на главную страницу сайта      

Семиры и В.Веташа «АСТРОЛИНГВА»

СЕМИРА (Щепановская Е.М.)

ЦИКЛЫ ВРЕМЕНИ И ИДЕОЛОГИЯ

доклад на конференции СПбГУКИ

«Мировая политика и идейные парадигмы времени» СПб., 2008 с.363-372

© при цитировании данного материалa обязательно ссылаться на автора

 

Первое представление о времени вышло из наблюдения за повтором природных циклов. Циклическая картина мира была присуща философам античности (Анаксимандру, Эмпедоклу, Платону, Аристотелю, Фукидиду, стоикам). В эпоху Возрождения у античного историка Полибия заимствовал идею циклизма Н.Макиавелли, по античной и средневековой традиции усматривавшей причину циклических процессов в расположении звезд: т.е. повторении космических ритмов. Его последователем был Т.Кампанелла. Циклическая концепция истории была предложена в XVII в. Дж.Вико. И хотя в период Нового времени возникла линейная концепция времени, связанная с господством идей прогресса, циклическое представление о времени ненадолго оказалось отвергнутым. Так, в XX в. концепция Вико была высоко оценена философом П.А.Сорокиным, который вернулся к циклическим воззрениям на развитие культуры.

Возврат к идеям цикличности при описании истории и культуры закономерен: только повторяемость явлений дает возможность выявить законы и механизмы развития. И сегодня цикличность событий позволяет нам осмыслить настоящий момент времени и понять его исторический смысл.

Но цикличность физических процессов не описывается простой арифметикой – хотя бы потому, что нашей точкой отсчета не является центр мира, что показывают астрономические циклы движения планет. Столь же неэлементраны и нелинейны социальные процессы. Интересно продлить эту аналогию, сопоставив астрономические циклы социальным: как это издревле делала астрология, наделяя периоды времени архетипическим смыслом, который символизировали всеобъемлющие мифологические образы богов. Такое представление может показать нынешний момент времени как одновременный срез разных временных периодов. И дать видение перспективы: утраченной на данном этапе в связи с утратой идеи прогресса.

Это сделать сложно, поскольку мы располагаем более-менее четкой представлением о времени лишь последних веков и постоянно меняющейся оценкой историков. Но мифологическая картина мира вбирает в себя опыт тысячелетий (ведь мифологическими представлениями люди жили на порядок больше времени, нежели научным мировоззрением последних веков), и архетипический подход предоставляет эту смысловую базу в наше распоряжение. Древним было присуще постоянное внимание к циклам, и способность древнейшего целостного логического и образного мышления позволяла находить эмоциональный отпечаток времени в культуре и душе — пользуясь современной терминологией, его архетип — и вычленять его воздействие в социальной сфере.

Изначальная опора архетипического подхода — самая первая, мифологическая, картина мира, ценна тем, что она оперирует масштабными сценариями событий, столь же древними, как сама человеческая культура. Эти сценарии, отраженные в мистериях сотворения мира или взаимоотношений и борьбы богов, опыт истории проецирует в современную жизнь. И мы можем проследить их сегодня (что сделано в нашей статье «Астромифология и политика»[1], где микросценарий перестройки сопоставлен мифологической смене этапов сотворения мира).

Для современного человека время — абстрактное понятие, но повторение циклов позволяет ощутить и выявить архетипический смысл периода. Главная ценность такого представления о времени в том, что он неосязаемое переводит в осязаемое и даёт описание времени с вневременной позиции (хотя конкретика интерпретации и зависит от времени). Пересечения воздействия архетипов дают возможность создавать многоплановый рисунок каждого момента времени — рисуя время как часы со множеством разных стрелок.

 

Переходя к конкретике, рассмотрим три астрономических цикла, описывающих идейные парадигмы нынешней эпохи и наиболее актуальных для настоящего момента. Первый — 171/172-летний цикл смены идеологии, раскрывающий ведущую идею человечества на данный период.

