«Блуждающие звезды»
При
использовании данных материалов обязательно ссылаться на авторов (с)
Астрология – символическое знание, и планета
– символ, значение которого не однозначно: оно меняется от контекста, хотя и
выражает определенную идею. Однако астрологи под планетой понимают не только
идею, но также вибрацию, ритм или энергию. Понять значение планеты помогает ее
эмоциональная характеристика.
Как чисто духовная энергия, планета может
не восприниматься никак. Однако как отражение земных событий, каждая планета
задает свои ритмы и воспринимается через особое ощущение. "Влияние"
планет сказывается на нашей психике как настроение дня или эмоциональное
впечатление от человека.
В книге мы использовали стихи — картинки
планет — чтобы донести образ планет и то ощущение, которое вызывает связанные с
ними "энергии". Эти стихи во многом писались "от ума": их
цель была передать эмоциональную информацию через ритм стиха и набор слов
соответствующего значения. Они не претендуют на литературную самоценность, но
помогают настроиться на нужные вибрации и сформировать целостный образ планеты:
чтобы верно ухватить суть астрологической символики и легко воспринять объемный
и неоднозначный астрологический материал.
Для той же цели были написаны стихи о знаках
Зодиака. Они несколько более литературны: на них вдохновила авторов эзотерическая
астрология Елены Рерих. Стихи о планетах и знаках Зодиака существуют также в
виде песен, где и сама музыка помогает проникнуть в эмоциональную суть
астрологических понятий.
МАРС (управитель Овна)
Импульс
активности, направленной вовне; воля "я"; смелость, прямота и решительность;
сила, напор, воинственность и борьба, разрушение старого и рождение нового;
радость, порыв и неистовство; труд и самоотдача.
Эмоции:
радости, страха (ужаса), ярости, силы, неуязвимости.
Активности взрыв,
Энергии взмах!
Врывается в мир
Сражений азарт!
Ведь радость — в борьбе,
Хоть яростен бой!
Сметает барьер
Отваги огонь.
Кто молод — в пути!
Что живо — живет!
Идея летит
Без страха вперед!
Пылает костер
Разбитых трибун.
За тем, что грядет —
Победы триумф!
ВЕНЕРА
(Телец)
Природа, жизненность,
проявление чувств и эмоций; любовь,
обаяние, мягкость, доброта; земное изобилие, счастье, красота, оформление и
созидание; все приятное, милое и цветущее.
Эмоции: комфорт, удовольствие, наслаждение,
нега, чувство любви (которому сопутствует удовлетворение: разделенная любовь
или любовь к природе).
Авроры
утренняя ласка
Лучом приветливым коснулась
Уютной роскоши убранства.
Покои мягкие проснулись,
И в безмятежности природа
Вдыхает запах аромата
Лениво-пышного комфорта
И свежесть зелени немятой.
Вся в совершенстве ощущений,
Ведущих в чувства нежный омут.
Несет она любви томленье,
Являя миру прелесть Формы.
МЕРКУРИЙ (Близнецы)
Контакт, общение,
посредничество; интеллект, язык и речь; любопытство, любовь к знаниям,
способности к обучению и науке; поиск информации, предприимчивость,
коммерческий инстинкт; легкость, живость, подвижность, поверхностность,
схематизм.
Ощущение хорошего
настроения: высокого тонуса, а также суеты, дробности, легкости и веселья, не
доходящее до глубоких эмоций.
На сандалиях крылатых
Взбудоражен суетой,
Бойко мчится он куда-то
Между небом и землей.
Как курьер летящей вести
И контактов проводник,
Лабиринтами рефлексий
Мысль проводит напрямик.
Ловит ветреный рассудок
Информации поток,
И, поймав его, в минуту
Обменяет без хлопот
Ложь на правду, смысл на пользу,
И обратно, но с лихвой —
Ловкий деятель торговли
Не упустит шанс любой.
