сайт Семиры и В.Веташ «АСТРОЛИНГВА»
на главную страницу сайта
ЩЕПАНОВСКАЯ Е.М. (СЕМИРА)
«Архетипы порядка
и чистоты с глубинно-исторической точки зрения и отход от них в современном
мире» // ДПФ 2006 Материалы круглого стола "Философия культуры и
культурология: традиции и инновации". СПбГУ, 2007 С.502-511
Сегодня философия,
описывая какие-либо понятия, обычно опирается лишь на современные значения
языка. Однако для действительно философского, а не поверхностно-художественного
культурологического анализа более продуктивным представляется выход к
историческим корням возникновения понятий. В этом помогает анализ архетипов
древнейшей мифологии, а также исследование глубинной этимологии слов (обращение
к индо-европейским или ностратическим корням, дающим сегодня ветви разных, но
архетипически родственных понятий) .
Такой подход
показывает, что представляли собой понятия изначально и как они мыслились на
протяжении тысячелетий. Он указывает на магистральный путь развития мысли. С
этой позиции можно оценить современное состояние мысли (насколько акутально или
предано забвению содержание каких-либо понятий, которые выступают как «вечные»
по отношению к истории человечества).
Одним из таких понятий
является идея порядка. В мифологии ее выражают два принципиально разных
архетипических образа, которые не следует смешивать для ясного понимания идеи
порядка.
I.
Один воплощает идею
создания порядка из Хаоса и относится к образу Царя богов (обычно Громовержца).
Например, это шумерский Мардук, предводитель богов, творящий мир из чрева
праматери Тиамат, семиглавой гидры. Этот архетип выражает принцип организации
мироздания «сверху» (иллюстрируемой образом горы, где обитает царь богов) и
его динамики (образ грозы, которой повелевает громовержец). Этот архетип
символизирует социальную структуру и битву добра со злом, борьбу идей,
мировоззрение и коллективный разум. Если рассмотреть функции царя богов, он
покровительствует общественным и религиозным ритуалам, выступая проводником
высшей (небесной) воли (творения), символизирует экспансию человека вширь
(завоевания и путешествия). Но он не содержит семантики чистоты.
– Потому этот,
социальный, мифологический архетип не столь актуален в рамках данной темы. Для
философского понимания социального порядка (а также иерархического строения
мироздания, как мы его себе представляем, и коллективного разума) здесь
существенна не только противопоставленность Порядка – Хаосу, но и то, что
пирамидальный миропорядок Царя богов лишь возобновляет творение, он не является
первичным. (За ним стоят более древние мифологические архетипы Моря, Неба и
Земли, символизирующие жизнеобразующее, психическое начало (веру), мысль и дух,
и временной фактор.) Архетип Царя богов, описывающий структуру мироздания,
формируется позднее.) И общественный порядок Царя богов зависит от времени и
строится так, чтобы служить проводником более высоких идеальных, творческих
влияний (бога Небес – хотя при взгляде «снизу» эти два образа сливаются).
Важно, что система
коллективных отношений издревле основывалась на идеологии и религии, т.е. всегда
существовавал порядок высших ценностей, по аналогии с которым строились
отношения в социуме. В современном мире социальные отношения начинают мыслиться
высшей инстанцией, и под них подгоняется психическая и религиозная составляющая
человека. Поскольку общественная структура теряет идеальную надстройку,
социальная деятельность поневоле доминирует над душевно-нравственной. Высшие
идеалы загоняются в индивидуально-духовный багаж личности, которые она должна
искусственно приспосабливать к социуму, как и свою психику (отсюда как
компенсация уродливые формы обращения к психическому: наркомания, засилье
мистики, религиозный и социальный фанатизм и проч. формы Хаоса бессознательного,
поднимающие голову).
Архетипический подход
показывает, что социальное вторично по отношению к идеальному, и органически
содержит моральный аспект. Глубинно-психическая система ценностей мира,
хранящая жизнь и развитие души, – глобальнее социального порядка и в
естественном варианте ставится выше него. И поэтому нынешний порядок
системы ценностей не согласуется с архетипической (укорененной тысячелетиями)
моделью порядка души человека, будучи временным антитезисом стратегическрой
линии развития духовности человека с перспективой будущего обновления на новой
основе высших ценностей и идеалов.
II.