171-летний идеологический цикл астрономически предстает как цикл соединений Урана с Нептуном (т.е. проекции этих двух планет в одну точку эклиптики Земли). Уран – один из общемировых мифологич.образов небесного демиурга, творящего мир мыслью и словом. Нептун – архетип морских глубин, связанный с образом истока за пределами рационального начала, с бессознательным брожением психики и верой.[2] По аналогии с тем, что архетип Урана символизирует идейные трансформации, а Нептуна — веру, этому циклу сопутствует формирование нового мифа о том, каким видится будущее человечества с точки зрения его гуманистических идеалов.

Последние два раза это соединение, которое можно рассматривать как стартовую точку  новой общемировой идеи, имело место на фоне преимущественного внимания к социальным процессам (символически проецируясь на эклиптический знак Стрельца, знак социальной ориентации). Это сделало актуальным архетип построения справедливого общества и прогресса. Идеи этого архетипа: социального прогресса и развития, которым вершит сама природа, ярко выразили философы, родившиеся в этом знаке: их раскрывает пантеизм Спинозы и диалектика природы Энгельса.

Аналогично этому, идеология двух последних циклов, господствовавшая 340 лет, была сориентирована на миф о построении справедливого социального строя. Первый из них, начавшийся в 1649-50 гг. положил начало буржуазным свободам (правление Кромвеля в Англии). Второй, который начался в 1818-22 гг. концом буржуазных революций в Европе и Америке и рождением Маркса и Энгельса, выдвинул на первый план как самые прогрессивные социалистические и коммунистические идеи. В следующие 170 лет эти идеи обрели свое воплощение, прошли проверку II Мировой войной и были отвергнуты незадолго до начала следующего цикла с 1993 г.

Рассмотрим последний цикл согласно наиболее разработанной модели оперирования с циклами: астрологической. Начало цикла предполагает максимальный резонанс влияний, на импульсе которого в жизнь входит новая тенденция. Оно определяет подъем идеи (начало последнего цикла — это восстание декабристов в России и усиление народной борьбы во многих странах). Середина цикла — пик напряжения и максимальное осознание идеи, указывающее на масштабы ее возможной реализации (1905/07 — первая революция в России, ставшая предвестницей социалистической, в то же время проиошли революции в Турции в 1908,  Мексике в 1910 и Китае в 1911). Кроме того, каждый цикл имеет и другие фазы, проявляющие позитив и негатив воплощения идеи в жизнь. Это составляющие, определяющие гармонию и дисгармонию резонанса (аналогично тому, как в музыке деление струны на три или на шесть является консонансом — квинтой и терцией, а на четыре диссонансом — квартой). Так фаза, равная 1/3 цикла времени (2/3, 1/6, 5/6) показывает достижения, которые несет с собой новая тенденция (в нашем примере 1/3 — опыт Парижской Коммуны, 2/3 — достижения страны Советов и победа во II мировой войне). Период 1/4 (3/4, 1/8 и т.д. более мелкие) указывают на связанные с ней недостатки (например, 3/4 — “холодная война). В последней трети цикла идея уже идет на убыль и вынуждена себя доказывать, но имеет на это силу. Но в конце цикла (1992 год) она сходит на нет и отвергается: не остается сил, которые бы могли её защитить, так как требуется обновление веры.

Распад СССР, как идеологического оплота веры в построение идеального общества, в 1991 г. и форсированный переход к рынку в нашей стране: отпуск цен с 1.1.1992 г., разрушивший прежнюю модель хозяйствования, окончательно выбил почву из-под возможности реализовать прежнюю идеологию единой социальной справедливости и прогресса. Не будет натяжкой сказать, что в 1993 году миф, ставивший во главу угла коллективный социальный идеал, прекратил свое существование. Красноречивым событием, завершившим этот революционный период социального переустройства, стал расстрел Белого дома танками в октябре 1993 г.. Начиная с этого времени вера предыдущих трех столетий в общественный прогресс как магистральный путь эволюции человечества теряет свою актуальность.