Любопытства
хитрым духом
Наводя везде мосты,
Славит истины науки
Языком своей Среды.
И в безудержном стремленьи
Все схватить и все объять,
Раскрывает суть быстрее,
Чем успел ее понять!
ЛУНА
(Рак)
Чуткость и
восприимчивость души; изменчивость ощущений и неустойчивость состояний, детская
непосредственность, инертность и податливость; мечтательность, воображение и
интуитивный синтез, нюансы и намеки, скрытый смысл, свой внутренний мир;
идеально-женское, материнское оберегающее начало.
Эмоции: грусть, сожаление
и жалость, сочувствие к себе и близким, сентиментальность, ранимость и
обидчивость. Характерная эмоция Луны: по-детски непосредственное состояние
грусти о том, что все проходит:
В этом изменчивом мире
Разные нити пути,
Чувства приливы-отливы,
В море одно не войти.
Водной отдаться стихии —
Память нахлынет волной —
Прошлого меланхоли'я
Под убегавшей Луной.
В облачном смутном скольженьи,
Словно мечтою дыша,
Плавным плывет отраженьем
Наша земная душа.
Полутона ощущений
Тонкой ее глубины
Как мимолетные тени
В тихой улыбке Луны.
К смыслу привяжешь ли душу? —
И ускользающий свет —
Чтобы его не разрушить:
Ибо давно его нет.
Прошлого нет и не будет,
Вечности мы не нужны.
Что же останется сути
В странствии странной Луны?
СОЛНЦЕ
(Лев)
Постоянство энергии; внешний мир; природные таланты и способности,
самостоятельность и достоинство;жизненное творчество индивидуальности,
самобытность; тело и дух, сердце в союзе с разумом; цельность личности, полнота
и совершенство.
Эмоции:
благодарность, великодушие, покровительство, достоинство, теплота (отдача
энергии).
Сияет
правда жизни
в свете дня,
Все озаряя золотым потоком.
Природный дар проявленного Я
Открыло нам божественное око.
Рука лучей
несет земле тепло,
Рождая духа жизненную силу.
Энергией пылающей зажгло
Жар сердца
совершенное светило.
День Солнца, словно праздник, сотворен.
И, ясною погодою согрета,
Душа раскрылась — как пред алтарем,
Благословляя все
на свете этом.
ПРОЗЕРПИНА /ЦЕРЕРА/ (Дева)
Рационализм, практичность,
хозяйственность; порядок, иерархия; деловые качества, служение,
исполнительность; чистота и безупречность,
забота о здоровье;
самодисциплина и трудолюбие; воспитание, обучение, включенность и
оперативность; преобразование реальности, смена жизненных фаз.
Эмоции: бодрость,
трезвость, чувство долга, ощущение здоровья и нормальности.
Отраженный
обманчивый свет небес
Выявляет доступное глазу,
Но незрима в зиянии черном
бездн
Та планета, что вычислил разум.
Серп Луны,
колос жизни срезая,
растет:
Изменений заставшая точность.
Факел ночит подземной
сознанье ведет
В вечность,
временем сжатую в точку.
Волей духа
свершений
натянута цепь.
Трезвость разума
холодно
судит:
В зрелой жертве зерна —
возрождения цель —
Значит, смерти не будет.
ХИРОН, ВУЛКАН (Весы)
Гармония, равновесие,
чувство меры; эстетизм, абстракция, логика — красота закона; справедливость,
статус кво, миролюбие; дипломатия, плюрализм, культура; партнёрство, понимание,
разъяснение; мастерство, искусство, творческий выбор.
Эмоции: уравновешенность,
защищенность, чувство гармонии и понимания, справедливости и равенства (но
также чувство дисгармонии, непонимания, несправедливости и неравенства).
ХИРОН Миролюбивый разъяснитель,
Добро и зло принявший равно,
Людей заботливый учитель,
Напоминающий о главном.
