Семиры
и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»
СЕМИРА
и В.ВЕТАШ
МУЗЫКА ПЛАНЕТ
смысл
и цвет
музыкальных
тональностей
(статья
выходила
в
сборнике
«АСТРОЛОГИЯ:
ВЕК XX»
М.,1990:
под назв.
«АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ
МУЗЫКОВЕДЕНИЕ
И ЕГО
ПЕРСПЕКТИВЫ»)
входит в книгу «АСТРОЛОГИЯ ИМЕНИ, ЦВЕТА И ЗВУКА» Ростов,"Феникс", 2005
и сборник "МЕТАФИЗИКА МУЗЫКИ И МУЗЫКА МЕТАФИЗИКИ"
(под ред. Т.А. Апинян и К.С. Пигрова) СПбГУ и СПб.Консерватория, 2007 С.215-227
При цитировании материала обязательно ссылаться на авторов и данный источник (c)
Астрология
и музыка
— две
ветви
культуры,
которые
наиболее
явно
описывают
нашу
психику:
музыка
— как
искусство,
астрология
— как
наука.
Они
основываются
на одних
и тех же
свойствах
резонанса
человеческой
души,
выявляя
то, что
ей
созвучно.
Поэтому
Зодиак
тоже
может
звучать.
А
средствами
астрологического
аппарата
можно
рационально
описать
психологический
смысл
музыки. Исследование такого типа теперь
называют синестезией.
Как
мы можем
сопоставить
звуки
музыки
планетам
или
знакам
Зодиака?
Нота в
современной
музыке
сама по
себе не
имеет
определенного
значения:
она
получает
его
только в
соотнесении
с
другими
нотами.
Зато
определенный
психологический
смысл
стоит за
музыкальной
тональностью,
для
которой
данная
нота
является
опорным
звуком.
Это
позволяет
нам
сопоставлять
общепринятый
в музыковедении
спектр
значений
музыкальной
тональности
с тем
символическим
образом,
который
стоит за
планетой
или
знаком
Зодиака.
Когда-то
нот, как
и планет
в
средневековой
астрологии,
было семь.
Но
гораздо
раньше,
чем
астрология
перешла
от
средневекового
септенера
к
системе
12 планет, соответствующих
12-ти
знакам
Зодиака,
музыка
вышла за
рамки
семи нот,
и с
введением
равномерной
темперации
окончательно
установилась
12-ступенная
гамма.
Сейчас
мы к
открытым
десяти
планетам
добавляем
гипотетические
Прозерпину
и Вулкан,
чтобы
знаки
Девы и
Весов
также
имели
своих
полноправных
управителей,
а на
практике
используем
самый
крупный
из
астероидов
Солнечной
системы
Цереру и
планетоид
Хирон
как их
заместителей.
И, таким
образом, 12
музыкальных
тональностей,
каждая
из
которых
берет за
основу
определенную
ступень,
можно
соотнести
с 12-ю
планетами.
Самыми
музыкальными
планетами
в
астрологии
считаются
Юпитер и
Нептун (Юпитер
— по
септенеру,
Нептун
— по
системе
12-ти
планет).
И
поэтому
не
случайно
в
дошедшей
до
средневековья
пифагорейской
традиции,
говорившей
о "музыке
сфер",
основой
наиболее
привычного
нашему
слуху
звукоряда
(мажорной
гаммы)
является
Юпитер.
По этой
средневековой
системе,
которую
описывает
французский
оккультист
Фабр
д'Оливе,
ноты
гаммы
соответствуют
планетам
септенера
таким
образом:
ДО
—
Юпитер
РЕ
—
Марс
МИ
—
Солнце
ФА
—
Меркурий
СОЛЬ
—
Венера
ЛЯ
—
Луна
СИ
—
Сатурн
Этот
порядок
нот
аналогичен
порядку
планет в
системе
семиконечной
Звезды
Магов,
которая
является
основой
средневековой
астрологии,
с той
лишь
разницей,
что
Венера и
Меркурий
в нём
меняются
местами.
Звезда
Магов,
вершинами
лучей
которой
являются
семь
планет,
описывает
последовательность
дней
недели (если
24 раза
пройти
по лучам
звезды:
отсчитывая
24 часа,
то начав,
скажем,
с точки
понедельника,
которому
соответствует
Луна, мы
попадем
в точку
вторника,
которому соответствует Марс[1]).
В
средневековой
астрологии
планет,
как
некогда
и нот,
было семь
(точнее,
пять
планет,
Солнце и
Луна,
которые
в
астрологии
тоже
попадают
под
категорию
"планет").