С 1993 года начинается новый идеологический цикл. Если предыдущие два соединения Урана и Нептуна происходили на фоне социальных влияний архетипа Стрельца, то начало последнего цикла произошло на иной почве, которая переносит акцент с общественного на личное право и совершенство. Эта новая почва (архетип Козерога) отвергает революционный подход и экспансию природно-стихийного скачкообразного прогресса. Знак Козерога, на который в 1993 году проецировалось соединение Урана с Нептуном, рисует ту идеологию, на которую общественное мнение будет опираться до 2164 года.

Знание характерных черт архетипа Козерога: которые, в частности, выявляет направленность идей философов, родившихся под этим знаком (основатель позитивизма Конт, прагматизма Джемс, теоретик анахизма Прудон) — позволяет увидеть неслучайность идей, становящихся ныне популярными в обществе, и предсказать ход развития общественного мировоззрения. Новая идеология развивает идею строительства жизни собственными руками: в частности, планирования материальных процессов "сверху". Поскольку архетип Козерога побуждает брать судьбу в свои руки, не надеясь на светлое будущее, идеология становится более жесткой и менее оптимистичной, зато выражает готовность воплотить в реальность все предыдущие недоработанные идеи, оставив глубокий практический след на будущие времена.

Знание закономерностей 171-летнего цикла подтверждает, что мы живем в период разрушения старой и формирования новой идеологии. Как считал астропсихолог юнгианской школы Дейн Радиер, значение астрологических прогнозов прежде всего в том, что они помогают выявить смысл существующего периода времени. В соответствии с тем, что архетипически с Ураном соотносится мифологический образ первого творца, а с Нептуном — образ хаоса, откуда возникло всё, актуализация этих архетипов символически открывает дверь в запредельное. И началу цикла сопутствуют не вполне ясные веяния, размывающие прежний взгляд на мир. С этой точки зрения, значение нынешнего хаотического этапа жизни (который многим видится лишенным всякого смысла) — в поиске новой идеи, захватывающей умы, и оформлении её в виде "мифа" (подобного мифу о светлом коммунистическом будущем). Новый способ веры в будущее — основанной на возможностях личности — ясно проявится, вероятно, не ранее 1/12 цикла (2008-2012 гг.). Ярко разработают эту идею люди, родившиеся, скорее всего, в период начала цикла (с 1993-го по 1997/8 гг.).

Тем не менее уже сегодня можно с определенностью сказать, что ныне формирующаяся идеология смещает акценты:

1. С коллективного движения (общественного прогресса) на индивидуальное развитие личности. Достижения общества призваны служить совершенству личности: они не остаются пустой абстракцией, лишь когда закрепляются в прогрессе каждого конкретного человека. Поскольку абсолютной целью становится личность, идея исторического развития как прогресса отодвигается на второй план. Изменением коллективного разума правят требования времени, и оно не есть развитие в том смысле, что одна идейная концепция ничем не лучше другой: ценна лишь ее актуальность в данный момент. Максимальная самостоятельность и свобода личности, как абсолютной единицы, через которую вершится прогресс, т.о. ставится выше сиюминутных потребностей общества (что позволяет понять позитивный смысл идеи анархизма как ратование за максимальную самостоятельность отдельных единиц во всех сферах жизни). 

2. С иерархического порядка: в котором явление мыслится фазой развития, высшей или низшей по отношению к другому,— на более гибкий порядок системного типа: в котором каждая из единиц является равноценной доминантой и явление находит свое место в общей системе согласно собственной природе и ценности (а не оценке с позиций более авторитетного явления — что подчеркивает актуальность идеи многополярного мира Поэтому же нынешнее выстраивание «вертикали власти» по иерархической модели являтся исторически неперспективной ностальгией по прошлому.)

3. С экстенсивного на интенсивный путь развития, с учетом внешней и внутренней экологичности любой деятельности (этот переход от ресурсо-затратной деятельности Стрльца к жесткой экономии Козерога невозможен без преодоления экспансии предыдущего образа мысли людей, которая остаточным способом проявляется в процессах глобализации. Неслучайно они все более получают критическую оценку).

4. Со скачкообразообразных динамических процессов (во многом основанных на инстинктивно постигаемых скрытых энергиях) на равномерные, более доступные сознательному контролю и управлению.