Во всём искуснейший умелец,
Он чувством меры
правит нами.
Он между вечностью и бездной,
Он и с друзьями, и с врагами.
Он знает логику гармоний,
И знает истину канонов.
И высота его законов
Открыта сердцу посвящённых.
Он наш сговорчивый помощник,
Что к совершенству руки движет.
Он своего иметь не может,
И чем он дальше — тем он ближе.
Остановятся чаши весов
В сотворенной гармонии формы,
И поверхность старинных часов
Золотистым рассыплется звоном,
И из замерших древних основ
В мир вольются иные законы.
В этом солнечном вихре добра
Только злое развеется тленом,
Это суд долгожданный тепла
Совершит правосудие Меры —
Это чаша судьбы замерла —
На мгновенье — но выбор был сделан.
Скрытые ресурсы,
потенциал, мощь, глубина, выносливость; страсть, секс, затаенные инстинкты;
внутреннее напряжение и тесное взаимодействие, чужая энергия и чужие деньги,
магия и магнетизм; запредельное и сокровенное; трансформация и разрушение,
смерть и возрождение из пепла.
Самые сильные,
глубинно-мобилизующие эмоции: страсть, страдание, раскаяние и стыд, все
пугающее и страшное с моральной точки зрения; эмоциональное насилие и зависимость;
гнет взаимозависимости, объединяющей людей помимо их воли.
Это также экстремальность
и вывернутость наизнанку всех чувств (унижение как нехватка энергии Солнца,
острота жалости Луны – от слова «жалить», чувство абсурдности Урана как
протест, мстительность от чувства несправедливости Весов, гнев Юпитера как
жестокость и т.д. —хотя логически негатив проявления чувств относится к самим
этим планетам).
В ядре души
заря горит,
Страданьем мир
воспламеняя.
И рай, и ад
соединяя,
В нем страсть
воинственно царит.
Стяжая власть
подземных сил,
Вбирает волю мощи
массы,
Ведет толпу и ей
подвластен
Всепоглощающий инстинкт,
Всепобеждающий
накал
Таится в капищах
незримых,
Готовый плазменным
рубином
Извергнуть свой
потенциал.
Багровый смерч
разъемлет недра.
И ярость истин
обнажив,
Разрушен ад
возмездьем неба.
И нимбом дух над
тьмой дрожит.
ЮПИТЕР (Стрелец)
Удача, счастье; слава,
авторитет, объективность, справедливость, уважение; широта, терпимость,
лояльность, социальность; общество, традиция, мировоззрение, мораль, расширение
взглядов, путешествия, образование.
Эмоции: уверенность, устремленность,
романтизм, возвышенность чувств, оптимизм, доброта и щедрость, праведный гнев,
трепет (пиетет).
Гуманен
мир и справедлив:
В его ответах нет вопросов.
Вот небо: в небе светят звезды,
Счастливо о часах забыв.
Небесный купол — звездный храм.
И в нем порой бывают грозы:
Чтоб разъяснить тому, кто просит,
Высокий смысл природных драм.
А общество хранит людей,
Стремясь традицией единой
Найти златую середину
Меж миром чувства — и идей.
В раскатах грома правит Бог,
Неся Земле законы Неба,
Чтоб добрый разум человека
Во славе стал царем миров!
САТУРН
(Козерог)
Сжатие, концентрация,
кристаллизация; торможение, холод, изоляция; мертвое, определенное,
ограниченное; материя, завершенность, результат; цель, ответственность,
бремя, карма; достижения,
индивидуальность, память, история, время, судьба.
Эмоции: меланхолия,
скорбь; давление, гнет; застывшесть, несдвигаемость, непоколебимость.
Эмоционально Сатурн ворочает такими понятиями, что ощущение от этой планеты
подобно глыбе наваливающейся тяжести, готовой раздавить человека грузом своей
ответственности. Однако ему присуще также воплощение чувств в их наиболее
законченных формах. В поэзии Сатурн отражает форма гимна.
