Виталий Веташ
Унификация цветокодов трамваев СПб с использованием цветопсихологии
В связи с недавней реформой общественного транспорта в Петербурге хочется внести предложение имиджевого характера, развивающее петербургскую традицию.
Петербургские трамваи имеют характерную черту в своей нумерации, они, кроме цифр, номера отражены ещё цветовыми кодами, поэтому тот, кто знает цветовой код трамвая может уже издали его определить его номер и поспешить к остановке, чтоб на него успеть. Эта традиция сложилась давно, когда стрелки трамвая переводил особый человек, который заранее должен был знать номер, подъезжающего к стрелке трамвая. Позже эту традицию сохранили, чем петербургский трамвай выделился по сравнению с другими видами общественного транспорта, так как не надо с трудом вглядываться в маленький размер номера маршрута, а по цвету легко уже за остановку понять какой идёт. Жаль, что эта модель обозначения не распространилась на другие виды общественного транспорта.
Но даже с трамваем остается проблема, что далеко не все знают цветокоды номеров трамваев, которыми пользуются не часто, и лишь немногие этим преимуществом пользуются.
Поэтому возникла идея упорядочить эту систему так, чтоб каждый мог её легко усвоить и узнавать издали трамвай любого номера, и желательно сделать подобное обозначение и на других видах транспорта.
Также ныне не очень тщательно подбирают цветные стекла для цветокода, закреплённого за определённым номером, так №61 трамвай, где по идеи два желтых, часто издали не совсем понятен это могут быть два оранжевых или два желто-зеленых, почти зеленых (тем более он пересекается с №40, где два зеленых). Однако сегодня развитие изготовления цветных стёкл достигло достаточного уровня, чтоб делать эти стекла с нужным оттенком цвета.
Моё предложение в таблице ниже, какой цвет должен быть закреплён за какой цифрой. Тогда любой номер трамвая будет легко вычислить, привыкнув со временем связи цифры и цвета меж собой в этой системе.
Если номер с одной цифрой, а цветокод трамвая состоит из двух стёкл, то цветной кружок справа трамвая (сторона дверей) должен иметь обозначение цифры 0 -- белое стекло (т.е. трамвай №1 будет иметь цветокод 01, а трамвая №10, то те же цвета, на расположенные наоборот - справа лиловый (1), а слева белый (0). А единственный в городе номер с трёхзначным числом – трамвай №100 можно обозначить двумя 00 (белый-белый).
Что касается выбранных цветов, то я как художник-оформитель по первой профессии, давно был увлечён темой связи числа и цвета (также буквы и цвета), темой, которая научно называется синэстезией. Она связывает цвет с тем психологическим воздействием, какое имеют эти числа. Так если, например, сделать опрос по числам 5 и 7, то по статистике большинство опрошенных 5 посчитают красным, а 7 синим (что кстати, совпало с №5 нынешнего СПб трамвая и с его кодом - два красных). Т.е. у многих людей есть некие ощущения по отношению к цвету чисел, что часто используется в рекламе, влияющей на подсознание через цвет. Поэтому и здесь, насколько это было возможно, использован этот синэстетический принцип, при этом так, чтоб цвета достаточно различались между собой даже издали.
|
1 лиловый |
|
|
|
2 желтый |
|
|
|
3 салатный |
|
|
|
4 оранжевый |
|
|
|
5 красный |
|
|
|
6 коричневый |
|
|
|
7 синий |
|
|
|
8 изумрудный |
|
|
|
9 фиолетовый |
|
|
|
0 белый |