5. С объединения на основе общего, которое подавляет частное, на объединение на основе уникальности единиц, согласно их роли в общей системе. Это чаще всего выглядит как переход от абстракции теории к конкретике практики: например, догматику религиозной идеологии сменяет понимание естественной духовности различных проявлений самого жизненного процесса.

Именно поэтому, наряду с поверхностным объединением на основе информационных связей, которое мы наблюдаем сегодня, наиболее актуальным становится подчеркивание глубинных особенностей культур, религий и философских учений, возникших на основе разного климата, нац. характера и психологии людей. Подобно тому как экология природы ставит целью сохранить все виды животных и растений, понимая, что каждое из них занимает необходимую нишу в связанности процессов биосферы Земли и утрата любого звена нарушает общую целостность,— возникающая экология культуры заставляет прийти к пониманию значимой роли каждой культуры и идеи в общей симфонии жизни и мысли человечества.

Правда, в жизни планеты это выразилось в первую очередь в усилении национализма и акцентуации на конфессиональной уникальности, что было удивительно для футурологов в начале XXI века. – Но козероговский архетип заведует также и понятием родового, вниманием к своим корням как опоре индивидуальности, что и дало обращение к национальным и религиозным основам. 

 

Другой астрономический цикл, актуальный для рассмотрения идейных парадигм эпохи – это цикл отношений Урана и Плутона, которые определяют политическую идеологию и свободы. Он несколько короче предыдущего (астрономически это 110-127-летний период, математически неравномерный в силу неправильности орбиты Плутона, пересекающей Нептун). В отличие от внешне почти незаметной актуализации архетипа Нептуна (символизирующего тонкие духовные веяния), архетип Плутона (образ бога подземного мира, владеющего богатствами земли, в том числе и нефтью, и человеческими ресурсами) в обществе обозначает себя ощутимо: это та точка притяжения, куда направлены энергетические и финансовые потоки. И в отличие от общечеловеческой гуманистически-нравственной направленности идей предыдущего цикла, идеология, формирующаяся в рамках данного цикла, зависит от человеческих и энергетических ресурсов территории и страны.

Актуализация архетипов Урана (идейная новизна) и Плутона (глубины человеческих инстинктов и страстей) связана с резкими трансформациями, и их напряженное взаимовлияние обозначает экстремизм идей. Такой астрономический аспект (3/4 цикла) имел место в 1933-1937 гг., что привело к распространению фашизма в Германии, Испании и Италии и сталининским репрессиям в нашей стране. Тем же аспектом было отмечено учреждение опричнины при Иване Грозном в 1565-66 гг.: характерны в это время жесткокие расправы и в других странах (террор испанцев в Нидерландах и гражданские войны католиков с гугенотами во Франции, приведшие к Варфоломеевской ночи). Данный параллелизм был замечен историком В.И.Пантиным (и описан в его работе “Циклы и ритмы истории”).

В следующий раз аналогичный аспект (1/4 цикла) будет в 2013-2017 гг., и следует вновь опасаться всплеска фашистских идей (скинхеда), популярность которых может в эти времена нарастать как снежный ком, а также и все более тотального контроля правительства по отношению к населению. Поскольку последнее не гасит национализм, способствуя распространению идей неравноправия народов, в свете напряженного взаимодействия архетипов Урана (идей) и Плутона (человеческих ресурсов) идейный экстремизм может принять воистину опасные масштабы.

Гармония начала цикла (символическое “соединение” Урана с Плутоном: когда идеи (Уран) соответствуют чаяниям масс (Плутон)) имела место в середине 60-х, в период «оттепели», дав старт позитивному и миролюбивому внешне-политическому курсу (идеологии “борьбы за мир”), а также смягчению отношения правительства нашей страны к собственному населению, устранению экстремально-жесткого контроля над людьми и репрессий. Более слабый гармоничный аспект (1/6 цикла) был в 1994-1998 гг., когда законодательно (налоговой политикой) были созданы хорошие экономические условия для свободы печати и предпринимательства. После окончания гармоничной актуализации архетипа идейных перемен эта политика вновь ужесточилась. Гармонией этих планет (2/3 цикла) был также отмечен период НЭПа.