Эти семь
планет
традиционно
соответствуют
спектру
радуги,
и такая
последовательность
в
цветовом
отношении
является
оптимальной,
так как
Меркурий
в
цветовом
отношении
ближе к
тонам ян
(мужским,
красно-желтым),
а Венера
– инь (женским,
сине-зеленым).
Расширим
средневековую
шкалу до
12 нот и
заполним
пропуски
недостающими
планетами
по
смыслу,
имея в
виду,
что
переход
между
звуками
должен
быть
плавным.
Тогда
между
Юпитером
и Марсом
встанет
Плутон,
имеющий
властные
качества
обоих.
Рядом
с
Меркурием
окажется
сливающийся
со
светилом
Вулкан
или
Хирон (первый
из
открытых
астероидов-кентавров,
занимающих
промежуточное
место
между видимыми и
невидимыми
глазом
планетами:
между
Сатурном
и Ураном
и
символизирующий
роль
посредника
между
высшим и
низшим
мирами.
Это
мифический
учитель
героя
Геракла,
певца
Орфея и
врача
Асклепия.)
Отношением
к
культуре
и
искусству,
эстетизмом
и
творческой
функцией,
ощущением
покоя
равновесия
(что
делает
его
управителем
знака
Весов)
Хирон
сходен с
Венерой,
а
посреднической
ролью —
с
Меркурием.
Между
Хироном
и
Венерой
окажется
Прозерпина
или
Церера,
сочетающая
рациональность
и
природное
начало
Венеры. (Прозерпиной
иногда
называют
гипотетическую
планету
за
Плутоном,
которая
вызывает
отклонения
его
орбиты.
Церера
– самый
большой
из пояса
астероидов,
расположенных
между
Марсом и
Юпитером.
Это
значимая
точка
Солнечной
системы,
поскольку
согласно
законам
Кеплера,
в этом
месте
должен
быть
равноправный
планетам
небесный
объект).
Образ
Цереры и
Прозерпины:
символизирующих
взаимопереход
жизни и
смерти и
связанных
с
началом
осени и
знаком
Девы,
связывает
единый
греческий
миф о
смерти и
возрождении
природы.
А
между
Луной и
Сатурном
поставим
Нептун,
планету
души и
веры,
религии
и высшей
любви:
сочетающую
лиричность
Луны и
пассивное
фаталистическое
смирение
Сатурна.
Можно
также
вспомнить,
что Си
бемоль,
соответствующий
этой
планете,
в
системе
звукоряда
предшествовал
Си как
более
музыкальный
звук (он
обозначается
буквой В,
второй
по счету,
в то
время
как звук
Си был
введен
позднее,
получив
в
соответствие
букву Н),
а потому
естественно
сопоставить
его
самой
музыкальной
планете.
На
оставшееся
место не
часто
используемых
музыкантами
тональностей
Соль
диез/Ля
бемоль
неожиданно
встанет
резкий
Уран
между
Венерой,
сходной
с ним
светлыми
эмоциями,
и
мечтательницей-Луной,
близкой
с ним
фантазиями.
А
теперь
для
проверки
получившейся
системы
используем
традиционные
музыкальные
значения
тональностей,
соответствующих
12-ти
ступеням
гаммы.
Кроме
того,
сопоставив
гамме
радужный
спектр,
разделенный
на 12
частей,
можно
подтвердить
это
распределение
также
цветом.
Многие
композиторы
"видели"
цвет
тональностей,
и, хотя
полного
единства
в их
взглядах
нет,
система
сопоставления
гаммы и
радуги
остается
наиболее
бесспорной[2].
В
сводной
таблице
приводится
соответствие
нот и
планет,
цвет по
радужному
спектру
и значение
тональности
из
музыковедческой
литературы[3].
Для
описания
использовался
главным
образом
мажор,
значение
которого
проявляется
более
ярко.
После
трактовки
приведены
примеры
наиболее
известных
произведений
данной
тональности.
