©
Щепановская Е.М. (Семира)
Диссертация
кандидата
философских наук по спец. 09.00.13: философская антропология, философия
культуры.
Защищена
10.11.2011 на философском фак-те СПбГУ.
«ГЕНЕЗИС И КЛАССИФИКАЦИЯ
МИФОЛОГИЧЕСКИХ АРХЕТИПОВ:
культурфилософский подход»
Ссылки на текст
диссертации:
Глава 1-2: Методология
Глава 3: Описание 12-ти архетипов мировой мифологии
Глава 4: Применения. Библиография. Таблицы
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
МИФ КАК ОСНОВА АРХЕТИПОВ КУЛЬТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 14
1.1 Изначальность и универсализм
мифологии как базы культурных форм.15
1.2 Миф как образная и
ценностно-смысловая реальность. . . . . . . . . . . . . . .18
1.3 "Оживляющая":
одухотворяющая и перформативная роль мифологии. 23
1.4 Энергия мифа и воспроизводство
смыслообразов. Понятие архетипа.
Архетип как протофеномен . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.5 Мифология как путь к целостному
мышлению. Проблема экологии
мысли. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 31
1.6 Творческий потенциал мифа:
онтологическая значимость
эмоциональной компоненты мысли.
Как возможно мышление архетипами? . .
. . . . . . . 35
1.7 Мифологическое и современное
научное мышление.
Классифицирующая роль мифологии.
Структурность мифа . . . . . . . . . . . .
41
2.1 Проблематичность описания
бессознательного и его структуры . . . . .
. 45
2.2 Понять миф с его позиции – путь к
описанию бессознательного . . . . . .
47
2.3 Особенности логики мифа как
логики подсознания. . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.4 Метод аналогий в древности,
средневековье и современной науке . . . .
51
2.5 Образ как идеальная форма
архетипа и ключ к классификации
мифологии. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
2.6 Генетический метод . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
2.7 Функционально-исторический метод
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
2.8. Психоаналитический метод. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
2.9. Структурно-семиотический метод.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2.10 Аксиологическое ядро архетипа. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
3.1 Праобраз изначальных Вод –
архетип истока. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
3.2 Праобраз Неба – архетип творящей
мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
3.3 Праобраз своей Земли и предков –
архетип памяти и судьбы . . . . . . . .
112
3.4 Праобраз Бога-царя, Громовержца –
архетип общества и религии. . . . 123
3.5
Праобраз смерти и подземного мира – архетип потенциала
к
преобразованию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 137
3.6 Праобраз божественного Кузнеца и
законодателя – архетип
культуры. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
3.7 Праобраз кормилицы-Земли и смены
времен года – архетип
деятельности и порядка. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
3.8
Праобраз Солнца и легендарных героев – архетип самобытности и
совершенства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
3.9 Праобраз Луны — архетип
преемственности жизни и материнства . .
178
3.10
Праобраз божественных Близнецов и трикстера, бога речи, счёта
и
письма – архетип интеллектуальной функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 188
3.11
Праобраз богини любви и красоты – архетип природы и
созидающей
роли чувств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 201
3.12
Праобраз воина и пастыря – архетип воли личности и идеала. . . . . . 213
Глава 4. Применение системы базовых архетипов
4.1 Архетипический подход как метод
гуманитарных наук. . . . . . . . . . . . .
231
4.2 Обращение к системе первообразов как
метод искусствоведения. . . . 233
4.3 Архетипические корни философских
понятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
4.4 "Эмоциональная матрица"
идей как основа типологии
мировоззренческих концепций. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
4.5 Архетипы наций. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
4.6
Архетипы социокультурного времени и традиция астрологии . . . . . . 247
4.7 Методика преподавания мифологии.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
Заключение. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 258
БИБЛИОГРАФИЯ. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 261
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список сокращений . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦЫ. Таблица I. Генезис архетипов . . . . . . . .
. 272
Таблица
II. Проявление
архетипов в функциях богов и современных
понятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274