на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»

Для заинтересованных организаций

Семира предлагает курс лекции

 

по ИСТОРИИ МИФОЛОГИИ (или ГУМАНИТАРНОЙ АСТРОЛОГИИ)

 

 

Цикл лекций

АРХЕТИПЫ МИФОЛОГИИ И АСТРОПСИХОЛОГИЯ

(АРХЕТИПЫ ЗОДИАКА)

 

(7-14 лекций)

 

Вводная лекция: Корни архетипических образов. Ступени эволюции человечества и поступательное развитие мифологии как структура зодиакального круга (который являет собой первую и изначальную классификацию мифологических образов).

(Для астрологов: история мифологии — база астрологии. Для психологов и философов: астрологическая система как структура описания типичных для разных народов мифологических образов и сюжетов – и как естественный мост между современным научным и древним мифологическим сознанием, позволяющий сделать осмысленный шаг от рационального к бессознательному.)

 

Базовый курс. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АРХЕТИПЫ (в системе 12-ти знаков Зодиака) — 6 или 12 лекций. План каждой:

настройка: психологический образ, типическая ситуация, связанная с архетипом;

история архетипа: этапы эволюции человека, закладывающие основы архетипа; соответствующие телесные органы и символика знака;

разворот архетипа: главные мифологические сюжеты и мистерии, раскрывающие динамику архетипа;

характерные символы и их архетипическая трактовка;

ритуалы в современной жизни.

 

 

1. ПУЧИНА ХАОСА. Праобраз изначальных вод. Архетип истока. Мифологические образы Рыб и планеты Нептун (подсознание).

2. СВЕТ НЕБЕС. Праобраз духа-творца. Архетип свободы. Миф.образы Водолея и планеты Уран (интуиция мысли, перспектива).

3. ЗАКОН СУДЬБЫ. Праобразы первопредка, бога своей земли и времени. Архетип судьбы, поиска своего места в мире и достижения результата. Козерог, планета Сатурн (память и долг).

4. БОГ И ЦАРЬ. Праобраз бога-царя — громовержца. Архетип социальной функции. Миф.образы Стрельца и планеты Юпитер (коллективный разум общества).

5. ВЛАСТЬ НЕДР. Праобраз бога смерти и подземного мира. Архетип скрытого потенциала. Миф.образы Скорпиона и планеты Плутон (энергия, финансы).

6. КУЗНЕЦ КУЛЬТУРЫ. Праобраз законодателя и творца культуры. Архетип гармонии отношений. Миф.образы Весов и астероида Хирон/Вулкан (культурная функция).

7. ЗЕМНОЙ ПОРЯДОК. Праобраз кормилицы-Земли и смены времен года. Архетип смерти и возрождения. Миф.образы Девы, астероидов Цереры и Прозерпины (описывающих циклы деятельности, работу и здоровье).

8. ДАР ЖИЗНИ. Праобраз солнечного бога и героев, утверждающих свою независимость. Архетип героя: раскрытия индивидуальности. Миф.образы Льва и Солнца (таланты и способности).

9. ЛИК БЕССМЕРТИЯ. Праобраз вечного возрождения и материнства. Архетип бессмертия души. Миф.образы Рака и Луны (психика, психосоматика).

10. ЛЮДИ КАК БОГИ. Праобраз вестника богов и первых людей. Архетип нарушения табу. Миф.образы Близнецов и планеты Меркурий (язык и интеллект).

11. РАСЦВЕТ ПРИРОДЫ. Праобраз богини любви и красоты. Архетип развития чувств. Миф.образы Тельца и планеты Венеры (созидающая роль чувств).

12. ВОИН И ПАСТЫРЬ. Праобраз идеального вождя. Архетип харизматического лидера. Миф.образы Овна и планеты Марс (воля “я”).

 

Заключительная лекция. Использование архетипических образов в практической работе. Мифологические мистерии как аспекты гороскопа. Векторная направленность и разрешение архетипических конфликтов.

 

—————————————————————————————————————

 

Этот цикл лекций по архетипам мировой мифологии может быть развернут как психотренинг (без расчетной астрологии): в этом случае возможна более детальная проработка некоторых архетипов (например, архетипа нарушения табу, архетипа бессмертия души, архетипа развития чувств или социальной функции).

А может быть продолжен как астрологические курсы: курс ГУМАНИТАРНОЙ АСТРОЛОГИИ, куда могут входить:

— построение и интерпретация гороскопа (в том числе совместимость людей и астрологический прогноз);

— проявление архетипов Зодиака в различных сферах культуры (музыке, живописи, литературе, науке, философии, политике);

— мировая астрология: знак Зодиака страны и интерпретация исторических событий.

— работа с аналогиями: параллели цвета, звука и смысла на основе психолингвистики и цветопсихологии. Имя по гороскопу.

— астероиды: история открытия и называния, классификация; практическая работа с астероидами в гороскопе.

 

—————————————————————————————————————

 

Подробный план лекций по мифологическим архетипам:

 

1. АРХЕТИП РЫБ — ПУЧИНА ХАОСА

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. 6,5 млн. лет до н.э.— появление человека, развития активного мышления, предшествующего языку. 30-15 тыс. лет до н.э.— появление человека нашего физического типа; природные катаклизмы, пробуждающие сознание: культ Великой матери, боги водного хаоса.

Архетип Нептуна: описание подсознания. Телесный орган — стопы (куда выходят все точки тела), психика.

Для настройки (психологической работы): нарисовать море (океан, хаос), или словами описать образ истока.— Откуда всё произошло?