Т.о., хотя архетипические трактовки никогда не претендуют на однозначность (архетип многозначен согласно самому своему определению, как писал об этом К.Г.Юнг[3]), напрашивается вывод, что напряженные фазы данного цикла воскрешают понятия тирании и диктата, как идеологической узости в разных ее видах. Гармоничные способствуют исправлению политического курса и политическим свободам. А идеи, проявившиеся в период начала цикла, служат критерием и залогом верного идейно-политического курса в последующий период.

 

Коснемся также 37-летнего цикла, определяющего экономический фундамент и перспективы его развития. Его небесная, астрономическая параллель – цикл соединений Сатурна и Нептуна. Сатурн символизирует мифологический архетип бога своей земли и судьбы, навыков и инструментария, наиболее связанный с материей жизни. Бог морей Нептун – колебатель океана и суши, разрушающий устоявшееся ради живительной струи изначального и новой фазы творения. Один из ярких мифологических сюжетов взаимодействия этих архетипов — сотворение прочного острова земли посреди океана вод: что соотносится, в частности, с созданием экономической базы общества (и в данном случае с психической, а не идейной переориентацией). В очередной раз этот цикл начался в 1989 году, сделав возможным экономические реформы после завоевания политических свобод. Рассмотрим его на примере нашей ближайшей истории.

Толчком предыдущему 37-летнему экономическому циклу послужило послевоенное восстановление экономики. Одной из ключевых задач того времени было создание военно-промышленного комплекса, и этой линии была подчинена доперестроечная экономика. С 1989 г., знаменующего начало нового экономического цикла, он начал разрушаться. (Можно отметить, что курс “перестройки” до этого момента ощутимо не затрагивал экономику, оставаясь чисто идейным, и лишь съезд 1989 г. дал старт принципиально иному способу хозяйствования.) Капиталистические идеи, которые были заложены в тот момент, дали свои позитивные всходы в 1/6 цикла (к 1996 г.). При дисгармонии 1/4 фазы цикла (дефолт в 1998 г.), они прошли проверку на прочность. Выявленные негативные тенденции преодолеваются к 1/3 цикла (2002 г.), но 1/2 цикла (2006-2007 – напряженный год падения доллара) вновь расшатывает экономический фундамент, ставя цель более высоких и масштабных достижений. В этом смысл настоящего момента с точки зрения экономической перспективы. 2/3 цикла (2011-13 гг.), вероятно, станет вершиной реализации нынешней экономической политики. В напряженной экономической ситуации 2015-16 гг. идеи “дикого” капитализма в России могут ещё раз доказать, что жизнеспособнее других. Но к 2025 году они изживут себя, и станет необходимым и возможным другой экономический фундамент. 

 

Это три примера циклов, определяющих стратегию времени. На самом деле их гораздо больше. Если говорить о финансово-экономической базе и связанных с ней политических процессах, следует учитывать цикл соединений Сатурна с Плутоном (начало цикла в 1982-83 г. дало толчок перестройке; новый старт такого же масштаба будет дан в 2020 году). Этот цикл символизирует более глубинные процессы, по сравнению с предыдущим: прежде всего смену ресурсов и сырьевой базы. Техническое переоснащение предприятий описывают фазы цикла Урана и Сатурна (также около 40 лет). А развитию свободной рыночной экономики, согласно исследованиям западных астрологов в области "мировой астрологии", способствуют аспекты Урана и Юпитера (пример нашей страны подтверждает этот вывод).

В древнем Шумере универсальным мерилом общественной жизни был 60-летний период, вмещающим целое количество циклов Юпитера (5) и Сатурна (2). 12-летний цикл Юпитера и его “соединений” c дальними планетами, соответствующий выявленным изменениям солнечной активности,— не столь масштабный показатель, хотя он служит ярким показателем “удачных” в социальном отношении периодов: когда все идет “как нужно” и принимается коллективным разумом как должное — чередующихся с “неудачными”, когда дела идут не так, как ожидалось. Т.о. его фазы имеют смысл доведения идей до окончательной социальной реализации (ожидаемой или непредвиденной).

