца (таланты и
способности).
9. ЛИК БЕССМЕРТИЯ. Праобраз вечного возрождения и материнства. Архетип бессмертия души.
Миф.образы Рака и Луны (психика, психосоматика).
10. ЛЮДИ КАК БОГИ. Праобраз вестника богов и первых людей. Архетип нарушения табу.
Миф.образы Близнецов и планеты Меркурий (язык и интеллект).
11. РАСЦВЕТ ПРИРОДЫ. Праобраз богини любви и красоты. Архетип развития чувств. Миф.образы
Тельца и планеты Венеры (созидающая роль чувств).
12. ВОИН И ПАСТЫРЬ. Праобраз идеального вождя. Архетип харизматического лидера.
Миф.образы Овна и планеты Марс (воля “я”).
Заключительная лекция. Использование архетипических образов в практической работе. Мифологические мистерии как аспекты
гороскопа. Векторная направленность и разрешение архетипических конфликтов.
—————————————————————————————————————
Этот цикл лекций по архетипам мировой мифологии
может быть развернут как психотренинг (без расчетной астрологии): в этом случае
возможна более детальная проработка некоторых архетипов (например, архетипа
нарушения табу, архетипа бессмертия души, архетипа развития чувств или
социальной функции).
А может быть продолжен как
астрологические курсы: курс ГУМАНИТАРНОЙ
АСТРОЛОГИИ, куда могут входить:
— построение и интерпретация гороскопа
(в том числе совместимость людей и астрологический прогноз);
— проявление архетипов Зодиака в
различных сферах культуры (музыке, живописи, литературе, науке, философии,
политике);
— мировая астрология: знак Зодиака
страны и интерпретация исторических событий.
— работа с аналогиями: параллели
цвета, звука и смысла на основе психолингвистики и цветопсихологии. Имя по гороскопу.
— астероиды: история открытия и
называния, классификация; практическая работа с астероидами в гороскопе.
—————————————————————————————————————
Подробный план лекций
по мифологическим архетипам:
1. АРХЕТИП
РЫБ — ПУЧИНА ХАОСА
История: этапы эволюции и формирование мифологического
образа. 6,5 млн. лет до н.э.— появление человека, развития активного
мышления, предшествующего языку. 30-15
тыс. лет до н.э.— появление человека нашего физического типа; природные
катаклизмы, пробуждающие сознание: культ Великой матери, боги водного хаоса.
Архетип Нептуна: описание подсознания. Телесный орган — стопы (куда выходят все
точки тела), психика.
Для
настройки (психологической работы): нарисовать
море (океан, хаос), или словами
описать образ истока.— Откуда
всё произошло?
Эмоции: эйфория, покой, блаженство,
ощущение ребенка в утробе матери или что земля уплывает из-под ног. Но также
неустойчивость, меланхолия, разочарование, гнетущая неопределенность.
Ценности и смыслы: жизнь, пустота и всеприятие, забота, милосердие, сочувствие,
сострадание, высшая любовь, жертвенность.
Мифология:
праобраз
изначальных вод. Море-мать.
Рождение жизни из Хаоса. Сокрытость истока жизни, пассивность связи с ним:
образ младшего брата-жертвы. Символизм третьей, немирской, власти. Дионисийский
разгул плодородия и без'образность пучины. Мятежность морских богов. Волны
музыки — полифония Космоса.
Центральная
мифологическая мистерия: жертва Триты: жертвование себя сфере неосознанного с получением
неведомых даров; образ Великой матери — роль материала творения.
Жизненная
роль: связь
с изначальным (психикой, подсознанием), проводник, медиум.
Психологические
проблемы — проблемы веры возврата к истоку (в материнское лоно), мизантропии,
ущербности, авторитарности, потери ориентиров и иллюзий, рассеянности, безволия,
пьянство, наркомания. Решение (компенсация) изнутри архетипа:
ориентация на этические и эстетические идеалы, позиция сочувствия, выработка
твердого мировоззрения (веры).
Цикл планеты — 167 лет (фазы 13-14, 28 лет, 41-42 года) —
активизация психических процессов и веры.
Духовный
опыт:
созерцание, медитация. Ощущение вечности (то, что есть, уже было и повторится
снова), прикосновение к божественному за пределами образов и слов. Духовность
как объемность восприятия.
Ритуалы в жизни: питье вина (воды), крещение. Cитуация праздничного застолья: ритуальное
питье вина, формирующее атмосферу единения, которое в древности заменяло питье
воды — приобщение к истоку (Великой Матери).
2.
АРХЕТИП ВОДОЛЕЯ — СВЕТ НЕБЕС
История: этапы
эволюции и формирование мифологического образа. 3,5-2,5 млн.
лет до н.э.— выход из леса, расселение пралюдей
по открытым пространствам (фазы: 200 тыс. лет — волны заселения Азии, 50, 25
тыс. лет — заселение Америки). 15-12
тыс. лет до н.э.— миграции, освоение новых земель индоевропейцами: образ
бога ясного Неба, культ Праотца —
творца Вселенной.
Архетип Урана — мысли и духа. Телесный орган: голени (ходьба),
нервно-двигательная и кровеносная системы.
Для
настройки (психологической работы): нарисовать
небо (простор), представить
возникновение Вселенной.— Как сотворен мир? Увидеть, какие
события могли бы принести чувство освобождения (это — ориентир вашего
будущего). Вспомнить удивительные события жизни (необъяснимые совпадения,
встречу с необычным явлением и т.д.).