Эмоции: эйфория, покой, блаженство, ощущение ребенка в утробе матери или что земля уплывает из-под ног. Но также неустойчивость, меланхолия, разочарование, гнетущая неопределенность.

Ценности и смыслы: жизнь, пустота и всеприятие, забота, милосердие, сочувствие, сострадание, высшая любовь, жертвенность.

Мифология: праобраз изначальных вод. Море-мать. Рождение жизни из Хаоса. Сокрытость истока жизни, пассивность связи с ним: образ младшего брата-жертвы. Символизм третьей, немирской, власти. Дионисийский разгул плодородия и без'образность пучины. Мятежность морских богов. Волны музыки — полифония Космоса.

Центральная мифологическая мистерия: жертва Триты: жертвование себя сфере неосознанного с получением неведомых даров; образ Великой матери — роль материала творения.

Жизненная роль: связь с изначальным (психикой, подсознанием), проводник, медиум.

Психологические проблемы — проблемы веры возврата к истоку (в материнское лоно), мизантропии, ущербности, авторитарности, потери ориентиров и иллюзий, рассеянности, безволия, пьянство, наркомания. Решение (компенсация) изнутри архетипа: ориентация на этические и эстетические идеалы, позиция сочувствия, выработка твердого мировоззрения (веры).

Цикл планеты — 167 лет (фазы 13-14, 28 лет, 41-42 года) — активизация психических процессов и веры.

Духовный опыт: созерцание, медитация. Ощущение вечности (то, что есть, уже было и повторится снова), прикосновение к божественному за пределами образов и слов. Духовность как объемность восприятия.

Ритуалы в жизни: питье вина (воды), крещение. Cитуация праздничного застолья: ритуальное питье вина, формирующее атмосферу единения, которое в древности заменяло питье воды — приобщение к истоку (Великой Матери).

 

2. АРХЕТИП ВОДОЛЕЯ —  СВЕТ НЕБЕС

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. 3,5-2,5 млн. лет до н.э.— выход из леса, расселение пралюдей по открытым пространствам (фазы: 200 тыс. лет — волны заселения Азии, 50, 25 тыс. лет — заселение Америки). 15-12 тыс. лет до н.э.— миграции, освоение новых земель индоевропейцами: образ бога ясного Неба, культ Праотца —  творца Вселенной.

Архетип Урана — мысли и духа. Телесный орган: голени (ходьба), нервно-двигательная и кровеносная системы.

Для настройки (психологической работы): нарисовать небо (простор), представить возникновение Вселенной.— Как сотворен мир? Увидеть, какие события могли бы принести чувство освобождения (это — ориентир вашего будущего). Вспомнить удивительные события жизни (необъяснимые совпадения, встречу с необычным явлением и т.д.).

Эмоции: удивление, ясность, смех, шок. Ощущение легкости.

Ценности и смыслы: движение без ограничений, свобода, внутреннее освобождение как основа творческого и поискового отношения ("пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что"), оригинальность, творческая роль слова и мысли, ясность, светоносность, благо, альтруизм, коллективизм, простор, перспектива (мультиперспективность), автономия духа (мысли) и материи (жизни), трансформация, развитие, эволюция.

Мифологияпраобраз духа-творца. Светлое небо — универсальный образ бога. Первичная поляризация мировых сил, создающая пространство творения: отделение Неба от Земли. Сотворение мира помыслом и словом. Радуга — мост в небо; ключи от арки небосвода, образ рая и пути к высшему. Анархия безграничного творчества Духа — по ту сторону добра и зла. Удаленность Демиурга от людей. Универсальность и всеведение Небес — отражение интуиции людей и животных.

Центральная мифологическая мистерия: отделение Неба от Земли (отрыв идеи от реализации, творение без результата, отстраненность от результатов своего творения: отдача другим или не нисхождение до окончательной реализации, храня чистоту идеи).

Жизненная роль: хранителя идей, возвышенность мысли над жизнью, отделение черного от белого, ради образования пространства для нового творения, отстраненная позиция созерцателя ради поиска альтернативного и оригинального: тайное сделать явным.

Психологические проблемы: стресс как реакции на перемены (адаптации к новому), раздражительность как оппозиция жизни и мышления, проблемы коллективизма (альтруизма, дружбы) и разрыва отношений.

Решение (компенсация) изнутри архетипа: переоценка ситуации (через слово и мысль), задача внутреннего освобождения (через отделения мысли от жизни), переключения: оставить прошлое позади (видение перспективы будущего).

Цикл планеты 84 года (критические фазы 21, 42, 63) — резкие перемены (разрыв с прошлым). Цикл, ограничивающий нынче продолжительность жизни человека.

Духовный опыт: ощущение полета: свободы и простора (воздуха в клетках тела, электрического напряжения высоковольтной линии мысли), видение идеи сквозь форму вещей (трансцендентное восприятие согласно западной философии или восприятие иллюзии мира согласно восточной: все формы пусты). Восприятие будущего.

Ритуалы в жизни: ситуация раскрепощения в кругу друзей (игры, шуток, анекдотов) или старый ритуал выпускания на свободу птиц.

 

 

3. АРХЕТИП КОЗЕРОГА — ЗАКОН СУДЬБЫ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. 2,5-1 млн. лет до н.э.— прямохождение, первые орудия — человек умелый. 12 тыс. лет до н.э.— раннее земледелие: обретение родины, родоплеменная организация: культ предков, образ бога своей земли и судьбы. Архетип Сатурна — архетип бытия, памяти и материального результата.

Телесные органы: позвоночник, скелет, колени (разогнувшиеся при прямохождении).