тональ- ности |
планета, ее
мифологический
образ и
цвет |
архетипическая
идея и
эмоциональная характеристика планеты |
характеристика тональностей в
музыковедческой литературе |
примеры
классических музыкальных произведений |
ДО
|
ЮПИТЕР: громовержец, царь
богов ………………. ПУРПУРНЫЙ торжественность,
достоинство ----------------------------- |
Общественное
объединение,
высота мысли,
романтизм
устремленность,
уверенность,
оптимизм,
удача,
справедливость и
праведный
гнев. --------------------------------- |
Торжественность, свобода, героика, патетика, общественное звучание, официальное признание, обычная жизнь, духовность
в мире.
|
Симфония "Юпитер" Моцарта, Большая симфония Шуберта, 5 симфония Бетховена, "Славься" Глинки, 2 концерт Рахманинова, Торжественная увертюра Сметаны, Революционный этюд Шопена ------------------------------------ |
ДО
# и РЕ
Ь
|
ПЛУТОН: подземный
мир и
смерть,
власть
и
богатство
недр ……………….. БАГРЯНЫЙ: cтрастность ---------------------------- |
Скрытые
ресурсы,
потенциал
к
трансформации,
страсть
и
страдание,
затаенные
инстинкты,
магическое,
запредельное
и
сокровенное.
---------------------------------- |
Углубленно-лирическая
тональность,
чувственность
(в
миноре),
важность
(в
мажоре). |
Лунная соната Бетховена, Концертный этюд Листа, 7 симфония Прокофьева,
Прелюдия
ре-бемоль
мажор
Скрябина,
"Колыбельная"
и
вальс
cis-moll
op.64 Шопена
--------------------------------------- |
РЕ
- |
МАРС: военный
лидер
и
пастух,
природная
стихия
огня и
войны
и
контроль
над
ней ………………. КРАСНЫЙ: активность[4]
---------------------------- |
Весеннее
плодородие,
разрушение
и
возрождение
из пепла,
воля
личного
"я",активность
и
инициатива,
сила,
смелость, решительность,
радость,
порыв
и
неистовство,
напор
и
самоотдача.
---------------------------------- |
Блеск, радость, страстность, лично-собственная, сияюще-солнечная тональность, проявление
в мир. В
миноре
–
роковой
драматизм.
|
9
симфония
Бетховена,
5 симфония Шостаковича, "Магнификат" Баха, симфония "Реформация" Мендельсона,
Трагическая
увертюра
Брамса,
Реквием
Моцарта ------------------------------------- |
РЕ
# и МИ Ь
|
СОЛНЦЕ:
покровитель
цивилизации
и
героев ……………….. ОРАНЖЕВЫЙ энергия ---------------------------- |
Всеохват
жизни,
полнота
и
совершенство,
самобытность
и
достоинство,
благодарность,
великодушие,
покровительство,
теплота.
---------------------------------- |
Героика, величественность,
тепло,
комфорт.
|
Концертная
симфония
Моцарта,
Героическая симфония
Бетховена,
---------------------------------------
|
МИ
|
МЕРКУРИЙ:
вестник
богов
и
проводник
в мир
иной………………. ЖЕЛТЫЙ: контакт ахроматический
- БЕЛЫЙ: потеря
границ --------------------------- |
Рациональная функция: энергия разума, интеллект и знания, открытость, переход границ, любопытство, контакт, переменчивость, игра,
быстрота,
легкость.
--------------------------------- |
Свет, сияние, тепло; всепримиряющая тональность, покой,
"свет
смерти
(бездны)";
многообразие,
поверхностность,
плюрализм.
|
"Весна"
Вивальди,
симфония
"Из
Нового
Света"
Дворжака, 4
симфония
Брамса, 2
часть
Неоконченной
симфонии
Шуберта,
-------------------------------------- |
ФА[5]
|
ВУЛКАН: кузнец
и
творец
культуры ………………. ЛИМОННЫЙ: утонченность
---------------------------- |
Бог
законов:
мирных
договоров
и
брака,
партнерство,
гармония,
равновесие,
защищенность,
чувство
меры,
культура,
творчество,
эстетизм
---------------------------------- |
Пасторально-идиллическая тональность, естественность,
спокойствие,
простота,
мечты,
нераздельность
человека
и
природы,
духовность
природы.
|
6 симфония "Пасторальная" Бетховена, "Органные пасторали" Баха, "Осень" Вивальди, 1 сюита "Музыки на воде" Генделя, 3 симфония Брамса, "Апассионата" Бетховена
|
ФА
# и СОЛЬ
Ь |
ЦЕРЕРА: мать-земля
и ее
дети-растения ……………….. ЗЕЛЕНЫЙ: ахроматический
- СЕРЫЙ естественность ---------------------------- |
Умирание
и
возрождение
растительности,
преображение,
исполнение
закона,
порядок,
практичность,
дисциплина,
трезвость,
долг.