Эмоции: удивление, ясность, смех,
шок.
Ощущение легкости.
Ценности и
смыслы:
движение без ограничений, свобода, внутреннее освобождение как основа
творческого и поискового отношения ("пойди туда, не знаю куда, найди то,
не знаю что"), оригинальность, творческая роль слова и мысли, ясность,
светоносность, благо, альтруизм, коллективизм, простор, перспектива
(мультиперспективность), автономия духа (мысли) и материи (жизни), трансформация,
развитие, эволюция.
Мифология — праобраз духа-творца. Светлое
небо — универсальный образ бога. Первичная
поляризация мировых сил, создающая пространство творения: отделение Неба от
Земли. Сотворение мира помыслом и словом. Радуга — мост в небо; ключи от арки
небосвода, образ рая и пути к высшему. Анархия
безграничного творчества Духа — по ту сторону добра и зла. Удаленность Демиурга
от людей. Универсальность и всеведение Небес — отражение интуиции людей и
животных.
Центральная
мифологическая мистерия: отделение Неба от Земли (отрыв идеи от реализации, творение без
результата, отстраненность от результатов своего творения: отдача другим или не
нисхождение до окончательной реализации, храня чистоту идеи).
Жизненная
роль:
хранителя идей, возвышенность мысли над жизнью, отделение черного от белого,
ради образования пространства для нового творения, отстраненная позиция
созерцателя ради поиска альтернативного и оригинального: тайное сделать явным.
Психологические проблемы: стресс как реакции на перемены (адаптации к новому), раздражительность как оппозиция жизни и мышления, проблемы коллективизма (альтруизма, дружбы) и разрыва отношений.
Решение (компенсация) изнутри архетипа: переоценка ситуации (через слово и мысль), задача
внутреннего освобождения (через отделения мысли от жизни), переключения:
оставить прошлое позади (видение перспективы будущего).
Цикл планеты 84
года (критические фазы 21, 42, 63) — резкие перемены (разрыв с прошлым). Цикл,
ограничивающий нынче продолжительность жизни человека.
Духовный
опыт:
ощущение полета: свободы и простора (воздуха в клетках тела, электрического
напряжения высоковольтной линии мысли), видение идеи сквозь форму вещей
(трансцендентное восприятие согласно западной философии или восприятие иллюзии
мира согласно восточной: все формы пусты). Восприятие будущего.
Ритуалы в жизни: ситуация раскрепощения в кругу друзей (игры, шуток, анекдотов) или
старый ритуал выпускания на свободу птиц.
3.
АРХЕТИП КОЗЕРОГА — ЗАКОН СУДЬБЫ
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. 2,5-1 млн. лет до н.э.— прямохождение,
первые орудия — человек умелый. 12 тыс. лет до н.э.— раннее земледелие:
обретение родины, родоплеменная организация: культ предков, образ бога своей
земли и судьбы. Архетип Сатурна — архетип бытия, памяти и материального
результата.
Телесные
органы: позвоночник, скелет, колени (разогнувшиеся
при прямохождении).
Для
настройки (психологической работы):
изобразить первозданную землю, дом, камень (фундамент), описать образ итога и предела творения.— В чем
для вас смысл жизни? Главная цель людей: задача выживания человеческого
рода — с древности и до наших дней. Чему обязаны прошлым поколениям
(родителям), что должны для них сделать? Что нас ограничивает?
Эмоции: меланхолия, скорбь, гнет,
тяжесть, застывшесть, несгибаемость, непоколебимость.
Ценности и
смыслы: устойчивость,
неизменность, повторяемость; непоколебимость, стабильность, прочность, материя;
завершенность, результат; принцип индивидуализации и ограничения,
собственность, самообеспечение, выживание; достижение, ответственность, своя
задача, бремя, карма, судьба, смерть как свершение судьбы, самосознание, время,
история, суть и смысл.
Мифология — Праобраз первопредка, бога своей земли,
времени и судьбы. Обретение
родины. Земля — ось времени и
фундамент Вселенной. Сотворение человека из земли, камней, дерева, злаков: самоосознание через труд и
освоение материи. Повторение пути предков, предопределивших судьбу. Принцип
ограничения. Закон времени и зло смерти. Земледелие и жертвоприношение. Золотой
век. Хранящий род огонь очага.
Центральная
мифологическая мистерия: жертвоприношение как принцип "дашь на дашь": чтобы
получить, надо отдать: отдача себя конкретному результату.
Психологические
проблемы: самореализации и
достижения результата (поиск смысла и места в жизни, профессионализм), ответственности
и оптимического отношения к миру: гнёт жизни, гиперотвественность, депрессия,
подавленность жизненных функций; недостатки современного утилитаризма.
Решение (компенсация) изнутри архетипа: обращение к корням (незыблемому, предопределенному,
судьбе) — понимание своих задач (наследство родителей, предыдущего поколения è свой путь и смысл).
Жизненная
роль: материальное
свершение: проявить внутреннее до конца, завершение: решить проблемы предков
(родителей), эксперимент воплощения идеи, реализация себя через результат.
Цикл планеты 30
лет — возрастные кризисы (взросления: 7,5, 15, 22,5 года, 45 лет); свершения
(60 лет пенсия).
Духовный
опыт:
восприятие своего “я” как встреча с судьбой, ощущение внутреннего стрежня,
исполненности мира смыслом.