О Кронос, пожирающий детей!
Материи тяжелые глубины.
Ты — сторож ночи, Времени отец,
Земли упадок и ее вершина.
Отчизна гор! Суровости твоей
Часы суда безропотно покорны.
Хранится стержень вечного закона
В хребтах седых заоблачных цепей!
Ты — голос памяти, последний дом,
Холодным долгом скованное сердце:
Ты, сам старик, влечешь к себе младенца!
И предаешь его Земле потом.
В начале мира, веке золотом.
Когда еще и камни были живы:
Скупая смерть дремала за чертой,
Ты родом нашим правил горделиво —
Судьбу
мы знали —
но теперь
забыли:
Среди
космической холодной пыли
Планеты
смерти
скорбное лицо
Скрывает
концентрации кольцо.
УРАН
(Водолей)
Движение, пространство,
свет; мысль, дух, ноосфера; открытие, откровения, парадоксы; все новое и
неожиданное, резкие перемены и
трансформации; нервы и стресс; улыбка и смех; дружба, равенство, братство,
свобода и анархия; оригинальность, универсальность, гуманность и альтруизм.
Эмоции — удивление, шок и
смех: как реакция на догадку или анекдот, чувство абсурда и ясности,
достоверности знания, ощущение полета мысли. Уран – планета озарений.
Бог неба — выше всех богов —
Творит случайно и легко.
Прорезав мрак, сверкнул
лучом —
И мир открыл своим ключом.
Догадки искры, мысли
дрожь
Теплей, чем свет, острей, чем
дождь.
Прозрения мгновенный
гений
Несет идеи поколений.
Анархий зарево вздымает
Маг ситуаций экстремальных.
И всем мирам дает
свободу,
Как светлый ангел небосвода.
Свободы этой — не
сдержать:
Что может мысли помешать?
Он в безграничности небес
То есть, то нет, то там, то здесь.
То дух, то дурь, то вздох, то стресс,
То эволюции процесс.
Пространств сияющий туман,
Пардоксальное ума,
И дружбы верный хоровод,
И ноосфер круговорот.
Его
миры — его дары,
Его
воздушные шары,
Предначертаний
облака,
Цветная
радуги река,
Что
красит землю вширь и вдаль,
И
Солнца транс, и звезд фонарь,
Полет
светил, движенье тел,
И
– что бы ты еще хотел?
НЕПТУН (Рыбы)
Психика, влияния и
внушение; вибрации и ритмы, музыка; растворение, отождествление,
созерцание, молчание, вечность; вера, высшие идеалы, религия;
тайна, мистика и иллюзии; подсознание; все неподконтрольное, мутное,
мятежное, необъяснимое и необъятное.
Нептун — планета
единого истока и медитации, приближающей к нему. Неверно, что за пустотой
вакуума ничего нет: ощущение материнского лона за пределами этого мира – цель
любой религии.
Эмоции: сострадание
милосердия, смирение и сочувствие всеприятия. А также блаженство и эйфория,
созерцательный покой и ощущение вечности: которое часто являет себя как чувство
узнавая и повторения одних и тех же событий – подобно тому, как на берег
накатывается волна за волной.
Ровное дыханье океана
Полифоний гимны изливает
И обратно в глубину
смывает
Пену набежавшего волненья
-
Сотканы в Единое мгновенья
Вечности, представшей в
ощущеньи.
Музыка пространства, звон
вибраций,
Душу заставляет колебаться,
В волнах Океана
растекаться,
Содрогая в пляске резонанса
Ритмы, недоступные сознанью,
И глубин неведомые тайны...
ЛУННЫЕ УЗЛЫ – ТОЧКИ ЗАТМЕНИЙ
Как влияют затмения на человека?