--------------------------------- |
Сухость,
жесткость,
духовность,
мрачность
статичность;
в
миноре
спокойствие. |
Фа
диез:
соната
N1
Шумана;
сонаты
N4, 7,
симфоническая
поэма
"Прометей",
фортепианный
концерт
Скрябина.
Соль бемоль: 3 экспромт Шуберта
. -------------------------------------- |
СОЛЬ |
ВЕНЕРА:
звезда
любви
и
красоты ……………….. БИРЮЗОВЫЙ свежесть,
нежность.
---------------------------- |
Природа, жизненность, юность, проявление чувств и эмоций, любовь, обаяние, мягкость; созидание, изобилие счастье, красота; удовольствие, наслаждение, нега.
--------------------------------- |
Веселая,
безразличная,
идиллическая;
пассивное
жизнеутверждение
природы,
природа
в
собственном
смысле
слова. В
миноре
–
ламентозная,
грусть
природы,
эмоции.
|
"Музыка на воде "Генделя, 40
симфония
Моцарта,
3
и 4
Бранденбургские
концерты
и
менуэты
Баха. |
СОЛЬ
# и
ЛЯ
Ь |
УРАН:
бог
ясного
Неба,
демиург ……………….. ГОЛУБОЙ: удаленность,
идеализм
---------------------------- |
Пространство,
свет,
мысль,
дух;
новое,
неожиданное,
оригинальное,
резкость
пере-
мен, универсализм,
свобода,
альтруизм
--------------------------------- |
Благородство, оригинальность,
высокопарность
свежесть.
Эти
тональности
редки
для
симфонических
произведений.
|
Ля бемоль характерна для романтиков. В ней написаны 6 из 17 вальсов Шопена, фортепианные сочинения Шуберта. Соль
бемоль:
2
соната
Скрябина.
-------------------------------------- |
ЛЯ |
ЛУНА:
богиня материнства
(рождающая
Месяц)
и счета
времени ……………….. СИНИЙ: отвлеченность романтичность ----------------------------- |
Преемственность
существования
(молоко
—
образ
напитка
бессмертия).
Душа и
ее
память:
внутренний
мир;
воображение,
мечтательность,
сентиментальность,
грусть.
--------------------------------- |
Лирическая,
личная
тональность,
душа. В
миноре
–
душевные
переживания,
грусть. В
мажоре
–
благородно- торжественная
музыка:
жизнь,
проявленная
в
человеке. |
7 симфония Бетховена, Итальянская симфония Мендельсона, полонез Огинского.
Самая
популярная
тональность
песенной
лирики.
-------------------------------------- |
ЛЯ
# и СИ
Ь |
НЕПТУН: морские
боги ………………. УЛЬТРАМАРИН: трансцендентный
---------------------------- |
Непостижимый исток жизни, ритмы музыки, растворение, слияние, созерцание, тайна, вера, высшие идеалы, блаженство, эйфория, покой, вечность . |
Высшая любовь, ликующее признание, зенит счастья, лирика
до
страсти. |
1
концерт
Чайковского,
6 Бранденбургский концерт Баха, 2
фортепианный
концерт
Брамса,
4
симфония
Бетховена,
33 симфония Моцарта.
-------------------------------------- |
СИ |
САТУРН:
боги
земли,
времени
и судьбы,
предки ……………….. ФИОЛЕТОВЫЙ ахроматический.ЧЕРНЫЙ скорбь,
тяжесть |
Материя,
ограничения,
время,
судьба,
ответственность,
гнет,
концентрация,
сжатие,
достижение,
результат,
мертвое,
застывшее. |
Напряженно-драматическая
и
скорбная
тональность
судьбы
и
смерти,
меланхолия,
смирение,
глубинная
духовность. |
6
симфония
Чайковского,
Неоконченная
симфония |
.
ОТЛИЧИЕ ЦВЕТА МАЖОРА И МИНОРА
tonalITY |
major |
.. |
minor |
do |
|
|
|
do# |
|
|
|
re |
|
|
|
re# |
|
|
|
mi |
|
|
|
fa |
|
|
|
fa# |
|
|
|
sol |
|
|
|
sol# |
|
|
|
la |
|
|
|
la# |
|
|
|
si |
|
|
|
Таким
образом,
опора на
древние
архетипы
углубляет
понимание
смысла
тональностей,
выстраивая
бессознательные
и
субъективное
психологические
ощущения
в
объективную
систему
общечеловеческого
восприятия.
