Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»
Виталий Веташ
ЦВЕТО-АЛФАВИТ
(COLORBET)
синестезия цвета и звука -- ЦВЕТОФОНЕТИКА
Цветопсихология и психолингвистика
позволяют найти закономерности связи цвета и звука через общее в воздействии
одного и другого на психику человека. – Автор этой проблемой занимался с начала
80 годов (см. разные изо-проекты).
Интересное исследование в этой
области провела в 70-е годы XX века в Калининградском университете группа
А.П.Журавлева. Ей удалось экспериментально и статистически доказать
объективность психологических и смысловых воздействий звуков русского языка.
Также им удалось вывести цветовые соответствия гласным звукам. Это не
удивительно, так как то и другое суть физические явления. Но поскольку
согласные имеют более сложную формантную структуру, найти им соотнесение через
цветовой спектр по методу Журавлева: статистически, технически более сложно.
Здесь нам может помочь холистический (целостный) взгляд на проблему.
Более подробное цветовое и развернутое психологическое
воздействие звука речи, на примере русского алфавита, описано мною в книге: Семира
и В.Веташ "Твое звездное имя". Там представлена полная
цвето-формо-звуковая параллель, а также соотнесение звука с воздействием на
психику.(Например: А — красный треугольник, имеющий характеристику активности,
открытости, яркости, настоящего /во времени/ и т.п.)
Как известно, все
многообразие цветовых оттенков основывается на смешении трех основных лучей
цвета (красный, желтый и синий), а также света и тени. Подобную же
закономерность мы можем найти и в фонетике, где богатство гласных звуков происходит
от комбинации треугольника основных звуков (A, I, U), которые формируются все
остальные гласные (А+U=O и т.п.). Гласные, будучи самыми звучными из фонем,
являют чистые цвета, а согласные, как более сложные производные от них,
представляют смешанные и зависимые от гласных оттенки цветов. Объективные цвета
гласных известны (и доказаны работами Журавлева, а также зарубежными
исследованиями): A - красный, I-синий,
U-зеленый (зеленый, а не желтый, как в цветовом видении, а также как в
цветном ТВ, где третий луч тоже зеленый. Это связано с тем, что зеленый — более
фиксированный оттенок желтого, и с тем, что звук, по сравнению с цветом, более
материален).
На этой основе по логическому методу связи гласного и
согласного (по главному акустическому органу) можно найти оттенки и для всех
согласных:
—
так по "гортанному" А (красному) и "заднему" О (желтому)
окрашиваются гортанные, увулярные и заднеязычные согласные, которые имеют
оттенки от охристого до коричневого (Г, К, Х и др.).
— по "передним" И (синему) и Е (стронцианово-зеленому) —
окрашиваются передне- и среднеязычные, зубные звуки (С, З, Т, Д и др.), которые имеют сине-зеленые и серые оттенки.
— по губному У (зеленому) окрашиваются губные согласные (Б, П, В, Ф
и др.) — от тепло-зеленых до изумрудных оттенков.
Также, основываясь на фонетической логике, можно окрасить
шумные согласные темнее, чем сонорные, звонкие ярче глухих, щелевые насыщеннее,
чем взрывные. То есть, цветность зависит от сонорности: от более сочных цветов
(звонких полугласных) к более графичным, сухим тонам — глухих взрывных звуков.
Сонорные, имея более чистые цвета, приближаются по хроматизму к гласным
(раскатистое Р — рубиновое, а нераскатистое = картавое Р — оранжевое, Л
/велярное/ - желтовато-белое, а мягкое Л - бело-лиловое, носовые:
матово-зеленое М и матово-бежевое Н; Й - сиреневый, W - болотно-желтый).
Ниже предложена цветовая схема по
таблице МФА (т.е. международ.фонетич.алфавита) где видно, как родственные звуки
близки по оттенку. Единственное хочется отметить, что плоская передача цвета не
совсем точно передает характер звуков, т. к. кроме цвета нужно было бы передать
еще и фактуру. Так цвета гласных должны иметь еще дополнительное свечение, а у
согласных ощущение материала. Например свистящие звуки (С ,З, Ц и др.) имеют
отливающую металлом поверхность, в отличии от гортанных, которых отражает
шершавая (деревянная или картонная) поверхность. Матово-лакированная
поверхность характерна для сонорных (Л, М, Н и др.).
ГЛАСНЫЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
y |
|
|
|
|
|
uu |
|
u |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I |
|
Y |
|
|
9 |
|
|
U
|
|
U |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
e |
|
|
|
|
e |
|
|
o |
|
o |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
|
oe
|
|
|
3 |
|
|
A
|
|
‘O
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ae |
|
OE
|
|
|
a |
|
|
&
|
|
ao
|
СОГЛАСНЫЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
p |
|
b |
|
|
t |
|
d |
|
|
|
|
c |
|
J
|
|
k |
|
g |
|
q |
|
G |
|
|
|
‘ |
|
? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ph |
|
bh |
|
|
th |
|
dh |
|
|
|
|
c. |
|
J |
|
x |
|
gh |
|
X |
|
Gh
|
|
h |
|
‘’ |
|
h |
|
‘h |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
hv |
|
w |
|
s |
|
z |
|
ts |
|
dz |
|
|
|
j |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
y |
|
s’ |
|
z’ |
|
ts’ |
|
dz’ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
sh |
|
zh |
|
tsh |
|
dzh |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f |
|
v |
|
|
tL |
|
dL |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
v |
|
|
|
|
l |
|
|
|
|
|
|
lj |
|
|
|
|
|
L
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
m |
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
|
nj |
|
|
|
|
|
ng |
|
|
|
N
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
br |
|
|
|
|
r |
|
|
rr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
rl |
|
|
rz |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Что касается передачи
слов на цвето-алфавите, то надо сказать, что нельзя механически чередовать
цвета звуков в одинаковой пропорции.
Можно предложить такую модель:
— ширина цвета гласных дожна быть
больше согласных в 2 раза.
— первый звук слова более значим,
т.е. в 2 раза больше чем обычный согласный и в 3 раза шире обычного согласного
для гласных.
— ударный гласный шире обычного гласного
в 1.5 раза, а сильно редуцированный наоборот в 2 раза уже обычного (т.е. равен
ширине обычного согласного).
— редко встречаемый в языке или долгий согласный (например: ф, щ -- в рус.яз.) также шире обычного согласного в 1.5 раза
— также для русского языка – мягкие согласные чуть темнее соответствующих им твердых
ПРИМЕРЫ
ЦВЕТОПИСИ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ц |
в |
е |
т |
н |
о |
й |
а |
л |
ф |
а |
в |
и |
т |
` |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c |
o |
l |
o |
r |
a |
l |
ph |
a |
b |
e |
t |
В.Веташ ©1983 (РС-2008)