Ритуалы в жизни: встреча Нового года (в древности: космогонический акт сотворения нового
мира); зажигание вечного огня на кладбище.
4.
АРХЕТИП СТРЕЛЬЦА — БОГ И ЦАРЬ
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. С 1 млн. лет до н.э. и до наших дней —
совместная охота, община, основы религии — человек
разумный, живущий в обществе. 10
тыс. лет до н.э.— развитие земледелия и охоты, социальная организация:
образ царя богов — стрелка-громовержца, культ царя-жреца. Юпитер — архетип
общества и коллективного разума.
Телесный
орган: печень, распределитель
веществ организма, вместилище души у древних народов.
Для
настройки (психологической работы):
нарисовать горизонт и грозу: динамику мироустройства, образ правителя.— Как расширить возможности жизни
(что выводит за рамки ограничений, как Зевс — из утробы Кроноса)? Что дает
человеку общество? Как сделать его лучше? Представить идею, за которую вы
готовы сражаться (молиться). Роль царя-жреца: проводника и распределителя благ
– как образ вашей социальной функции.
Эмоции: гнев, трепет, пиетет,
уверенность, устремленность, романтизм.
Ценности и
смыслы:
социальность, общество, мировоззрение, мораль, широта (взгляда), путешествия,
образование, объективность, авторитет, сила, уверенность, лидерство, оптимизм,
удача.
Мифология — Праобраз бога-царя — громовержца. Кооперация людей в процессе охоты и войны и
возвышение сильнейшего. Идеологическое единство в отличие от родового.
Организация пространства сверху, её статика и динамика: образ горы и небесная
битва грозы. Стреловержец как глава пантеона и его борьба с силами хаоса.
Распределительные функции царя. Важность дождя для земледельцев. Роль
царя-жреца как проводника воли Небес. Слияние образов царя и Бога при взгляде
снизу. Звёздное небо как ориентир: устойчивость, дающая возможность экспансии.
Активность молитвы. Развитие морали и религии.
Центральная
мифологическая мистерия сражение громовержца со змеем:
добра (движущего вперед) и зла (сковывающего).
Жизненная
роль:
организация динамики взаимодействия, распределителя энергии, проводника идеи
(начальника, учителя).
Психологические
проблемы: социальной адаптации
и успеха, социальной зависимости и
экспансии. Решение (компенсация)
изнутри архетипа: поиск идеи — цели, побуждающей человека идти к
людям (формировать "коллективную личность", кроме собственной).
Цикл планеты 12
лет — цикл удачи восточного гороскопа.
Духовный
опыт: взгляд
на мир с вершины горы, ощущение единства восприятия и языка людей. Вещие сны.
Ритуалы в жизни: религиозная служба; молитва; официальное награждение.
5.
АРХЕТИП СКОРПИОНА — ВЛАСТЬ НЕДР
История: этапы
эволюции и формирование мифологического образа. С 1 млн. лет до н.э.— мясоедение,
биологическая трансформация (исчезновение эструса, охотничий инстинкт). 9-7 тыс. лет до н.э.— скотоводство,
столкновение земледельцев и кочевников: бог скота, богатства и подземного мира;
культ мертвых. Плутон — архетип скрытых ресурсов: потенциал к трансформации.
Телесный
орган: выделительная система,
половые органы (набор возможностей организма).
Для
психологической работы: изобразить подземный мир или представить жизнь
после смерти.— Что находится за
гранью видимого? Что мобилизует силы на развитие? В чем вы видите бесспорную
истину?
Эмоции: самые сильные, глубинно-мобилизующие эмоции: страсть, страдание,
раскаяние и стыд, все пугающее и страшное с моральной точки зрения;
эмоциональное насилие и зависимость; гнет взаимозависимости, объединяющей людей
помимо их воли. Кроме того, негативное выражение эмоций (вывернутость их
наизнанку).
Ценности
и смыслы:
скрытые ресурсы, потенциал, мощь,
глубина, выносливость; страсть, секс, затаенные инстинкты; внутреннее
напряжение и тесное взаимодействие, чужая энергия и чужие деньги, магия и
магнетизм; запредельное и сокровенное; трансформация и разрушение, смерть и
возрождение из пепла.
Мифология — Праобраз бога смерти и подземного мира. Ритуалы похорон. Подземный мир как отражение и антипод земного.
Антибог. Образ невидимой реальности. Битва верха и низа — громовержца со змеем:
извечная борьба добра со злом ради развития. Стяжание энергии: богатство недр.
Образ скота, власть пастуха над душами умерших. Труднодоступность страны без возврата.
Боги разрушения как контролёры жизни. Суд смерти — испытание в экстремальных
обстоятельствах. Потенциал к возрождению.
Центральная
мифологическая мистерия: загробный суд.
Жизненная
роль:
контролер, испытатель, развитие и упрочение того, что прошло проверку.
Психологические
проблемы: сексуальные и финансовые;
притягивание негативных событий (инфекций: проблемы иммунитета) и
преодоление экстремальных и драматических обстоятельств; проблемы познания (обращения
к внутренней истине души). Решение (компенсация) изнутри архетипа:
эмоциональная глубина, постижение истины, искренность.
Цикл — 251 год: экстремальные события и трагедии, страсть
и смерть близких (цикл неровный: четверть цикла колеблется от 35 до 60 лет);
25-26 лет соединение с Нептуном — страстная любовь и постижение глубинных
истин.