Для настройки (психологической работы): изобразить первозданную землю, дом, камень (фундамент), описать образ итога и предела творения.— В чем для вас смысл жизни? Главная цель людей: задача выживания человеческого рода — с древности и до наших дней. Чему обязаны прошлым поколениям (родителям), что должны для них сделать? Что нас ограничивает?

Эмоции: меланхолия, скорбь, гнет, тяжесть, застывшесть, несгибаемость, непоколебимость.

Ценности и смыслы: устойчивость, неизменность, повторяемость; непоколебимость, стабильность, прочность, материя; завершенность, результат; принцип индивидуализации и ограничения, собственность, самообеспечение, выживание; достижение, ответственность, своя задача, бремя, карма, судьба, смерть как свершение судьбы, самосознание, время, история, суть и смысл.

МифологияПраобраз первопредка, бога своей земли, времени и судьбы. Обретение родины. Земля — ось времени и фундамент Вселенной. Сотворение человека из земли, камней, дерева, злаков: самоосознание через труд и освоение материи. Повторение пути предков, предопределивших судьбу. Принцип ограничения. Закон времени и зло смерти. Земледелие и жертвоприношение. Золотой век. Хранящий род огонь очага.

Центральная мифологическая мистерия: жертвоприношение как принцип "дашь на дашь": чтобы получить, надо отдать: отдача себя конкретному результату.

Психологические проблемы: самореализации и достижения результата (поиск смысла и места в жизни, профессионализм), ответственности и оптимического отношения к миру: гнёт жизни, гиперотвественность, депрессия, подавленность жизненных функций; недостатки современного утилитаризма.

Решение (компенсация) изнутри архетипа: обращение к корням (незыблемому, предопределенному, судьбе) — понимание своих задач (наследство родителей, предыдущего поколения è свой путь и смысл).

Жизненная роль: материальное свершение: проявить внутреннее до конца, завершение: решить проблемы предков (родителей), эксперимент воплощения идеи, реализация себя через результат.

Цикл планеты 30 лет — возрастные кризисы (взросления: 7,5, 15, 22,5 года, 45 лет); свершения (60 лет пенсия).

Духовный опыт: восприятие своего “я” как встреча с судьбой, ощущение внутреннего стрежня, исполненности мира смыслом.

Ритуалы в жизни: встреча Нового года (в древности: космогонический акт сотворения нового мира); зажигание вечного огня на кладбище.

 

4. АРХЕТИП СТРЕЛЬЦА — БОГ И ЦАРЬ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 1 млн. лет до н.э. и до наших дней — совместная охота, община, основы религии — человек разумный, живущий в обществе. 10 тыс. лет до н.э.— развитие земледелия и охоты, социальная организация: образ царя богов — стрелка-громовержца, культ царя-жреца. Юпитер — архетип общества и коллективного разума.

Телесный орган: печень, распределитель веществ организма, вместилище души у древних народов.

Для настройки (психологической работы): нарисовать горизонт и грозу: динамику мироустройства, образ правителя.— Как расширить возможности жизни (что выводит за рамки ограничений, как Зевс — из утробы Кроноса)? Что дает человеку общество? Как сделать его лучше? Представить идею, за которую вы готовы сражаться (молиться). Роль царя-жреца: проводника и распределителя благ – как образ вашей социальной функции.

Эмоции: гнев, трепет, пиетет, уверенность, устремленность, романтизм.

Ценности и смыслы: социальность, общество, мировоззрение, мораль, широта (взгляда), путешествия, образование, объективность, авторитет, сила, уверенность, лидерство, оптимизм, удача.

МифологияПраобраз бога-царя — громовержца. Кооперация людей в процессе охоты и войны и возвышение сильнейшего. Идеологическое единство в отличие от родового. Организация пространства сверху, её статика и динамика: образ горы и небесная битва грозы. Стреловержец как глава пантеона и его борьба с силами хаоса. Распределительные функции царя. Важность дождя для земледельцев. Роль царя-жреца как проводника воли Небес. Слияние образов царя и Бога при взгляде снизу. Звёздное небо как ориентир: устойчивость, дающая возможность экспансии. Активность молитвы. Развитие морали и религии.

Центральная мифологическая мистерия  сражение громовержца со змеем: добра (движущего вперед) и зла (сковывающего).

Жизненная роль: организация динамики взаимодействия, распределителя энергии, проводника идеи (начальника, учителя).

Психологические проблемы: социальной адаптации и успеха, социальной зависимости и экспансии. Решение (компенсация) изнутри архетипа: поиск идеи — цели, побуждающей человека идти к людям (формировать "коллективную личность", кроме собственной).

Цикл планеты 12 лет — цикл удачи восточного гороскопа.

Духовный опыт: взгляд на мир с вершины горы, ощущение единства восприятия и языка людей. Вещие сны.

Ритуалы в жизни: религиозная служба; молитва; официальное награждение.

 

5. АРХЕТИП СКОРПИОНА — ВЛАСТЬ НЕДР

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 1 млн. лет до н.э.— мясоедение, биологическая трансформация (исчезновение эструса, охотничий инстинкт). 9-7 тыс. лет до н.э.— скотоводство, столкновение земледельцев и кочевников: бог скота, богатства и подземного мира; культ мертвых. Плутон — архетип скрытых ресурсов: потенциал к трансформации.

Телесный орган: выделительная система, половые органы (набор возможностей организма).

Для психологической работы: изобразить подземный мир или представить жизнь после смерти.— Что находится за гранью видимого? Что мобилизует силы на развитие? В чем вы видите бесспорную истину?