То, что
система
музыкальных
тональностей,
как и
система
планет
со
временем
была
дополнена
(от 7
различаемых
элементов
до 12-ти)
свидетельствует о
развитии
эстетического
восприятия
человека.
(Аналогично
и
система
цветов:
язык
свидетельствует
о том,
что
желтый и
зеленый
не
различались
в
русском,
или
зеленый
и синий
– в
японском
языке:
некогда
древние
люди
различали
три
цвета,
сегодня
мы видим
700
оттенков.
Зрительная
функция
ушла
несколько
вперед
по
сравнению
со
звуковой.)
Из
таблицы
видно,
что
наиболее
дисгармоничные
и
наименее
доступные
классике
тональности
соответствуют
планетам
трансформации
— Урану
и
Прозерпине
(так
иногда
называют
гипотетическую
планету
за
Плутоном,
которая
вызывает
отклонения
его
орбиты).
Или
Церере (эта
самый
большой
из пояса
астероидов,
расположенных
между
Марсом и
Юпитером.
Это
значимая
точка
Солнечной
системы,
поскольку
согласно
законам
Кеплера,
в этом
месте
должен
быть
равноправный
планетам
небесный
объект).
Образ
Цереры и
Прозерпины:
символизирующих
взаимопереход
жизни и
смерти и
связанных
с
началом
осени и
знаком
Девы,
связывает
единый
греческий
миф о
смерти и
возрождении
природы.
Исследования[6]
показывают,
что
эстетическая
информация
закономерно
находится
в
противофазе
с
семантической
(новой в
смысловом
отношении).
Уран же
и Церера/Прозерпина
— это то,
что
трансформируют
нашу
жизнь и
вносит в
неё
принципиально
новое.
В целом тональности с большим количеством знаков порой воспринимаются "жесткими" (резковатыми для слуха: в этом смысле, например, окраска си мажора помогает выразить Чайковскому в 6-й симфонии "торжество сил зла"). И это согласуется с жестким (психологически зачастую неприятным) влиянием соответствующих планет (в данном случае Сатурна).
Безусловно,
предпочтение
композиторами
тональностей
связано
также с
особенностями
их
личного
гороскопа.
Так,
Балакирев,
будучи
Козерогом,
предпочитал
Си. В
гороскопе
Вивальди,
для
которого
характерна
тональность
Соль,
Венера
— самая
проблематичная
планета
(наибольшая
дисгармония
карты —
квадрат
Луны с
Венерой,
а Луна
сильная,
в Раке —
и
толкала
его на
творчество).
Одна из
характерных
для
Моцарта
тональностей
— Ре мажор,
дававшая
возможность
добиться
яркого
звучания
скрипки — и
Марс в
гороскопе
Моцарта
несет на
себе
второй
по напряженности
аспект
его
гороскопа
после
оппозиции
Солнце-Нептун,
сделавшей
Моцарта
композитором
(что
показывает,
как у
великой
личности
достоинствами
становятся
и
проблемные
точки
гороскопа.
Интерпретация
тональностей
через
разработанные
астрологией
образы
планет
может не
только
дать
понимание
личности
композитора,
но и в
явном
виде
раскрыть
содержание
произведения.
Например,
в
увертюре
Чайковского
"Ромео
и
Джульетта"
происходит
движение
от Си
минора к
Ре
бемоль
мажору
— от
Сатурна
к
Плутону:
это идея
страсти
(Плутон),
побеждающей
смерть (Сатурн).
Побочная
партия в
экспозиции
проводится
в Ре
бемоль
мажоре,
в
репризе
— в Ре
мажоре,
а в коде
есть
переход
к Си
мажору:
тональности
Плутона
— Марса
—
Сатурна:
от
страсти
— к
борьбе
— и
смерти.
Не
только
планета
может
прояснить
значение
тональности,
но и
свойства
тональностей
могут
добавить
информацию
о
качествах
планет.
Так,
тональности
Си
бемоль и
Ля
бемоль (Солнца
и Урана)
близкородственны
к
одноименному
минору.
И мы
можем
сказать,
что
символизирующие
собой
качества
всеохвата
и
разумного
начала
Солнце и
Уран
объединяют
в себе
грустное
и
радостное
так, что
наше
отношение
к тому и
другому
перестает
различаться.
Таким
образом,
мы видим,
что
сопоставление
планет и
тональностей
имеет
смысл и
может
оказаться
продуктивным
как для
музыковедения,
так и
для
астрологии.