В
европейской традиции затмения мыслятся опасными, и солнечное больше, чем
лунное. В "Слове о полку Игореве" оно предвещает выступившему в поход
русскому войску поражение. Японская мифология тоже связывает затмение с
действием стихийных темных сил: богиня Солнца Аматэрасу, огорченная разгулом
морского бога, прячется в гроте до тех пор, пока богам не удается ее
развеселить, и вместе с ней на Землю возвращается радость. Но индейцы Южной
Америки, наоборот, считали, что в солнечное затмение следует радоваться, а вот
в лунное — плакать. Они совершенно правильно связывали затмение с Луной, которая
ловит Солнце или побеждает его в схватке, а иногда просто дает ему подержать
своего сына.
Миф
о вине Луны в затмениях есть в индийской и монгольской традициях, откуда к нам
дошли иногда используемые в астрологии названия лунных узлов — Раху
и Кету.
Индийскому демону Раху удалось проглотить лунный напиток бессмертия (сому) прежде,
чем боги отсекли ему голову. Голова страшилища успела стать бессмертной, и с
тех пор время от времени глотает Сому-Луну и Солнце за то, что светила первые
заметили пропажу напитка и сказали о том богам. В монгольской версии мифа Раху
сам принимает облик бога Луны и так захватывает напиток, а демиург, создавший
Солнце и Луну, разрубает его пополам, бросая голову и хвост дракона в
противоположные части неба: и те, таким образом, соответствуют восходящему и
нисходящему лунным узлам.
Астрологически,
затмения, связанные с Луной, приносят эмоциональную неустойчивость. Лунное
затмение, происходящее в полнолуние, дает сильный эмоциональный всплеск и
часто мобилизует душевные силы, что происходит и просто при соединении Солнца с
Узлом. Поэтому логич-ным выглядит индейское представление о том, что в это
время можно плакать: во-первых, чтобы успокоиться, а во-вторых, чтобы не
совершить под влиянием эмоций необдуманных поступков. Если день рождения
человека близок к полнолунию, ему полезно контролировать свои эмоции…
Солнечное
затмение, как и положение Солнца рядом с нисходящим узлом, снижает личную энергетику и побуждает человека уходить от себя.
Душевный подъем на новые предприятия в этой ситуации оказывается сложным делом,
эмоциональная сфера слишком статична…
В
любом случае, влияя на нашу психику, затмения вносят необъективность в оценку
ситуации, и в этот период не рекомендуется принимать ответственных решений…
Характерная черта затмения — то, что казалось истинным и необходимым во время
него, впоследствии забывается или просто остается без внимания. Но все же
носителям европейской традиции мрачных прогнозов полезно знать, что если Луна
передает Солнцу своего сына, то в этом нет ничего особенно страшного. В год обычно бывает несколько затмений, и
чаще всего они, как и другие небесные события, большинством людей остаются
незамеченными.
В
самом туманном ответвлении науки о звездах — в кармической астрологии — с
лунными узлами, как и с бессмертной Луной, связана идея о перерождении души.
Нисходящий узел указывает на старую, отработанную программу, а восходящий — на
ту перспективу, которую человек может открыть перед собой в будущей жизни.
Конец пути — где он? Там,
где начало.
За гранью бытия?
Но это сон.
А здесь — есть
путь — от радости к печали,
Бессмертие
глотающий дракон.
Два полоса судьбы
— два притяженья,
Но к одному
лететь, с другим порвав.
Пусть разыграется
воображенье,
Сценарии судьбы
нарисовав.
Здесь — единенье,
там — разъединенье.
Свободен от коня
кентавров дух.
А в бездне мыслей — разума затменье:
Два — близнеца —
кому же жить — из двух?
Распалось сердце на две
половины?
Душа стремится к
вечному концу?..
Нет: мать-Луна
доверчивого сына
На время отдала
его отцу.