Эмоции: самые сильные, глубинно-мобилизующие эмоции: страсть, страдание, раскаяние и стыд, все пугающее и страшное с моральной точки зрения; эмоциональное насилие и зависимость; гнет взаимозависимости, объединяющей людей помимо их воли. Кроме того, негативное выражение эмоций (вывернутость их наизнанку).

Ценности и смыслы: скрытые ресурсы, потенциал, мощь, глубина, выносливость; страсть, секс, затаенные инстинкты; внутреннее напряжение и тесное взаимодействие, чужая энергия и чужие деньги, магия и магнетизм; запредельное и сокровенное; трансформация и разрушение, смерть и возрождение из пепла.

Мифология Праобраз бога смерти и подземного мира. Ритуалы похорон. Подземный мир как отражение и антипод земного. Антибог. Образ невидимой реальности. Битва верха и низа — громовержца со змеем: извечная борьба добра со злом ради развития. Стяжание энергии: богатство недр. Образ скота, власть пастуха над душами умерших. Труднодоступность страны без возврата. Боги разрушения как контролёры жизни. Суд смерти — испытание в экстремальных обстоятельствах. Потенциал к возрождению.

Центральная мифологическая мистерия: загробный суд.

Жизненная роль: контролер, испытатель, развитие и упрочение того, что прошло проверку.

Психологические проблемы: сексуальные и финансовые; притягивание негативных событий (инфекций: проблемы иммунитета) и преодоление экстремальных и драматических обстоятельств; проблемы познания (обращения к внутренней истине души). Решение (компенсация) изнутри архетипа: эмоциональная глубина, постижение истины, искренность.

Цикл — 251 год: экстремальные события и трагедии, страсть и смерть близких (цикл неровный: четверть цикла колеблется от 35 до 60 лет); 25-26 лет соединение с Нептуном — страстная любовь и постижение глубинных истин.

Духовный опыт: переживание столкновения со смертью или с иной реальностью. Подъем энергии кундалини.

Ритуалы в жизни: обычай бросать в воду монетку; похороны; исповедь; суд.

 

6. АРХЕТИП ВЕСОВ — КУЗНЕЦ МИРА

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 700 тыс.лет до н.э.— овладение огнем, первые законы-табу — формирование основ культуры. 7-4 тыс. лет до н.э.— гончарное ремесло и начало выплавки меди: культ кузнеца, образ культурных героев-законодателей. Исключение биологического фактора эволюции (борьбы за существование) в пользу социального.

Хирон /Вулкан/ — архетип гармонии отношений.

Телесный орган: почки, эндокринная система.

Для настройки (психологической работы): нарисовать поселение людей или образ рая.— Это образ вашей культурной функции. Каков мог бы быть эволюционный шаг в развитии общества? Что защищает человека и хранит культуру? На каких принципах строятся отношения?

Эмоции: комфорт, защищенность, чувство меры и гармонии, уравновешенности сил, справедливости и равенства.

Ценности и смыслы: гармония, равновесие, чувство меры; эстетизм, абстракция, логика — красота закона; справедливость, статус кво, миролюбие; дипломатия, плюрализм, культура; партнёрство, понимание, разъяснение; мастерство, искусство, творческий выбор.

МифологияПраобраз законодателя и творца культуры. Табу, хранящие общество. Бог закона и мирного договора, учредители ритуалов и брака: социальной гармонии. Символ границы. Божественный кузнец — помощник громовержца: рукодельное созидание Вселенной, уподобляющее человека Творцу. Магия кузнечного ремесла и утопии человека-творца. Хромота кузнеца и искусственность цивилизации. Сотрудничество демиурга природы с творцом культуры.

Центральные мифологические мистерии: заключение договора; искусственность творчества.

Жизненная роль: законодатель культурных отношений. Культурная функция: формирование особых, безопасных условий жизни и деятельности ради достижения высот творчества и эволюционного шага в развитии общества.

 Психологические проблемы: инкультурации и маргинальности, партнерства и брака (неудовлетворенность отношениями). Решение (компенсация) изнутри архетипа: преодоление искусственности культурных отношений.

Цикл 51 год (13, 26, 39) — акцент на взаимоотношениях и культурной роли в жизни.

Духовный опыт: видение мирового синхронизма событий – общей гармонии, в которой растворяется собственное я. Отражение Бога в красоте мира.

Ритуалы в жизни: подписание договора между враждующими (или финансово заинтересованными) сторонами; заключение брака.

 

7. АРХЕТИП ДЕВЫ — ЗЕМНОЙ ПОРЯДОК

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 400 тыс.лет до н.э.— преобладающее развитие рационального мышления, языка, трудовых навыков и инструментов. 8-3 тыс. лет до н.э.— земледельческая культура как единый хозяйственный цикл: аграрный культ — образ матери-кормилицы Земли, умирающих и воскресающих богов растительности. Эволюционная роль труда — трудовой отбор.

Церера/Прозерпина — архетип деятельности.

Телесный орган: желудок.

Для настройки (психологической работы): нарисовать пашню; детально описать какое-либо производство или жизненный цикл .— Какой должна быть деятельность, чтобы она приносила удовлетворение? чтобы труд исполнял эволюционную роль? Как вы представляете себе процесс труда в идеале? В чем высший смысл работы? Что для вас норма: критерий социального и психологического здоровья? Что нужно для правильного функционирования организма: общественного (исполнительная власть) и индивидуального (здоровье)? Почувствуйте или оцените функционирование телесных органов в данный момент. Как лучше питаться?

Эмоции: трезвость, смирение, ощущение здоровья и нормальности.