Духовный
опыт:
переживание столкновения со смертью или с иной реальностью. Подъем энергии
кундалини.
Ритуалы в жизни: обычай бросать в воду монетку; похороны; исповедь; суд.
6.
АРХЕТИП ВЕСОВ — КУЗНЕЦ МИРА
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. С 700 тыс.лет до н.э.— овладение огнем, первые законы-табу — формирование
основ культуры. 7-4 тыс. лет до
н.э.— гончарное ремесло и начало выплавки меди: культ кузнеца, образ культурных
героев-законодателей. Исключение биологического фактора эволюции (борьбы за
существование) в пользу социального.
Хирон /Вулкан/ — архетип гармонии отношений.
Телесный
орган: почки, эндокринная система.
Для
настройки (психологической работы):
нарисовать поселение людей или образ
рая.— Это образ вашей культурной функции. Каков мог бы быть эволюционный
шаг в развитии общества? Что защищает человека и хранит культуру? На каких
принципах строятся отношения?
Эмоции: комфорт, защищенность,
чувство меры и гармонии, уравновешенности сил, справедливости и равенства.
Ценности и
смыслы: гармония, равновесие, чувство меры; эстетизм,
абстракция, логика — красота закона; справедливость, статус кво, миролюбие;
дипломатия, плюрализм, культура; партнёрство, понимание, разъяснение;
мастерство, искусство, творческий выбор.
Мифология
— Праобраз
законодателя и творца культуры.
Табу, хранящие общество. Бог закона и
мирного договора, учредители ритуалов и брака: социальной гармонии. Символ
границы. Божественный кузнец — помощник громовержца: рукодельное созидание
Вселенной, уподобляющее человека Творцу. Магия кузнечного ремесла и утопии
человека-творца. Хромота кузнеца и
искусственность цивилизации. Сотрудничество демиурга природы с творцом
культуры.
Центральные
мифологические мистерии: заключение договора; искусственность творчества.
Жизненная
роль:
законодатель культурных отношений. Культурная функция: формирование особых,
безопасных условий жизни и деятельности ради достижения высот творчества и
эволюционного шага в развитии общества.
Психологические проблемы: инкультурации и маргинальности, партнерства и
брака (неудовлетворенность отношениями). Решение (компенсация) изнутри
архетипа: преодоление искусственности культурных отношений.
Цикл 51 год (13, 26, 39) — акцент на взаимоотношениях и
культурной роли в жизни.
Духовный
опыт:
видение мирового синхронизма событий – общей гармонии, в которой растворяется
собственное я. Отражение Бога в красоте мира.
Ритуалы в жизни: подписание договора между враждующими (или финансово заинтересованными)
сторонами; заключение брака.
7.
АРХЕТИП ДЕВЫ — ЗЕМНОЙ ПОРЯДОК
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. С 400 тыс.лет до н.э.— преобладающее развитие рационального мышления,
языка, трудовых навыков и инструментов. 8-3
тыс. лет до н.э.— земледельческая культура как единый хозяйственный цикл:
аграрный культ — образ матери-кормилицы Земли, умирающих и воскресающих богов
растительности. Эволюционная роль труда
— трудовой отбор.
Церера/Прозерпина — архетип деятельности.
Телесный
орган: желудок.
Для
настройки (психологической работы):
нарисовать пашню; детально описать
какое-либо производство или
жизненный цикл .— Какой должна быть
деятельность, чтобы она приносила удовлетворение? чтобы труд исполнял
эволюционную роль? Как вы представляете себе процесс труда в идеале? В чем
высший смысл работы? Что для вас норма: критерий
социального и психологического здоровья? Что нужно для правильного
функционирования организма: общественного (исполнительная власть) и
индивидуального (здоровье)? Почувствуйте или оцените функционирование телесных
органов в данный момент. Как лучше питаться?
Эмоции: трезвость, смирение,
ощущение здоровья и нормальности.
Ценности и
смыслы: Рационализм, практичность, хозяйственность;
порядок, иерархия; деловые качества, служение, исполнительность; чистота и
безупречность, забота о здоровье; самодисциплина и трудолюбие; воспитание,
обучение, включенность и оперативность; преобразование реальности, смена
жизненных фаз.
Мифология
— Праобраз
кормилицы-Земли и смены времен года. Возделанная земля — Мать-кормилица — и её дети: умирающие и воскресающие
боги-растения. Внутренняя чистота природного процесса как основа порядка и
справедливости. Добровольное нисхождение в подземный мир — аналог исполнения
долга. Учёт урожая и контроль над жизнью. Смерть как причина жизни и основа
будущего возрождения. Работа как мистерия. Смена труда и отдыха: праздники
посева и сбора урожая. Дробность земного порядка. Пояс астероидов —
материализация ноосферы Земли.
Центральная
мифологическая мистерия: умирание и возрождение богов растительности — чередование жизненных фаз.
Жизненная
роль:
нормализация жизненного процесса (жизненного цикла, работы, здоровья,
регулирование энергии — экстрасенсорика).
Психологические
проблемы: Проблемы контроля над
собой, регулярности образа жизни, воспитания и здоровья, работы и отдыха
(расслабления) — адаптации к труду. Несобранность, нетрудоспособность (и,
наоборот, трудоголики). Решение (компенсация) изнутри архетипа:
деятельность как поддержание круговорота жизни — ритмичное чередование будней и
праздников.