Затмения
также могут связываться с идеей кардинального выбора судьбы. Вавилонские
астрологи, которым не всегда удавалось точно предсказать затмения, с
нетерпением ждали этих событий и видели в них счастливые или несчастные
предзнаменования в зависимости от характера знака, в котором происходило
затмение.
ФИКТИВНЫЕ
ПЛАНЕТЫ
Черная Луна (Лилит) — это
точка орбиты Луны, максимально удаленная от Земли (апогей Луны). В
соответствии с этим обителью (или экзальтацией) Лилит считают знак Скорпиона,
где Луна в падении, и приписывают ей подспудно-роковое влияние. Если Луна
символизирует естественный поток изменчивой реки жизни, Лилит – место, где на
его пути быстрее всего может возникнуть запруда.
Лилит
в семитской мифологии — имя демона, ассоциируемое со словом "ночь" и
колдовством: она обольщала мужчин с целью родить от них детей и похищала чужих
младенцев. Но средневековое предание сделало ее первой женой Адама, равной ему
во всем и потому покинувшей его. В этой роли она представлялась
соблазнительницей, опасной для мужчин, и была символом первозданной души
человека и его инстинктивной природы. Лилит обольщает Адама, как Змей — Еву:
только если последний обещает женщине новые перспективы, Лилит привязывает
Адама к прошлому, воплощая собой отсутствие эволюции.
В
астрологии Лилит связывается с сексуальным и творческим потенциалом,
способным пробудить в человеке самые скрытые его желания,— одновременно с
настигающим человека роком, вызываемым эмоциональными излишествами
и злоупотреблениями
тем подъемом энергии, которому она сопутствует. Это связывает Лилит с идеей зла
— которое если лежит в душе человека, то непременно проявится при его
чрезмерном самораскрытии. Лилит обозначает свое, сугубо личное,
творчество, питаемое темным хаосом подсознательных инстинктов. Как
привязанность к своему прошлому Лилит указывает на искажения отношения к миру.
Тема
Лилит часто вдохновляет астрологов, однако для психологического портрета
личности точки орбиты Луны не столь значимы, как реальные планеты. Черная Луна
притягивает те события, которых могло бы и не произойти, заставляя оглядываться
назад,— и с нашей точки зрения, не
стоит уделять ей слишком большого внимания: она его не заслуживает.
В безлунном мраке царства ночи
Блуждает та, что всех опасней.
Желания сосредоточив,
Она ведет путем соблазна.
Чутьем инстинкта первозданным
В глубины рока погружает —
И обольстит самопознаньем,
Оставшись навсегда чужая.
Чтоб все вернуть, как было раньше,
Чтоб то, что будет, не свершилось,
В ней прошлой красоты отрава,
В ней прошлых казней совершенство.
Но не отдавшись страшной тени,
Ты говоришь, что ее нету, —
И быстро тает злобный демон
В предчудьи нового
рассвета.
Стихи
и фрагменты главы из книги Семиры и
В.Веташа «Искусство
астрологии»:
ПУТИ ЗОДИАКА
(эзотерическая
астрология)
Зодиакальный
круг символизирует собой движение, которое может быть бесконечным повторением,
но также и спиралью развития. Каждый знак Зодиака по-своему представляет себе
человеческий идеал и способы его достижения. 12 знаков Зодиака воплощают 12
разных путей, равноправно ведущих к высшему.
С
позиции эволюции относились к Зодиаку Елена
Рерих и Алиса Бейли, описывая духовные пути людей разных знаков. Знак
Зодиака – природная, солнечная характеристика человека — физическая и
одновременно духовная характеристика личности. Чтобы исполнить те задачи,
которые наполняют его жизнь смыслом, человек должен опереться на силу, данную
ему от природы – в этом смысл эзотерической астрологии.
Высший
смысл астрологических понятий также доносят до нас образы традиции карт Таро,
которая на протяжении столетий служила фундаментом эзотерических представлений.