Через значение планеты каждому знаку Зодиака также можно сопоставить определенную тональность и произведения, написанные в этой тональности.
Кроме того, каждому знаку Зодиака ближе определенный характер музыки, который наиболее полно выражает в своем творчестве композиторы, родившиеся в этом знаке[7]
(
Об этом
смотри
Таким образом, через гороскоп каждому человеку теоретически можно подобрать его музыку, которая была ему близка и гармонизировал бы качества его личности.
Известно,
что в
Китае
определенные
музыкальные
фразы
использовались
для
влияния
на
больные
органы,
общий
тонус и
т.д. Они
различались
в
зависимости
от
времени
года и
существует
детально
разработанное
целительское
искусство, основанное
на
музыке[8].
Один из
вариантов
соотнесения
китайских
ладов с
пятью
планетами,
стихиями
и
человеческими
качествами
таков:
Гун
— земля,
Сатурн,
забота
— лечит
селезёнку,
а также
тоску,
меланхолию,
навязчивые
идеи,
обращённость
к
прошлому,
забывчивость,
отсутствие
желаний
и
ревность;
приносит
спокойствие
и
расслабленность.
Цзюэ
—
дерево,
Юпитер,
гнев —
лечит
печень,
успокаивает
нервное
возбуждение
и
угрызения
совести,
бред и
кошмары;
стимулирует
восприятие
и
воображение,
мысли и
мечты.
Чжен
— огонь,
Марс,
радость
— лечит
сердце и
усталость
мозга,
беспокойство
и долгие
размышления;
даёт
энергию
и
красноречие,
возвращает
к
природе,
устремляет
к
совершенству
дао (деянию
без
борьбы).
Шан — металл, Венера, грусть — лечит лёгкие, а также нестабильность эмоциональных состояний, сомнения, слёзы, зависть, ненависть, страх перед будущим; приводит в порядок бессознательные рефлексы, инстинкт самосохранения, питание, сон.
Юй —
вода,
Меркурий,
страх —
лечит
почки, а
также
исправляет
характер
упрямство,
безволие);
помогает
принять
решение,
даёт
выдержку,
мужество
и
стремление
к самореализации.
К
сожалению,
музыкальная
культура
Китая
несколько
чужда
нашему
восприятию
и
поэтому
может не
дать
столь
значимого
терапевтического
эффекта,
как у
себя на
родине.
Поэтому
астрологам
нашей
страны
имеет
смысл
искать
собственные
подходы
к
нахождению
резонанса
между
гороскопом
и
музыкальным
произведением.
При этом
следует
иметь в
виду,
что
механическое
сопоставление,
не
опирающееся
на смысл
планет и
нот (например,
возьмем
по
порядку
знаки
Зодиака
и
сопоставим
их
двенадцати
нотам)
не будет
эффективным,
так как
гармония
в круге
знаков
Зодиака
более
сложная,
чем
между
нотами
музыкальной
гаммы. (К
тому же,
при
формальном
подходе
сразу
возникают
вопросы,
почему
надо
брать
ноты в
прямом,
а не в
обратном
порядке?
И почему
мы берем
по
порядку
именно
знаки
Зодиака,
а не
планеты
Солнечной
системы
—
например,
в
порядке
удаления
их от
Солнца?
И т.д.
Средневековье
действовало
механически,
оно
удовлетворялось
схемами,
но
задача
современного
человека
—
искать
обоснованные
аналогии,
чтобы
они были
рабочими).
Все
же
приведем
один
пример
достаточно
древней
индийской
системы
сопоставления
планет и
музыкальных
ладов,
основанной
на
непосредственном
ощущении
музыкального
тона. До
сих пор
мы
рассматривали
ноты с
точки
зрения
европейского
подхода,
в их
относительной
значимости
друг по
отношению
к другу.
Однако в
Китае и
в Индии
звук
всегда
брался
как
некая
абсолютная
природная
данность,
которая
даже вне
зависимости
от
музыки
несет в
себе
определенное
влияние.
Приводимое
описание
нот
взято из
книги
известного
астролога
Д.Радьера
"Магия
тона и
искусство
музыки"[9]. Оно
несколько
непривычно
для
нашего
восприятия,
зато
может
показать
непосредственный
подход к
звуку.
Нота
или лад
Кхарай
Са. Под
покровительством
Агни. 1
небо.
Планета
Камар (Луна).
Темперамент
счастливый,
холодный,
влажный.
Цвет —
розовый.
Белые
одежды.
Все
времена
года.
Нота
производится
из
желудка.