Цикл 4 года — фазы работы и здоровья.
Духовный
опыт:
познания необходимости завершения одной фазы перед началом следующей, очищение
как конец всякого этапа. Символическая или реальная смерть и возрождение.
Видение механизмов устройства мира.
Ритуалы в жизни: пост; уборка; обучение; визит больного к врачу.
8.
АРХЕТИП ЛЬВА — ДАР ЖИЗНИ
История: этапы эволюции и формирование мифологического
образа. С 200 тыс.лет до н.э.—
символическое мышление, самообозначение, искусство; строения, более высокий
уровень материальной жизни, способствующий проявлению индивидуальности. 3-1 тыс. лет до н.э.— изобретение
колеса и колесниц, возникновение империй: солярный культ — образ солнечного
бога, солнца-коня и героев.
Солнце — символ жизненного совершенства. Годовой
цикл.— Что происходит за год?— наши жизненные свершения.
Телесный
орган: сердце.
Для
настройки (психологической работы):
нарисовать солнце; описать образ героя (яркой личности), представить
день рождения.— Что бы вы хотели,
чтобы вам пожелали? Как вы мыслите самореализацию? Какие таланты вы хотели бы в
себе развить, чтобы жизнь стала ярче? И какие присущие именно вам способности
при этом могли бы проявиться? В чем уникальность вашей личности? Или иначе: в чем мог бы заключаться ваш личный героизм?
Эмоции: благодарность,
великодушие, достоинство, теплота.
Ценности и
смыслы: природные таланты и способности,
самостоятельность и достоинство; жизненное творчество индивидуальности,
самобытность; тело и дух, сердце в союзе с разумом; цельность личности, полнота
и совершенство.
Мифология — Праобраз солнечного бога и героя,
утверждающего свою независимость. Позднее
обожествление солнца как колеса — объекта мира, созданного руками человека.
Солнечный круг, кони и колесница: постоянство круговорота, всеохват и
всевидение. Творческая энергия и доброта светила. Достигнутый уровень
цивилизации как основа развития индивидуальности. Самоутверждение и гордость
человека — герои и их соперничество с богами. Конфликт индивидуальности и
общества.
Центральная
мифологическая мистерия: соперничество героя с богами и его гибель.
Жизненная
роль:
утверждение высокого достоинства человека, развитие его талантов и
способностей, повышение уровня жизни.
Психологические
проблемы: уважения к личности; индивидуализма
(тирании), признания и благодарности, завышенной и заниженной самоценки, смысла жизни и полноты существования.
Решение (компенсация) изнутри архетипа: понимание героики жизни, самоотдача в творчестве и
любви.
Духовный
опыт:
явный отклик внешнего мира на внутренний, самоотдача и ее урожай, переживание
полноты бытия. Символическое восприятие мира.
Ритуалы в жизни: поздравления в День рождения (творческий юбилей); презентация.
9.
АРХЕТИП РАКА — ЛИК БЕССМЕРТИЯ
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. Со 100 тыс. лет до н.э.— тотемизм, жизнь
своим родом, установление погребальных обрядов, идея перерождения, возникновение
понятия индивидуальной души. 7 тыс. лет
до н.э.- развитие женских функций приготовления пищи и ткачества; осознание
циклов, устный эпос: образ Луны как основы счета времени, мифы о бессмертии,
богини материнства, лунарный культ. Луна — архетип души.
Месяц — физиологический и самый заметный
психологический цикл.
Телесный
орган: грудь; психосоматика.
Для
настройки (психологической работы):
изобразить Луну и реку, описать ощущение потока (жизни).—
Что
такое душа?
Эмоции: грусть, нежность,
жалость, сентиментальность, обида, чувство одиночества.
Ценности и
смыслы:
интимность, чуткость и восприимчивость
души; изменчивость ощущений и неустойчивость состояний, детская
непосредственность, инертность и податливость; мечтательность, воображение и
интуитивный синтез, нюансы и намеки, скрытый смысл, свой внутренний мир;
идеально-женское, материнское оберегающее начало.
Мифология — Праобраз бессмертия Луны и вечного
материнства. Изменчивость Луны —
основа счёта времени и осмысления прошлого. Солнце и Луна — брат и сестра:
внешний мир и мир души. Отражённый свет Луны в ночи: душа как память. Месяц —
вестник бессмертия. Негативная окраска мифов о бессмертии. Материнство:
преемственность существований. Молоко — образ напитка бессмертия. Луна-охотница
и защитница беременности: возврат к природе и контроль над животным процессом
рождения. Обновление и очищение реки жизни. Охрана традиций. Символика
затмений.
Центральная
мифологическая мистерия: невыразимость загадки жизни (искажение вести о бессмертии),
изменчивость облика Луны.
Жизненная
роль:
обеспечение преественности существования (жизни и культуры).
Психологические
проблемы: одиночество
индивидуальной души, раскрытие внутреннего мира, потеря себя, неуверенность в
себе и своей жизненной роли, страх перед жизнью, инфантилизм.
Решение (компенсация) изнутри архетипа: материнская роль: передача жизненного опыта, душевное
самораскрытие.
Духовный
опыт:
ощущение жизни как вечного обновления: цельности мира во всех переходах.
Переживание непосредственной достоверности того, что смерти нет. Видение скрытого
смысла явлений, восприятие изменчивости смысла символов.
Ритуалы в жизни: вспомнить любимые стихи или лирическую песню; ситуацию разговора с
ребёнком.