Старшие арканы Таро, как и зодиакальный
круг, символизируют собой ступени жизненного процесса и соотносятся с
двенадцатью знаками Зодиака и десятью планетами, показывая нам наиболее совершенное
жизненное проявление их качеств (подробнее в нашей кн: "Астрология Кабалы
и Таро").
Стихи о знаках Зодиака, приведенные ниже,— иероглифы
сути духовного пути знаков. Они навеяны рекомендациями знакам Зодиака
Елены Рерих. Поэзия помогает почувствовать психологию этого пути, а его смысл
помогает расшифровать краткий философский комментарий. (Мы не
приводим здесь бытовое описание знаков. Оно дано в работе «Пути Зодиака» –
заключительной главе книги «Искусство астрологии»: где рассмотрены пути
эволюции характеров Зодиака, их духовные задачи и перспективы в опоре на
эзотерическую астрологию и символику карт Таро.)
В
скобках, кроме главного, даются эзотерические управители знаков –
их духовные ориентиры, согласно книге Алисы Бейли "Трактат о семи
Лучах". Эти ориентиры подтверждает логика развития мифологических сюжетов
(отсылаем читателя к нашей книге «Астрология и мифология»). Конечно,
мифологические архетипы намного глубже и образнее, чем рациональная и достаточно
искусственная система Алисы Бейли (и в "Трактате о семи лучах"
непросто разобраться и не со всем там можно согласиться). Однако сама модель
эзотерических управителей понравилась нам своей простотой и доступностью
неискушенному в мифологии астрологу.
За
мифологемой, отраженной в символе "эзотерического управителя", как и
за любым типическим мифологическим сюжетом, стоит определенный психический
закон мировосприятия и жизнедеятельности. Символически обрисовывая, как он
"работает", "эзотерическая астрология" указывает
перспективу психодуховного развития в рамках определённой проблематики. Это
является целью и астрологии вообще, практическая задача которой — не только
описать момент времени и качества характера, но и дать рекомендации на
перспективу.
Интуитивно-художественные
образы планет у Елены Рерих сложнее, чем описанная рациональная модель, но,
если приглядеться, их подоплёкой также является мировая мифология: это,
например, образ матери-Луны, связанной с бессмертием души, или небесного
демиурга Урана, стоящего за пределами добра и зла по отношению к человеческому
миру. Знание типического в мифологии позволяет их "расшифровать" для
интеллектуального восприятия.
На
идеал знака также указывает планета, которая экзальтируется в
этом знаке.
ПОБЕДА ОВНА
(Марс;
экзальтация Солнца; ориентиры — Меркурий и Уран:
необходимость
выработки стратегии и тактики поведения:
контроль
разума над стихией самой мощной, огненной энергии)
Весна,
прийди! Пусть грянет гром —
Призыв
оттаявшего года!
Пусть
солнца луч разит копьем
Оцепенелую
природу!
Пылает
войско облаков.
Пронзает
разум око Бога.
Восторг
дороже, чем покой
Cредь битвы
пламенной восхода
Привычных
смыслов прежний мир
Разрушь,
чтоб истина восстала
Среди
руин. На жизни пир
Зовет
весна, забыв усталость!
Неси,
воитель, миру меч!
Но
только ради возрожденья –
Не
должен чуткость сердца сжечь
След
огненного возбужденья.
И
трепет нежного ростка
Весна
души пусть не теряет —
Так
в зелени пожар цветка
Ничьей
руки не опаляет.
Импульс
Овна, не ведающий преград — само сознание, осознающая себя воля нашего
"я". Сознание выступает как основа и причина всего – можно вспомнить:
"Мыслю, следовательно существую"
Декарта. Отсюда идеализм Овна, его стремление привнести разумный подход
в саму жизнь и ее социальное устройство. Эту идею отражает мифологический образ
смены старого царя богов новым лидером, которого отличает личная инициатива,
большая нравственность и демократизм: Тора – Одином (а в Таро – карта Императора).