Звук
сопоставим
с криком
павлина
или
голосом
70-летнего
старика.
Выражает
оттенок
героизма
и
соответствует
нашему
До (Юпитеру).
Рикхаб
Рэ. Под
покровительством
Брахмы. 2
небо.
Солнце.
Темперамент
счастливый,
холодный,
сухой.
Цвет —
светлозеленый.
Красные
одежды.
Жаркий
сезон.
Нота
звучит
от
сердца.
Звук
сопоставим
с криком
попугая
и
голосом
3-летнего
ребенка.
Выражает
эмоции
изумления
и ужаса
и
соответствует
тональности
Ре (Марсу).
Гандхар
Га. Под
покровительством
Сарасвати.
3 небо.
Венера.
Печальный
темперамент,
холодный
и
влажный.
Цвет —
оранжевый,
красные
одежды.
Горячий
сезон.
Нота
производится
из груди.
Крик
гуся или
голос
человека
50-ти лет.
Эмоции
жалости
и
милосердия.
Тональность
Ми (Солнце).
Мадхьям
Ма. Под
протекцией
Махадевы.
4 небо.
Планета
Меркурий.
Беспокойный
темперамент.
Цвет —
бледнорозовый,
красно-черные
одежды.
Звук из
глотки.
Крик
журавля.
Голос 2-летнего
ребенка.
Оттенки
насмешки
и любви.
Тональность
Фа (Меркурий).
Панчам
Ра. Под
покровительством
Лакшми. 5
небо.
Планета
Марс.
Страстный
темперамент.
Теплый,
сухой.
Цвет —
красный.
Одежды
—желтые.
Дождливая
погода.
Звук изо
рта.
Крик
птицы.
Голос 30-летнего
человека.
Оттенок
беззаботности.
Тональность
Соль (Венера).
Дхавайт
Да. Под
покровительством
Ганеши. 6
небо.
Планета
Юпитер.
Равномерный
темперамент.
Теплый и
холодный.
Желтый
цвет.
Холодная
погода.
Нёбо —
место
образования
звука.
Нота
слышится
в ржании
лошади
или
голосе
20-летнего
человека.
Эмоция
тревоги.
Тональность
Ля (Луна).
Ни-кхад-Ни.
под
защитой
Сурьи. 7
небо.
Планета
Сатурн.
Счастливый
и
страстный
темперамент.
Холодный
и сухой.
Цвет —
темный,
черные
одежды.
Холодная
погода.
Место
образования
звука —
нос.
Звук
похож на
крик
слона
или
голос 10-летнего
ребенка.
Выражает
сознание
силы и
соответствует
тональности
Си (Сатурну).
Образы, которые стоят за планетами, тоже сотканы из вибраций Космоса и потому музыкальны. Возможно, когда-нибудь мы будем чувствовать и слышать их, объединяя психическое и рациональное восприятие. Всегда, когда человек пишет музыку, он делает нам доступным это единство. А сейчас точные резонансные аналогии выводят нас к нахождению инструментов влияния на психику, и одни из самых действенных в этом отношении — инструменты музыкальные. Познание атомов, из которых создана Вселенная звуков, добавляет кирпичи для создания целостной картины мира и делает более доступной непосвящённому музыкальную культуру.
——————————————————————————————————————
[1] Соответствия названий дней недели планетам являют общечеловеческую универсалию и до сих пор сохраняются во многих языках: от английского и французского до хинди и японского.
[2]
Необходимо
сделать
оговорку.
Так как
в
действительности
До диез
не
равен
Ре
бемолю,
а также
существует
различие
мажора
и минора,
Плутону
будут
соответствовать
не одна,
а три
тональности:
Ре
бемоль
мажор,
До диез
мажор и
До диез
минор,
которые
с точки
зрения
квинтовых
соотношений
не
считаются
родственными.
Однако
в
рамках
нашего
подхода,
проецируя
тональности
на 12
ступеней,
мы
можем
ограничиться
высотной
координатой
и
условно
считать
До диез
равным
Ре
бемолю.
Все же,
как
более
сложную
систему,
приведем
квинтовые
круги
родства
мажорных
и
минорных
тональностей
и
соответствующие
им
планеты
и по
септенеру,
и по
современной
системе.
Квинтовый
круг
тональностей
образуется
из
музыкального
септенера
так же,
как из
Звезды
Магов
получается
последовательность
дней
недели. Описанные
двойной
системой
планет,
тональности
До диез
и Ре
бемоль
различаются.