Неразрывно слитую
концепцию порядка и чистоты выражает другой архетип: мифологема
умирающих и воскресающих богов – образ Матери-Земли и ее детей-растений. Его
основой являтся природно-земледельческая основа взаимодействия человека и мира,
занятая материальнными потребностями выживания человечества. Мать-Земля и
умирающие и воскресающие боги растительности символизируют природный
круговорот: смену сезонов года – и циклы человеческой деятельности, в
соответствии с ним. (Так, Теллура ведает 12-ю сезонными работами землепашца, по
числу месяцев года.) Этот архетип не относится к идее творения, но целиком и
полностью воплощает идею поддержания порядка. В отличие от предыдущего
архетипа, здесь можно говорить об организации жизни «снизу», не на основе
силы и разума человека (что воплощает царь богов), а на материальной основе
природной жизни. Это порядок не иерархический, а равноположенный, отводящий
всему свое место согласно самоценности каждого явления и его временной
актуальности.
Глубинная этимология
слова «порядок» (от индо-европ. корня ordo, откуда англ.“order”, фр. “ordre”,
нем. “Ordnung”) показывает, что оно
исконно родственно таким словам, как “организация” и “организм”,
обозначающим упорядоченную структуру как неживого, так и живого. Также оно
родственно словам “ряд” и “череда”, что напоминает
о смене времен года. С тем же и.-е. корнем связаны греч. “ergon” (дело), англ. “work” и нем. “Werk” (работа), и наши слова “орудие”
и “cнаряжение”,
также связанные с семантикой труда. Эти же смыслы выявляет и древняя мифология:
архетип порядка связан с последовательностью времени, чередованием сезонов,
работой и организацией процесса труда, а также образом Земли как единого живого
организма (к которому неслучайно возвращается наше время).
Идеи этого типа
порядка ныне актуализированы в жизни совр. мира прагматики и технического приоритета,
и мы рассмотрим его более детально.
1. Чистота как
безупречность исполнения своих функций.
Логика развития
архетипа земного, рукотворного порядка «снизу», который воплощает миф.
пра-образ умирающих и воскресающих богов, такова. Человек берет на себя ряд
функций (прежде всего хранения зерна и его посадки), которые до него исполняла
сама природа. И при этом возникает идея чистоты и безупречности исполнения
своих функций. Природный процесс должен быть исполнен четко – иначе зерно не
прорастет и урожая не будет.
Эта чистота
осуществления порядка проявляется в том, что исполнитель природного процесса
отождествляется с ним. Исполнение природного порядка воплощают боги
растительности: они сами умирают и возрождаются, как античная Прозерпина (от “proserpo”— прорастать)/ Персефона нисходит осенью в подземный
мир, или египетский Непери (”зерно”), про которого говорили: «Непери живет,
после того, как он умер». Исполнитель природного процесса безупречен в том, что
исполняет его до предельной точки: критериями служат жизнь и смерть. И ради
вечного обновления жизни, мать-Земля жертвует своими детьми: как человек жертвует
свой труд и отдает часть плодов ради будущего посева.
2. Возвышение труда
до мистериальной роли (участия в космическом цикле).
Как показывают
мифологемы этого архетипа, для древних работа мыслась частью космического процесса.
Работая, человек участвовал в космическом круговороте, и эту мистериальную роль
труда подчеркивали празднества, самые масштабные из которых были связаны со
сбором урожая, виноделием или пивоварением – и мистериями, самые известные из
которых – Элевсинские – существовали более 1000 лет. Присутствующие на них
переживали символическую смерть и возрождение вместе с Деметрой и Персефоной. И
считалось, что участник мистерий, прикасаясь к масштабности и вечности процесса
перерождения, обретает опыт бессмертия (собственной души).
В мистериях
человеческая деятельность мыслится катализатором сил возрождения (образ
Диониса: символ вина как смерти и одновременно бессмертия, вечного сохранения
винограда). Т.о. человек добровольно принимает на себя роль винтика в мировом
механизме, для того, чтобы природный процесс протекал так, как ему нужно, чтобы
жизнь побеждала смерть. Так решается проблема выживания (и образы этого
архетипа связаны с переходом от человеческих жертвоприношений земле к жертве
хлебом, вином, пивом, которое лили в борозду).
3. Распространение
идеи природного порядка на человеческое общество.
Столь же аккуратно и
безукоризненно, как протекают процессы в природе, обеспечивая надежный,
предсказуемый результат (урожая),
должны протекать процессы в человеческом обществе. Пример этого – логика
названий греческих ор: богинь времен года. Евномия (“благозаконие”)
олицетворяет рост растений, Дике (“справедливость”) – цветение и Ирена (“мир”)
– зрелый плод. Внутренний закон дает толчок росту, цветение указывает на
равновесие и гармонию, а стадия плодов соответствует умиротворению и покою.