Последние циклы сопоставимы с экономическими циклами, выделяемыми историком Н.В.Кондратьевым (40-60 лет)[4]. Два таких цикла очень примерно составляют век (на что указывает В.И.Пантин[5]): привычную нам единицу измерения истории, которую берут за основу цикла смены технологического уклада и развития международного рынка и другие исследователи (С.Глазьев[6], В.И.Маевский[7]). Согласно архетипическому смыслу, развитие международного экономического сообщества как единого конгломерата можно сопоставить неровному циклу Урана-Плутона: циклу политических перемен, условно вмещающему в себя три около-40-летних цикла с экономическим значением (все вместе это очень приблизительно составляет 120 лет: что согласуется с выводами Ф.Броделя[8] или И.Фримана[9]). —

Однако эти исследователи склонны видеть причины социальных процессов в экономических, а согласно архетипическому подходу, это не так: ведь потребность в материальном обеспечении, с древнейших времен – не единственная потребность человека. Столь же важна потребность в свободе (творчестве), вере (цельности восприятия), знании (информации) и другие. Столь же важна потребность в свободе (творчестве), вере (цельности восприятия), знании (информации) и другие. Соответственно духовная составляющая, которая сопутствует каждому из циклических процессов и придающих им смысл архетипических компонентов, равным образом является ведущей.

И следует иметь в виду, что линейное представление о времени не может учесть семантической многоплановости каждого момента времени: именно в этом астрологическая модель описания циклов имеет преимущество перед любой другой. В то время, как процессы одного цикла развития достигают пика, процессы другого могут идти на спад, т.о. смысл периода времени определяется всем множеством циклов, а не какой-либо одной кривой подъема-спада. Т.е., например, техническое переоснащение предприятий в разных условиях и странах может привести к совершенно различным социально-экономическим и политическим последствиям – как и любой другой процесс. Ситуация полностью никогда не повторяется: в каждом конкретном случае она по-своему уникальна. Астрологический прогноз (в серьезном, а не профаническом смысле слова) учитывает это, если применяет к интерпретации периодов хорошо разработанную семантическую базу.

Разнообразие циклов, вложенных в один отрезок времени, создает впечатление многомерности времени (время предстает не как линейная прямая, а как множество параллельно разворачивающихся спиралей). Возможно, такая модель времени не очевидна для современного научного менталитета, но наша психика работает в режиме цикличности и воспринимает время именно так. В этом — психологический корень подспудно возникающих у нас представлений о параллельных мирах и временах.

Объемный образ времени, который при этом возникает, тесно связан с понятием смысла происходящего. Цикл подразумевает начало и конец: веху истории (в то время как для абстрактного мышления время связано лишь с идеей бесконечности). Для древних начало нового цикла было повторением космогонического акта творения, стирающего прошлое и возобновляющего жизнь заново (что показал М.Элиаде). Осознание циклов времени как вех расчищает путь вперед.

 

к перечню статей

 



[1] в кн: Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ. СПб.:Лань, 1997

[2] подробнее описание общемировых мифологических архетипов, где показано, какие идеи сопоставляются тем или иным типиеским образам и почему, дано в нашей кн: Семира и В.Веташ. Астрология и мифология. СПб.: Атон, 1998

[3]Ни один архетип не может быть сведен к простой формуле. Он — сосуд, который нельзя ни опустошить, ни наполнить… Он пребывает косным на протяжении тысячелетий и тем не менее жаждет нового наполнения. Архетипы — непоколебимые элементы бессознательного, но они постоянно изменяют свой облик”: в кн. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации" М.,1996 с.71

[4] Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989

[5] Пантин В.И., Лапкин В.В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ//Политические исследования 1992 №4

[6] Глазьев С. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993

[7] Маевскии В.И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика. М., 1994

[8] Вraudеl F. Ecrits sur 1'histoire. Paris, 1969

[9] Freeman Ch. Technology Policy and Economic Performance. Lessons from Japan. New York, 1987