10.
АРХЕТИП БЛИЗНЕЦОВ — ЛЮДИ КАК БОГИ
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. С 40 тыс. лет до н.э.— выход за рамки
рода, появление человека современного физического облика и типажей разных
народов; праязык, ставший основой современных языков. 6-4 тыс. лет до н.э.— изобретение письма, развитие торговли,
города-государства: культ близнецов-прародителей, образы трикстеров и бога речи
и письма — вестника богов. Меркурий — архетип интеллекта и связи.
Телесный
орган: легкие, рука (развитие
которой помогает интеллекту).
Для
настройки (психологической работы): изобразить
вокзал, лагерь переселенцев или новоселье (строительство жизни на пустом
месте).— Каковы особенности рода людей? Когда вам приходилось нарушать
какое-либо табу и каковы были негативные и позитивные последствия этого?
Эмоции: легкость, веселье, суета.
Высокий тонус.
Ценности и
смыслы: контакт, общение, посредничество; интеллект,
язык и речь; любопытство, любовь к знаниям, способности к обучению и науке;
поиск информации, предприимчивость, коммерческий инстинкт; легкость, живость,
подвижность, поверхностность, схематизм.
Мифология
— Праобраз
первых людей-близнецов и вестника богов — обманщика языка. Зеркало сознания: подобие первочеловека и
мира. Двойственность единого: проявление главных противоречий мира в образе
близнецов. Сила и магия двоих. Сотворение близнецами своего мира на новой
земле: инцест брата и сестры, нарушение запретов как проявление силы и отказ от
прошлого. Обманщик-трикстер — автопортрет разумного человечества. Язык —
вестник богов. Бог знаний — проводник в иной мир. Образ двойника и
самостоятельных частей души у древних.
Центральная
мифологическая мистерия: нарушение запретов, грехопадение (покидание природного естества и
создание собственного мира — "виртуальной реальности" мысли).
Жизненная
роль:
передача знаний и информации: обучение, связь в сфере информации и делового
сотрудничества.
Психологические
проблемы информационного общества, проблемы коммуникации, виртуальной реальности
(как самозамкнутого мира), аутизма, ментального искажения реальности
(шизофрения), повторение одних
и тех же ошибок, нарушение внутренней экологии мыслительного процесса.
Решение (компенсация) изнутри архетипа: наработка практических знаний, преодоление
ментальной изоляции путем контакта.
Цикл планеты 88
дней (солнечный), земной — год: 3 раза в год Меркурий соединяется с Солнцем —
цикл делового и просто общения и интеллектуальной работы.
Духовный
опыт:
низведение высокого и недоступного с небес на землю, ощущение того, что все
происходит здесь и теперь. Развенчивание и потеря иллюзий. Ускользание
интеллектуального процесса: видение диалогичности ума и постоянной смены
полюсов. Вспомогательная функция интеллекта. Разум как помощник и объект
наблюдения.
Ритуалы в жизни: интервью; реклама ради продажи,
ситуация звонка по междугороднему телефону (быстрая передача
информации).
11.
АРХЕТИП ТЕЛЬЦА — РАСЦВЕТ ПРИРОДЫ
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. С 12 тыс. лет до н.э.— овладение
возможностями природы: земледелие, матриархат; развитие цивилизации, ремесла и искусства, и эмоциональной сферы. 3-2 тыс.до н.э.-
цивилизации-государства, материальный расцвет (пирамиды, дворцы): образ богини
любви и красоты, Зари и звезды-Венеры, оргиаистические культы.
Венера — архетип чувства.
Телесный
орган: шея, горло.
Для
настройки (психологической работы):
нарисовать зарю или звезду; описать яркое переживание
природного явления.— Главные желания человека? Что значит для вас любовь? Какой
бы подарок вам хотелось получить от жизни и близких?
Эмоции: удовольствие, комфорт,
чувство приятного, свежесть, мягкость,
наслаждение, нега; чувство любви, которому сопутствует удовлетворение
(разделенная любовь или любовь к природе).
Ценности
и смыслы:
природа, жизнь, любовь, чувства: яркое
и красивое выражение эмоций; оформление, созидание, изобилие, счастье, красота.
Мифология — Праобраз богини любви и красоты. Астральные верования земледельческой
цивилизации и её материальные шедевры. Звезда любви. Красота и мощь Зари: эмоциональная
сила, необходимая для созидания. Образы быка. Древность богини любви и связь с
истоком плодородия. Возвышение и возведение на трон царицы богов. Эволюция
богини страсти и войны к образу верной супруги царя и матери: победа над
стихией чувства. Оживляющая сила любви. Вечнозелёное дерево жизни. Образ
освоения природы как исполнения желаний.
Центральная
мифологическая мистерия: восхождение главной богини на трон (развитие чувств).
Жизненная
роль:
созидание, одухотворение жизни, охрана созданного и воспроизведение вечного.
Проблематика развития чувств и эмоционального самовыражения (любви):
сложность выражения чувств (в т.с. голосовые проблемы), подверженность
неуправляемым эмоциям (ревность и т.д., циклотимия), а также жизнеобеспечения (финансовые страхи). Решение (компенсация)
изнутри архетипа: созидательное приложение чувств (например, сфера искусства).
Солнечный цикл 227 дней, земной — год (обновление
чувств и восприятия жизни).