Поэтому богиня Земли и
ее дети-растения мыслятся вершительницами справедливости. Так Персефона (эпитет
которой Кора: “девушка” – подчеркивает ее чистоту), вершит суд в царстве
мертвых вместе с Плутоном. Вершительницам природного порядка поручается и кара
за нарушение закона. Отождествляются между собой Дике, Немезида (“nemezao”- “справедливо негодую”) с крыльями, мечом и плетью,
Адрастея (“неотвратимая”), символизирующие неотвратимость и быстроту воздаяния.
Немезиде подобны египетская богиня-мстительница Мафдет, в виде быстро бегущего
гепарда, участвующая в суде Осириса над душами, как и ее сестра Сешат,
исполняющая там роль писца.
Т.о.боги этого
архетипа выступают исправителями недостатков. Яркий образ очистительницы являет
ацтекская богиня земли и покаяния Тласольтеотль (“пожирательница
экскрементов”), аттрибут ее – метла: вбирая в себя грязь, она очищает
человечество от прегрешений. Искоренение социальных недостатков мыслится
как возвращение к естественному природному порядку.
4. Принципы
производства и забота о бесперебойности земных процессов.
Осуществляя процесс
природной трансформации, Земля и сама являет гарантию его бесперебойности.
Пример чего – славянские обычаи есть землю, произнося клятву, обмениваться
пучками травы при заключении договора. В др. Риме основой добродетели считалась
Фидес (“вера, верность”), с колосьями и плодами в руках.
Производство как
рукотворное поддержание порядка (сохранение зерна) – требует учета и
контроля (которым заведуют шумерская богиня урожая Нисаба (“зерно”), жена
писца Набу). И этот архетип связан с развитием знания, кот. воплощают
боги счета и письма. Другой пример союза этих архетипических образов: егип.
богиня справедливости Маат (“страусиное перо”), утвердившая порядок при
сотворении мира, супруга бога знаний Тота.
Славянская
Мать-Сыра-Земля, как и египетская богиня урожая Рененутет (мать
умирающего-воскресающего бога Непери), растит на себе целебные растения и
заботится о здоровье людей, как и другие боги этого архетипа (индейская
мать-земля Меззукумик Окви, шумерская богиня земли Нинхурсаг и пр.).
Здесь также
существенно, что богини порядка связаны с самоограничением. Контроль
предполагает, что не совершается избыточного засеивания поля – как и в более
древних обществах охоты не убивают, если это не требуется для еды (это
оценивается как грех). Главный грех совр. мира – перепроизводство – говорит о
нарушении принципа учета и контроля.
5. Темпоральная
структура порядка.
Для древних
естественный порядок – это порядок временной (так Дике изображалась с
ключами от ворот дня и ночи и это символизировало ее способность различать
добро и зло). Соблюдение естественного порядка – причина счастья, нарушение
его – причина бед (например, наше слово невзгоды: стар. “безгодье” означает
“невовремя”). Образ первого – римская Фортуна (от “porto” – нести, приносить плоды): выражает идею: удача
приходит в свою пору. Образ второго – хеттский Телепинус: он надевает левый
сапог на правую ногу и в степи наступает засуха. Только посланная его матерью
пчела (символ трудолюбия) будит его, и бог растительности просыпается,
возвращая степи плодородие.
Временной порядок: чередование
труда и отдыха (праздников-мистерий), как равноценных доминант бытия – также
не соблюдается в совр. мире: он предполагает труд (популярная модель 24-7-365,
как ее назвают на Западе: т.е.человек в фирме должен работать 24 часа 7 дней в
неделю и 365 дней в году), но раскрепощению души и духовному не отводит равноценного
места и времени. И сегодня не приходится говорить о духовном развитии, так как
на это все более нет времени. Технократическая экспания капиталист.модели
подразумевает бесконечную гонку производства и перепроизводства. И вместо
высвобождения человека из оков обеспечения мат.потребностей он все более
втягивается в бесконечную деятельность, не оставляя времени достойному отдыху и
потребностям человеческого духа, и заполняя краткий перерыв между работой
быстрорастворимой жвачкой масскультуры.
6. Фатальность
нарушения порядка.
Связь архетипа
умирающих и воскресающих богов со смертью проявляется и в идее, что несоответствие
порядку (несправедливость) вызывает исчезновение явления. Порядок
нарушается – вместе с ним уходит с лица земли его исполнитель. Например, индийский
образ эпической героини Ситы (имя значит “борозда” и родственно греч. “сито”:
хлеб), которая появилась на поле из борозды и которую мать-земля взяла обратно, когда ее коснулось
несправедливое подозрение в супружеской неверности. Или греч. образ Астреи,
богини справедливости, отождествлявшейся с Дике: она жила среди людей золотого
века, но не в силах исправить порочность мира, удалилась не небо и превратилась
в эклиптическое созвездие Девы.