Ценности и смыслы: Рационализм, практичность, хозяйственность; порядок, иерархия; деловые качества, служение, исполнительность; чистота и безупречность,  забота о здоровье;  самодисциплина и трудолюбие; воспитание, обучение, включенность и оперативность; преобразование реальности, смена жизненных фаз.

МифологияПраобраз кормилицы-Земли и смены времен года. Возделанная земля — Мать-кормилица — и её дети: умирающие и воскресающие боги-растения. Внутренняя чистота природного процесса как основа порядка и справедливости. Добровольное нисхождение в подземный мир — аналог исполнения долга. Учёт урожая и контроль над жизнью. Смерть как причина жизни и основа будущего возрождения. Работа как мистерия. Смена труда и отдыха: праздники посева и сбора урожая. Дробность земного порядка. Пояс астероидов — материализация ноосферы Земли.

Центральная мифологическая мистерия: умирание и возрождение богов растительности — чередование жизненных фаз.

Жизненная роль: нормализация жизненного процесса (жизненного цикла, работы, здоровья, регулирование энергии — экстрасенсорика).

Психологические проблемы: Проблемы контроля над собой, регулярности образа жизни, воспитания и здоровья, работы и отдыха (расслабления) — адаптации к труду. Несобранность, нетрудоспособность (и, наоборот, трудоголики). Решение (компенсация) изнутри архетипа: деятельность как поддержание круговорота жизни — ритмичное чередование будней и праздников.

Цикл 4 года — фазы работы и здоровья.

Духовный опыт: познания необходимости завершения одной фазы перед началом следующей, очищение как конец всякого этапа. Символическая или реальная смерть и возрождение. Видение механизмов устройства мира.

Ритуалы в жизни: пост; уборка; обучение; визит больного к врачу.

 

8. АРХЕТИП ЛЬВА — ДАР ЖИЗНИ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 200 тыс.лет до н.э.— символическое мышление, самообозначение, искусство; строения, более высокий уровень материальной жизни, способствующий проявлению индивидуальности. 3-1 тыс. лет до н.э.— изобретение колеса и колесниц, возникновение империй: солярный культ — образ солнечного бога, солнца-коня и героев.

Солнце — символ жизненного совершенства. Годовой цикл.— Что происходит за год?— наши жизненные свершения.

Телесный орган: сердце.

Для настройки (психологической работы): нарисовать солнце; описать образ героя (яркой личности), представить день рождения.— Что бы вы хотели, чтобы вам пожелали? Как вы мыслите самореализацию? Какие таланты вы хотели бы в себе развить, чтобы жизнь стала ярче? И какие присущие именно вам способности при этом могли бы проявиться? В чем уникальность вашей личности? Или иначе: в чем мог бы заключаться ваш личный героизм?

Эмоции: благодарность, великодушие, достоинство, теплота.

Ценности и смыслы: природные таланты и способности, самостоятельность и достоинство; жизненное творчество индивидуальности, самобытность; тело и дух, сердце в союзе с разумом; цельность личности, полнота и совершенство.

МифологияПраобраз солнечного бога и героя, утверждающего свою независимость. Позднее обожествление солнца как колеса — объекта мира, созданного руками человека. Солнечный круг, кони и колесница: постоянство круговорота, всеохват и всевидение. Творческая энергия и доброта светила. Достигнутый уровень цивилизации как основа развития индивидуальности. Самоутверждение и гордость человека — герои и их соперничество с богами. Конфликт индивидуальности и общества.

Центральная мифологическая мистерия: соперничество героя с богами и его гибель.

Жизненная роль: утверждение высокого достоинства человека, развитие его талантов и способностей, повышение уровня жизни.

Психологические проблемы: уважения к личности; индивидуализма (тирании), признания и благодарности, завышенной и заниженной самоценки, смысла жизни и полноты существования. Решение (компенсация) изнутри архетипа: понимание героики жизни, самоотдача в творчестве и любви.

Духовный опыт: явный отклик внешнего мира на внутренний, самоотдача и ее урожай, переживание полноты бытия. Символическое восприятие мира.

Ритуалы в жизни: поздравления в День рождения (творческий юбилей); презентация.

 

9. АРХЕТИП РАКА — ЛИК БЕССМЕРТИЯ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. Со 100 тыс. лет до н.э.— тотемизм, жизнь своим родом, установление погребальных обрядов, идея перерождения, возникновение понятия индивидуальной души. 7 тыс. лет до н.э.- развитие женских функций приготовления пищи и ткачества; осознание циклов, устный эпос: образ Луны как основы счета времени, мифы о бессмертии, богини материнства, лунарный культ. Луна — архетип души.

Месяц — физиологический и самый заметный психологический цикл.

Телесный орган: грудь; психосоматика.

Для настройки (психологической работы): изобразить Луну и реку, описать ощущение потока (жизни).— Что такое душа?

Эмоции: грусть, нежность, жалость, сентиментальность, обида, чувство одиночества.

Ценности и смыслы: интимность, чуткость и восприимчивость души; изменчивость ощущений и неустойчивость состояний, детская непосредственность, инертность и податливость; мечтательность, воображение и интуитивный синтез, нюансы и намеки, скрытый смысл, свой внутренний мир; идеально-женское, материнское оберегающее начало.

МифологияПраобраз бессмертия Луны и вечного материнства. Изменчивость Луны — основа счёта времени и осмысления прошлого. Солнце и Луна — брат и сестра: внешний мир и мир души. Отражённый свет Луны в ночи: душа как память. Месяц — вестник бессмертия. Негативная окраска мифов о бессмертии. Материнство: преемственность существований. Молоко — образ напитка бессмертия. Луна-охотница и защитница беременности: возврат к природе и контроль над животным процессом рождения. Обновление и очищение реки жизни. Охрана традиций. Символика затмений.