Духовный
опыт:
обновление чувств при соприкосновении с природой или искусством, трансформация
(появление новых: более тонких или ярких) чувств. Переживание любви как начала,
оживляющего и преобразующего мир вокруг.
Ритуалы в жизни: подарки, семейные прогулки на природе, объяснение в любви или сцены
ревности.
12.
АРХЕТИП ОВНА — ВОИН И ПАСТЫРЬ
История: этапы эволюции и формирование
мифологического образа. С 4 тыс. лет до н.э. и до наших дней —
развитие сознания "я" — войны, патриархат; первые личности в истории,
утверждение прав человека. 2-1 тыс.
до н.э.- нравственные идеалы, смена взгляда на мир, приход к единобожию: образ
бога войны — идеального пастыря, культ вождя. Марс — архетип воли.
Телесный
орган: голова.
Для
настройки (психологической работы):
изобразить пламя, пожар, войну;
образ идеала.— Кто я? Каков мой путь: что зависит от меня? Насколько жизнь
совпадает с моим идеалом?
Эмоции: радость, возбуждение, мобилизация,
страх, ужас, ярость, сила, неуязвимость.
Ценности и
смыслы:
активность; воля "я"; смелость, прямота и решительность; сила, напор,
воинственность и борьба, разрушение старого и рождение нового; радость, порыв и
неистовство; труд и самоотдача.
Мифология — Праобраз идеального вождя. Развитие понятия "я", выход
личности на арену истории. Неистовая стихия огня и войны, очищение и обновление
мира в огне. Противоборство двух сил, победа правды и разума. Весеннее возрождение. Остановка разрушения —
контроль военных богов над стихией. Нравственные качества лидера. Образ пастуха
— выход за рамки цивилизации и прокладывание нового пути. Смена мудрым воителем
прежнего царя. Объединение людей. Возврат к первоединству и замыкание круга.
Центральная
мифологическая мистерия: победа праведного воина над направедным (более утонченного, разумного и
нравственного над физически более грубым и неразумным).
Жизненная
роль:
прокладывание нового пути.
Проблематика
вхождения в новые сферы, проблемы нравственности и обретения идеалов.
Психологические проблемы: отсутствие тормозов (безрассудная смелость),
попадание в ситуации борьбы и их решение.
Решение
(компенсация изнутри архетипа): продумывание стратегии и тактики действий
(практическая мудрость).
Цикл 2 года (служба в армии); "пробивание"
проекта, переход на новые рельсы.
Духовный
опыт: ощущение
единой, огненной или духовной природы всего, видение единого сознания,
проявленного во всех, или единой воли, движущей всеми. В древности – религиозная инициация. Душевная и
телесная трансформация, закрепляющая духовный опыт. Образ рождения нового мира.
Ритуалы в жизни: вхождение в незнакомую сферу (посвящение в какое-либо знание). Ситуации борьбы (отражение нападения
хулиганов на улице) и принятия на себя роли лидера в критический момент: поиск
пути (в незнакомом лесу и т.п.).
— — ---------------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕТОДИКА ПОГРУЖЕНИЯ В ЗОДИАКАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ
Астрологию можно определить как науку о резонансах. Планеты
— вибрации определенных энергий: астрология позволяет их различать. Различать
энергии на основе прежде всего стоящих за ними архетипических идей.
(Непосредственно именно к этому подводит ежедневная практика астролога —
наблюдение за аспектами планет).
Архетип — единство, где идея и энергия составляют
одно; по определению Юнга, это такая целостность, которая активно и постоянно
воспроизводит себя в разных формах. Астрология архетипов помогает увидеть суть
и смысл внешних форм, их базовую энергию. Листья дерева выводят к корню,
прикосновение к которому само корректирует внешние проявления.— Так, работа с
архетипом Юпитера, его символами и образами (грозы, горы, начальника: царя, а
изначально лидера-организатора охоты) способствует обретению уверенности и
благополучному решению социальных проблем.
Мифология — историческая база астрологии.
Мифологические образы, которые легли в основу планет, очень емки: за каждый из
них стоит целый этап развития. К нему относятся типические мифологические
сценарии, символы и сюжеты, подробно описанные в нашей книге "Астрология и
мифология"[1]: где
рассмотрено формирование архетипов на основе археологических данных эволюции
homo sapiens и эволюция сознания. (Так, этап прямохождения и появления первых
инструментов связан с развитием самосознания и памяти, которые символизирует
планета Сатурн: в теле отвечающая за позвоночник. В сознании он закрепляется,
например, в образе бога-первопредка, научившего людей их навыкам и
определившего судьбу человеческого рода). Погружение в архетипы,
основополагающие для всего человечества и универсальные для любой души,
помогает понять актуальные сценарии и процессы конкретной жизни человека.
Обращение к корням формирования архетипа, ощущение его истоков задает вектор
базовой идеи и эмоции, который дает возможность не ошибаться во внешних
психологических характеристиках, выводя их из глубинного смысла (например, при
трактовке аспектов планет, характера человека или прогнозирования ситуации).
Для погружения в зодиакальный архетип можно отталкиваться
от базовой идеи или от образа. В первом случае, перед рассказом об архетипе
Нептуна мы задавали вопрос: откуда возникла жизнь? где её исток? Полученные
ответы (образ невидимой точки, пустоты, Хаоса, материнского лона, вод океана)
связывались с типическими космогоническими представлениями, подготавливая
аудиторию к восприятию главных идей мифологемы и её психологических проекций.