7. Чистота как
соответствие природному процессу и необходимое условие вечности жизненного
круговорота.
Все качества этого
архетипа отражены в зодиакальном созвездии Девы – само название которого намекает
на чистоту (как имя греч.Коры, которое, как и имя рим. матери-земли Цереры,
связано с и.е.корнем “ker” с кустом
архетипически близких значений: “расти, порождать, очищать” и даже “подметать”.
Или шумерской богини Земли Нинсикилы – “госпожа чистоты, девственница”.) В
известном египетском образе созвездия рядом с Девой изображается идущий бог
смерти Анубис, символизируя идею: смерть преходяща, жизнь вечна. Безупречность
и чистота природного процесса гарантируют вечность жизни. Целомудрие Девы
мифологически связывается с возможностью бесконечного воспроизведения детей
(лат. “Virgo” от “vir-gen”: рождающаяся человека). Рождение связано с
возвратом к изначальной чистотой (иначе оно невозможно). И в этом – древний
смысл непорочности Богородицы, наиболее позднего образа этой мифологемы.
Древние Зодиаки являют
первые классификации миф. архетипов, позволяя совр. человеку легче понять
структуру миф. космоса. Архетип чистоты и порядка – один из 12-ти компонентов
12-членной системы архетипов Зодиака, описывающей полноту мировых понятий (и
это показывает значимость его роли).
Выводы:
Опора древнейшего
архетипа чистоты и порядка на природный процесс, неотъемлемость его от природы
и полная погруженность в естественный процесс как сила этого архетипа –
показывает недостатки сегодняшнего понимания чистоты и порядка.
Сегодня мы отошли от
изначального понимания чистоты как соответствия природному закону: чистота
предстает как стерильность (уничтожение природного), с одной стороны, и
загрязнение окружающего мира (целлофановые обертки, бутылки, разлагающиеся 700
лет), с другой. Искусственная чистота оборачивается своей противоположностью.
Соответственно нарушаются процессы природного воспроизводства, процесс
бесконечного рождения. Проблема экологии встает как главная проблема выживания
людей.
Образ жизни и труда (и
режим сна и питания) также не соответствует природной естественности (основа
которого – чередование сезонов), расплатой за что становятся болезни и все
большая бюрократизация делопроизводства (как омертвление, остановка реальных
дел: не крутятся механизмы, которые должны бы были работать). Требуются
искусственные стимулы к исполнению того, что для человека естественно (честно
исполнять свою соц.роль, воспитывать детей и т.д.). О понимании труда как части
космического процесса нет и речи – соответственно, нет и полноты эмоционального
удовлетворения от работы. По сравнению с древними, мы в этом смысле живем в
частичном и урезанном бытии. (Не во Вселенной, не в мире, а в квартире, не в
городе, а в офисе и т.д.)
В древнем мире
соблюдалась гармония между порядком сверху (идейным) и снизу (техническим), который
строго соответствовал природе. Сегодня переставлены два компонета порядка и
техническая сторона дела начинает управлять природно-временной
(технократическое общество). Технич. приспособления доминируют на их смысловыми
задачами (компьютер). Главные силы отданы на бесконечное переоснащение
открытого, перекрывая кислород для развития принципиально других путей. Порядок
«сверху» не возвышается до простора идей (до архетипа небесного творения,
проводником которого он должен служить), а порядок «снизу» не опирается на
глубинные законы природы (которые поддерживают вечность жизненного
круговорота). Тем самым мы оказываемся в виртуальной реальности, висящей где-то
посередине.
В совокупности эти две
неправильности: социальное как потолок и приспособление, доминирующее над
смыслом, привели к нарушению балланса между духовным и материальным. Поскольку
технический прогресс обогнал духовное развитие, современное общество являет
ускоренное движение механизма жизни ради непонятной цели. Западная модель технического
ускорения продолжает навязываться миру, вместо того чтобы ее недоработки
восполнить духовностью тех обществ, где она доминирует над
материально-технократическим началом. Богатство техники сочетается с бедностью
души. И в социальной сфере вместо глобальной задачи жить счастливее, ставится
урезанная задача быть богаче (акцентируется только техническая сторона
счастья).
Древнейшие архетипы
(мифологемы «языческих» времен), указывают на ценности и раскрывают на деле
духовное содержание понятий, поэтому полезно воскрешать их и в нашей сегодняшней
жизни. Архетипы показывают глубинно-историческое представление, и необходимо
возвращаться к первозданной чистоте понятий, чтобы увидеть магистральный путь
развития сознания человечества. Отход от архетипического содержания понятий
говорит о том, что нынешняя ситуация является временной.