Центральная мифологическая мистерия: невыразимость загадки жизни (искажение вести о бессмертии), изменчивость облика Луны.

Жизненная роль: обеспечение преественности существования (жизни и культуры).

Психологические проблемы: одиночество индивидуальной души, раскрытие внутреннего мира, потеря себя, неуверенность в себе и своей жизненной роли, страх перед жизнью, инфантилизм.

Решение (компенсация) изнутри архетипа: материнская роль: передача жизненного опыта, душевное самораскрытие.

Духовный опыт: ощущение жизни как вечного обновления: цельности мира во всех переходах. Переживание непосредственной достоверности того, что смерти нет. Видение скрытого смысла явлений, восприятие изменчивости смысла символов.

Ритуалы в жизни: вспомнить любимые стихи или лирическую песню; ситуацию разговора с ребёнком.

 

10. АРХЕТИП БЛИЗНЕЦОВ — ЛЮДИ КАК БОГИ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 40 тыс. лет до н.э.— выход за рамки рода, появление человека современного физического облика и типажей разных народов; праязык, ставший основой современных языков. 6-4 тыс. лет до н.э.— изобретение письма, развитие торговли, города-государства: культ близнецов-прародителей, образы трикстеров и бога речи и письма — вестника богов. Меркурий — архетип интеллекта и связи.

Телесный орган: легкие, рука (развитие которой помогает интеллекту).

Для настройки (психологической работы): изобразить вокзал, лагерь переселенцев или новоселье (строительство жизни на пустом месте).— Каковы особенности рода людей? Когда вам приходилось нарушать какое-либо табу и каковы были негативные и позитивные последствия этого?

Эмоции: легкость, веселье, суета. Высокий тонус.

Ценности и смыслы: контакт, общение, посредничество; интеллект, язык и речь; любопытство, любовь к знаниям, способности к обучению и науке; поиск информации, предприимчивость, коммерческий инстинкт; легкость, живость, подвижность, поверхностность, схематизм.

МифологияПраобраз первых людей-близнецов и вестника богов — обманщика языка. Зеркало сознания: подобие первочеловека и мира. Двойственность единого: проявление главных противоречий мира в образе близнецов. Сила и магия двоих. Сотворение близнецами своего мира на новой земле: инцест брата и сестры, нарушение запретов как проявление силы и отказ от прошлого. Обманщик-трикстер — автопортрет разумного человечества. Язык — вестник богов. Бог знаний — проводник в иной мир. Образ двойника и самостоятельных частей души у древних.

Центральная мифологическая мистерия: нарушение запретов, грехопадение (покидание природного естества и создание собственного мира — "виртуальной реальности" мысли).

Жизненная роль: передача знаний и информации: обучение, связь в сфере информации и делового сотрудничества.

Психологические проблемы информационного общества, проблемы коммуникации, виртуальной реальности (как самозамкнутого мира), аутизма, ментального искажения реальности (шизофрения), повторение одних и тех же ошибок, нарушение внутренней экологии мыслительного процесса.

Решение (компенсация) изнутри архетипа: наработка практических знаний, преодоление ментальной изоляции путем контакта.

Цикл планеты 88 дней (солнечный), земной — год: 3 раза в год Меркурий соединяется с Солнцем — цикл делового и просто общения и интеллектуальной работы.

Духовный опыт: низведение высокого и недоступного с небес на землю, ощущение того, что все происходит здесь и теперь. Развенчивание и потеря иллюзий. Ускользание интеллектуального процесса: видение диалогичности ума и постоянной смены полюсов. Вспомогательная функция интеллекта. Разум как помощник и объект наблюдения.

Ритуалы в жизни: интервью; реклама ради продажи, ситуация звонка по междугороднему телефону (быстрая передача информации).

 

11. АРХЕТИП ТЕЛЬЦА — РАСЦВЕТ ПРИРОДЫ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 12 тыс. лет до н.э.— овладение возможностями природы: земледелие, матриархат; развитие цивилизации, ремесла и искусства, и эмоциональной сферы. 3-2 тыс.до н.э.- цивилизации-государства, материальный расцвет (пирамиды, дворцы): образ богини любви и красоты, Зари и звезды-Венеры, оргиаистические культы.

Венера — архетип чувства.

Телесный орган: шея, горло.

Для настройки (психологической работы): нарисовать зарю или звезду; описать яркое переживание природного явления.— Главные желания человека? Что значит для вас любовь? Какой бы подарок вам хотелось получить от жизни и близких?

Эмоции: удовольствие, комфорт, чувство приятного, свежесть, мягкость, наслаждение, нега; чувство любви, которому сопутствует удовлетворение (разделенная любовь или любовь к природе).

Ценности и смыслы: природа, жизнь, любовь, чувства: яркое и красивое выражение эмоций; оформление, созидание, изобилие, счастье, красота.

МифологияПраобраз богини любви и красоты. Астральные верования земледельческой цивилизации и её материальные шедевры. Звезда любви. Красота и мощь Зари: эмоциональная сила, необходимая для созидания. Образы быка. Древность богини любви и связь с истоком плодородия. Возвышение и возведение на трон царицы богов. Эволюция богини страсти и войны к образу верной супруги царя и матери: победа над стихией чувства. Оживляющая сила любви. Вечнозелёное дерево жизни. Образ освоения природы как исполнения желаний.

Центральная мифологическая мистерия: восхождение главной богини на трон (развитие чувств).