доь
сольь
реь
ляь
миь
сиь
фа
до
соль
ре
ля
ми
си
фа#
до#
соль#
ре#
ля#
|--------------------------------------------------минор--------------------------------------|
система
септенера
Юпитер
Венера
Марс
Луна
Солнце
Сатурн
Мерк
Юпитер
Венера
Марс
Луна
Солнце
Сатурн
Мерк
Юпитер
Венера
Марс
Луна
|
система
12-ти
планет
|
Сатурн
Церера
Плутон
Уран
Солнце
Нептун
Мерк
Юпитер
Венера
Марс
Луна
Хирон
Сатурн
Церера
Плутон
Уран
Солнце
Нептун
Так
как не
все
тональности
могут
быть и
мажорными,
и
минорными,
в
мажорном
круге
Плутон
попадает
в
область
Марса
или
Юпитера,
а в
минорном
—
только
в сферу
Юпитера,
и
аналогично
другие
планеты.
Таким
образом,
значение
мажора
и
минора
накладывает
отпечаток
на
проявление
свойств
планеты.
Вулкан/Хирон
всегда
принадлежит
сфере
Солнца.
[3]
Трактовка
тональностей
цитируется
по
литературе:
Григорьев
С.
Теоретический
курс
гармонии.
М.,1981, с.301-341.
Вульфиус
П.
Франц
Шуберт.
М., 1983, с,142-143.
Островский
А.Л.
Методика
теории
музыки
и
сольфеджио.Л.,
1970, с.42-60.
Хохлов Ю. Шуберт. М., 1972, с.200-202
О цветовидении тональностей у композиторов см. Ванечкина И., Галеев Б. "Поэма огня" (концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина). Казань: Изд-во КГУ, 1981)
[4]
В
музыке
по
характеристикам
Римского-Корсакова
и
Скрябина
она
считается
золотой
(подобно
тому,
как в
Китае
наибольшая
активность
и
позитивность
ян
описывается
жёлтым
цветом,
а в
более
жёстком
западном
мире
это
значение
передает
более
материальный
красный).
Сопоставляя
музыкальные
тона
планетам
по
цвету,
следует
также
иметь в
виду
разницу
между
чистой
(радужной)
гаммой,
которой
мы
описываем
музыку,
и той
цветовой
гаммой,
которая
окружает
нас в
повседневной
жизни.
В
последнюю
входят
также
смешанные
и
ахроматические
цвета,
которых
нет в
радуге,
но
которые
мы
обычно
используем
для
описания
психотипа
человека
(воспринимая
его
облик,
окружённый
материей
Земли).
Согласно
этой
гаммы
мы
сопоставляем
Сатурну
чёрный.
Но
описание
музыки
требует
чистого
спектра,
и
Сатурн
условно
приобретает
свечение
фиолетового,
наиболее
тёмного
цвета
радуги.
Система
соотношений
в
радужной
и
земной
гаммах
несколько
различны:
так же
как
отличается
наше
восприятие
чистых
вибраций
от
восприятия
конкретного
мира.
[5]
Высотные
сферы
звучания
ФА и МИ
близки
и могут
перекрываться,
если мы
будем
рассматривать
нетемперированный
строй,
поэтому
тональность
МИ
также
можно
считать
Меркурием,
а ФА —
Хироном.
Естественно
считать,
например,
"Весну"
Вивальди
написанной
в
тональности
Меркурия,
соответствующего
весеннему
знаку
Близнецов,
а "Осень"
— в
тональности
Вулкана/Хирона,
архетипа
осеннего
знака
Весов, хотя
"Апассионата"
отражает
скорее
простоту
эмоций
Меркурия.
По
цвету
также
МИ
более
сопоставим
Меркурий,
а ФА —
Вулкан
(Хирон).
[6]
Моль
А.
Теория
информации
и
эстетическое
восприятие.
М., 1966, с.131.
[7]
Подробнее
в
статье:
Семира
и В.Веташ
"Астрологическое
музыковедение
и его
перспективы."
в
сборнике
"Астрология.
Век ХХ."
М, 1991 с.116-124;
а также
в книге:
Семира
и В.Веташ
"Искусство
астрологии".
Л, 1994 с.301-315
[8]
Борселло
Р.
Психизм
и
музыкотерапия
китайцев.
Париж,
1983
[9]
Также
на этой
теме
останавливается
Е.П.
Блаватская
в кн.
"Из
пещер и
дебрей
Индостана.
М., 1998 с.446-447