Возможно начинать и прямо с образа: опишите море —
каким вы его видите? Психологические качества (ласковое, спокойное, бурное,
страшное), позволяют продемонтрировать многогранность характеристик архетипа
(миф. образ матери-моря, рождающего жизнь, и в то же время образы морских богов
как мятежников, угрожающих вернуть в мир в первоначальное хаотическое
состояние). Можно записать выявленные качества на доске и проиллюстрировать
каждое соответствующим мифологическим сюжетом. При этом личный образ
непосредственно отражает отношение человека к качествам архетипа (например, в
психологии море традиционно описывает контакт с бессознательным). Если в
представлении человека утрированы одни грани архетипа и отсутствуют другие, это
говорит о проблемах личности (трудности проявить энергию данного архетипа и
полноценно задействовать её в жизни), а астрологически — указывает на
дисгармонию данной планеты в гороскопе.
Преподавая астрологию для психологов, мы
комбинировали эти два метода. Иногда просили нарисовать природные образы
архетипа или образы богов и комментировали рисунки. В такой работе важную роль
может играть знание цветопсихологии. Выбор цвета не случаен и ярко раскрывает
энергический акцент архетипа (что соответствует положению планеты в знаке, её
аспектам и силе архетипа в целом: знака и дома, соответствующего архетипу
планеты и т.д.). Цветопсихология расширяет и корректирует средневековые
ассоциации планет с цветами (например, фиолетовый цвет может ассоциироваться с
Меркурием по принципу двойственности; однако этот цвет вызывает таинственность.
Если покрасить стены комнаты в фиолетовый цвет, проявится стремления не к
меркурианскому контакту, но к уединению. Общительность повысится, если стены,
напротив, будут желтыми: это и есть верное цветовое соответствие вибрации
Меркурия. Фиолетовый же цвет, как самый неопределенный и мистичный, задействует
в нас энергии планеты Нептун.)
Для настройки на архетип можно подключать и вибрации
звука. Это может быть непосредственное ощущение от определенного звука или
буквы (произнесение звуковых "мантр" данного архетипа) или отрывки
музыкальных произведений. В последнем случае для нужного эффекта стоит
использовать не произведения какого-то одного композитора (скажем современную
западную "музыку по знакам Зодиака", которая, как правило, вся
отражает близнецовско-весовский архетип); а яркие фрагменты представителей
своего знака. Например, настроится на энергию Плутона несомненно поможет
произведение Скорпиона Бизе "Кармен". Или можно использовать
известные классические произведения, написанные в соответствующей тональности
(так, 41-я симфония Моцарта "Юпитер", написанная в тональности ДО
мажор, действительно хорошо отражает архетип Юпитера и Стрельца)[2].
Разработанное нами определение соответствия планеты
звукам речи базируется на психолингвистике.[3]
Настройка на архетип может служить и подспорьем для
профилактики и лечения болезней (органов тела, соответствующих планетам),
служить базой для телесно-ориентированной терапии. Но чтобы достигнуть
резонанса с нужной энергией, необходима верная аналогия цвета, звука, символа и
образа. Система астрологии предопределяет методику поиска верных аналогий.
Чтобы человек не заблудился в психологических дебрях своей души, она описывает
Космос как органически устроенное целое.
Человек сам может попытаться изобразить (словесно или
нарисовать) свой образ архетипа. За комментарием он может обратиться к
упомянутой нами книге. Также если какая-либо мифологическая символика
затрагивает его душу или сопутствует снам, в книге он найдет её архетипическое
(и астрологическое) значение. Как правило, обращение к тем или иным архетипам
связано с транзитами (циклами) соответствующих планет.
В процессе групповой психологической работы можно
также смоделировать жизненные ситуации, стимулирующие проявление качеств
данного архетипа (см.выше). Если
группа большая и часть людей остается наблюдателями, потом можно обсудить, как
ситуация могла бы развиваться лучше. То есть: каковы необходимые условия данной
ситуации (благоприятные условия проявления архетипа — для астролога здесь будет
подсказкой экзальтация планет в знаках).
—————————————————————————————————————
В случае курса Гуманитарной астрологии можно начать
цикл лекций с "подводных камней" астрологии:
— усиление "синхронизма": попадания в
резонанс с общей (социальной и космической) ритмикой,
— фатализм как осознание невозможности избежать
напряженных аспектов планет,
— попытка рационально управлять судьбой: поправлять
рельсы, по которым едешь,—
и 3-х принципов психологической безопасности,
для лучшего интегрирования астрологических энергий:
1. Взгляд на себя со стороны (человек — песчинка в
Космосе).
2. Нет проблем, есть задачи (которые и определяет
гороскоп).
3. Обращение к истоку (к культурным корням архетипа и
систематическому знанию), т.е. правильная настройка.
[1] "Астрология и мифология".
1-е изд. Воронеж/Модек, 1994 770 cc.
или "Астрология и мифология". 2-е изд. СПб/Атон, 1998 1100 cc.
[2] Характерные музыкальные произведения
приведены в книге: Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ. Спб,
"Лань", 1997 или в статье: "Астрологическое музыковедение и его
перспективы". в сборнике: "Астрология: век XX". М., 1991
c.116-125
[3] Об этом подробнее в нашей книге:
Семира и В.Веташ. "Астрология: имя и символ". СПб/Лань, 1997 или Семира и В.Веташ. "Твое звездное имя".
4-е изд. СПб/Лань, 1998