Жизненная роль: созидание, одухотворение жизни, охрана созданного и воспроизведение вечного.

Проблематика развития чувств и эмоционального самовыражения (любви): сложность выражения чувств (в т.с. голосовые проблемы), подверженность неуправляемым эмоциям (ревность и т.д., циклотимия), а также жизнеобеспечения (финансовые страхи). Решение (компенсация) изнутри архетипа: созидательное приложение чувств (например, сфера искусства).

Солнечный цикл 227 дней, земной — год (обновление чувств и восприятия жизни).

Духовный опыт: обновление чувств при соприкосновении с природой или искусством, трансформация (появление новых: более тонких или ярких) чувств. Переживание любви как начала, оживляющего и преобразующего мир вокруг.

Ритуалы в жизни: подарки, семейные прогулки на природе, объяснение в любви или сцены ревности.

 

12. АРХЕТИП ОВНА — ВОИН И ПАСТЫРЬ

История: этапы эволюции и формирование мифологического образа. С 4 тыс. лет до н.э. и до наших дней — развитие сознания "я" — войны, патриархат; первые личности в истории, утверждение прав человека. 2-1 тыс. до н.э.- нравственные идеалы, смена взгляда на мир, приход к единобожию: образ бога войны — идеального пастыря, культ вождя. Марс — архетип воли.

Телесный орган: голова.

Для настройки (психологической работы): изобразить пламя, пожар, войну; образ идеала.— Кто я? Каков мой путь: что зависит от меня? Насколько жизнь совпадает с моим идеалом?

Эмоции: радость, возбуждение, мобилизация, страх, ужас, ярость, сила, неуязвимость.

Ценности и смыслы: активность; воля "я"; смелость, прямота и решительность; сила, напор, воинственность и борьба, разрушение старого и рождение нового; радость, порыв и неистовство; труд и самоотдача.

Мифология Праобраз идеального вождя. Развитие понятия "я", выход личности на арену истории. Неистовая стихия огня и войны, очищение и обновление мира в огне. Противоборство двух сил, победа правды и разума.  Весеннее возрождение. Остановка разрушения — контроль военных богов над стихией. Нравственные качества лидера. Образ пастуха — выход за рамки цивилизации и прокладывание нового пути. Смена мудрым воителем прежнего царя. Объединение людей. Возврат к первоединству и замыкание круга.

Центральная мифологическая мистерия: победа праведного воина над направедным (более утонченного, разумного и нравственного над физически более грубым и неразумным).

Жизненная роль: прокладывание нового пути.

Проблематика вхождения в новые сферы, проблемы нравственности и обретения идеалов. Психологические проблемы: отсутствие тормозов (безрассудная смелость), попадание в ситуации борьбы и их решение.

Решение (компенсация изнутри архетипа): продумывание стратегии и тактики действий (практическая мудрость).

Цикл 2 года (служба в армии); "пробивание" проекта, переход на новые рельсы.

Духовный опыт: ощущение единой, огненной или духовной природы всего, видение единого сознания, проявленного во всех, или единой воли, движущей всеми. В древности – религиозная инициация. Душевная и телесная трансформация, закрепляющая духовный опыт. Образ рождения нового мира.

Ритуалы в жизни: вхождение в незнакомую сферу (посвящение в какое-либо знание). Ситуации борьбы (отражение нападения хулиганов на улице) и принятия на себя роли лидера в критический момент: поиск пути (в незнакомом лесу и т.п.).

 

— — ---------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

МЕТОДИКА ПОГРУЖЕНИЯ В ЗОДИАКАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ

 

Астрологию можно определить как науку о резонансах. Планеты — вибрации определенных энергий: астрология позволяет их различать. Различать энергии на основе прежде всего стоящих за ними архетипических идей. (Непосредственно именно к этому подводит ежедневная практика астролога — наблюдение за аспектами планет).

Архетип — единство, где идея и энергия составляют одно; по определению Юнга, это такая целостность, которая активно и постоянно воспроизводит себя в разных формах. Астрология архетипов помогает увидеть суть и смысл внешних форм, их базовую энергию. Листья дерева выводят к корню, прикосновение к которому само корректирует внешние проявления.— Так, работа с архетипом Юпитера, его символами и образами (грозы, горы, начальника: царя, а изначально лидера-организатора охоты) способствует обретению уверенности и благополучному решению социальных проблем.

Мифология — историческая база астрологии. Мифологические образы, которые легли в основу планет, очень емки: за каждый из них стоит целый этап развития. К нему относятся типические мифологические сценарии, символы и сюжеты, подробно описанные в нашей книге "Астрология и мифология"[1]: где рассмотрено формирование архетипов на основе археологических данных эволюции homo sapiens и эволюция сознания. (Так, этап прямохождения и появления первых инструментов связан с развитием самосознания и памяти, которые символизирует планета Сатурн: в теле отвечающая за позвоночник. В сознании он закрепляется, например, в образе бога-первопредка, научившего людей их навыкам и определившего судьбу человеческого рода). Погружение в архетипы, основополагающие для всего человечества и универсальные для любой души, помогает понять актуальные сценарии и процессы конкретной жизни человека. Обращение к корням формирования архетипа, ощущение его истоков задает вектор базовой идеи и эмоции, который дает возможность не ошибаться во внешних психологических характеристиках, выводя их из глубинного смысла (например, при трактовке аспектов планет, характера человека или прогнозирования ситуации).

 

Для погружения в зодиакальный архетип можно отталкиваться от базовой идеи или от образа. В первом случае, перед рассказом об архетипе Нептуна мы задавали вопрос: откуда возникла жизнь? где её исток? Полученные ответы (образ невидимой точки, пустоты, Хаоса, материнского лона, вод океана) связывались с типическими космогоническими представлениями, подготавливая аудиторию к восприятию главных идей мифологемы и её психологических проекций.

Возможно начинать и прямо с образа: опишите море — каким вы его видите? Психологические качества (ласковое, спокойное, бурное, страшное), позволяют продемонтрировать многогранность характеристик архетипа (миф. образ матери-моря, рождающего жизнь, и в то же время образы морских богов как мятежников, угрожающих вернуть в мир в первоначальное хаотическое состояние). Можно записать выявленные качества на доске и проиллюстрировать каждое соответствующим мифологическим сюжетом. При этом личный образ непосредственно отражает отношение человека к качествам архетипа (например, в психологии море традиционно описывает контакт с бессознательным). Если в представлении человека утрированы одни грани архетипа и отсутствуют другие, это говорит о проблемах личности (трудности проявить энергию данного архетипа и полноценно задействовать её в жизни), а астрологически — указывает на дисгармонию данной планеты в гороскопе.

 

Преподавая астрологию для психологов, мы комбинировали эти два метода. Иногда просили нарисовать природные образы архетипа или образы богов и комментировали рисунки. В такой работе важную роль может играть знание цветопсихологии. Выбор цвета не случаен и ярко раскрывает энергический акцент архетипа (что соответствует положению планеты в знаке, её аспектам и силе архетипа в целом: знака и дома, соответствующего архетипу планеты и т.д.). Цветопсихология расширяет и корректирует средневековые ассоциации планет с цветами (например, фиолетовый цвет может ассоциироваться с Меркурием по принципу двойственности; однако этот цвет вызывает таинственность. Если покрасить стены комнаты в фиолетовый цвет, проявится стремления не к меркурианскому контакту, но к уединению. Общительность повысится, если стены, напротив, будут желтыми: это и есть верное цветовое соответствие вибрации Меркурия. Фиолетовый же цвет, как самый неопределенный и мистичный, задействует в нас энергии планеты Нептун.)

Для настройки на архетип можно подключать и вибрации звука. Это может быть непосредственное ощущение от определенного звука или буквы (произнесение звуковых "мантр" данного архетипа) или отрывки музыкальных произведений. В последнем случае для нужного эффекта стоит использовать не произведения какого-то одного композитора (скажем современную западную "музыку по знакам Зодиака", которая, как правило, вся отражает близнецовско-весовский архетип); а яркие фрагменты представителей своего знака. Например, настроится на энергию Плутона несомненно поможет произведение Скорпиона Бизе "Кармен". Или можно использовать известные классические произведения, написанные в соответствующей тональности (так, 41-я симфония Моцарта "Юпитер", написанная в тональности ДО мажор, действительно хорошо отражает архетип Юпитера и Стрельца)[2].

Разработанное нами определение соответствия планеты звукам речи базируется на психолингвистике.[3]

Настройка на архетип может служить и подспорьем для профилактики и лечения болезней (органов тела, соответствующих планетам), служить базой для телесно-ориентированной терапии. Но чтобы достигнуть резонанса с нужной энергией, необходима верная аналогия цвета, звука, символа и образа. Система астрологии предопределяет методику поиска верных аналогий. Чтобы человек не заблудился в психологических дебрях своей души, она описывает Космос как органически устроенное целое.

Человек сам может попытаться изобразить (словесно или нарисовать) свой образ архетипа. За комментарием он может обратиться к упомянутой нами книге. Также если какая-либо мифологическая символика затрагивает его душу или сопутствует снам, в книге он найдет её архетипическое (и астрологическое) значение. Как правило, обращение к тем или иным архетипам связано с транзитами (циклами) соответствующих планет.

В процессе групповой психологической работы можно также смоделировать жизненные ситуации, стимулирующие проявление качеств данного архетипа (см.выше). Если группа большая и часть людей остается наблюдателями, потом можно обсудить, как ситуация могла бы развиваться лучше. То есть: каковы необходимые условия данной ситуации (благоприятные условия проявления архетипа — для астролога здесь будет подсказкой экзальтация планет в знаках).

 

—————————————————————————————————————

В случае курса Гуманитарной астрологии можно начать цикл лекций с "подводных камней" астрологии:

— усиление "синхронизма": попадания в резонанс с общей (социальной и космической) ритмикой,

— фатализм как осознание невозможности избежать напряженных аспектов планет,

— попытка рационально управлять судьбой: поправлять рельсы, по которым едешь,—

   и 3-х принципов психологической безопасности, для лучшего интегрирования астрологических энергий:

1. Взгляд на себя со стороны (человек — песчинка в Космосе).

2. Нет проблем, есть задачи (которые и определяет гороскоп).

3. Обращение к истоку (к культурным корням архетипа и систематическому знанию), т.е. правильная настройка.

 

вернуться на главную страницу

 



[1] "Астрология и мифология". 1-е изд. Воронеж/Модек, 1994 770 cc. или "Астрология и мифология". 2-е изд. СПб/Атон, 1998 1100 cc.

[2] Характерные музыкальные произведения приведены в книге: Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ. Спб, "Лань", 1997 или в статье: "Астрологическое музыковедение и его перспективы". в сборнике: "Астрология: век XX". М., 1991 c.116-125

[3] Об этом подробнее в нашей книге: Семира и В.Веташ. "Астрология: имя и символ". СПб/Лань, 1997 или Семира и В.Веташ. "Твое звездное имя". 4-е изд. СПб/Лань, 1998