В
мифах побеждает тот, кто прав. Архетип Овна в мифологии связан с образами воина
и пастуха, которые объединяет идея: научиться мудрости у природных стихий и
внести новую струю в общество. (Этот путь предстает, например, как движение
ухода-и-возврата у историка Тойнби: творческое меньшинство ищет новые пути,
уходя из официального социума, а потом должно найти верную стратегию возврата:
чтобы общество в целом во всеоружии среагировало на новые вызовы жизни.)
"Эзотерические
управители" Овна, Меркурий и Уран, отражают
типический сюжет мудрости военных богов (Одина или Афины). И архетипический
образ воина в поздних мифах воплощает идеал человека (ведь он тот, кто должен
объединить людей и повести их за
собой). Как и мифологему выхода на новый путь, разрушения старого мира,
соотносимого также с эсхатологическими мифами (а творение нового мира
символизирует небесный демиург Уран).
Рекомендация Елены
Рерих: "Ощути безволвие своего
сердца, где загорится огонь – разный для каждого. Цветок сердца может
погибнуть, если раскрыть его раньше времени, пока собственная аура не будет для
него защитой… Подстерегай минуты устремления к вечности, чтобы свет сам влился
в тебя".
СОЗИДАНИЕ ТЕЛЬЦА
(Венера; экзальтация Луны: высшая ценность –
сама жизнь,
ориентир —
Вулкан/Хирон: любовь должна служить созидательному творчеству)
Роскошны блаженные травы лугов,
Душе по душе аромат их.
И лишь будоражит покой глубоко
Желания терпкая мята.
Влечет, пробуждает страдание жить —
Не сладость туманного утра.
Но нега Венеры не даст устрашить
Того, кто способен жить мудро.
Без страсти и лени, упорным трудом
Ведомый к земле урожая —
Не сочно-влекущим прельщаясь плодом,
А воле душевной внимая —
Воочью являет божественной воли
Надежные всходы в распаханном поле.
Для
наиболее чувственного знака Тельца: быка, тянущего за собой плуг всею своей
природною мощью, – чувство является основой созидания и мирного
объединения людей (о котором мечтал философ этого знака Кант). В
творчестве человек опирается на себя и свое видение мира, что в сфере мысли
проявляется как субъективный идеализм (Канта, Фихте или Юма) или мудрость
созерцания (в этом знаке родился Будда). В ситуации дисгармонии, мешающей
комфорту чувств, стремление Тельцов к созиданию направляется на
практически-активное, объективно-материальное внедрение идей справедливости (у
Маркса или Ленина).
Приземленность,
в которой упрекают Тельца, по сути идеалиста, – тот человеческий размер, на
который он обычно ориентируется. Чаще всего жизненная мудрость подсказывает ему
небольшие задачи, зато его мысль не расходится с делом. (Образ карты Иерофанта
– объединение всех планов бытия: тела, духа и души).
"Эзотерический"
Вулкан Тельца – образ божественного кузнеца, подчиняющего стихию огня, кроме
основной управительницы Венеры, показывает созидающую роль чувства, отраженную
в развитых образах богини любви (Изида, воскрешающая Осириса, Астарта — своего
возлюбленного Эшмуна; связь шумерской Иштар с вечнозелёным древом жизни и
возведением городской стены и т.д.). Чувство — опора созидания, а созидание —
высшее проявление чувства. Такова суть "эзотерического управителя",
как и мифологического образа быка-Тельца, вспахивающего поле, а также всей
мифологии богини любви, ходом истории превращенной из дикой амазонки в любящую
жену и мать.
Елена Рерих – Тельцам:
"Не становитесь на сторону врагов,
будьте преданы свету и красоте. Не тушите свет. Не говорите: я обладаю. Звуки
не дойдут до тебя, если суть их неуловима. Без этого – краски, звуки, формы,
ароматы – никому не нужны. Увидеть свет за иллюзорными формами – этот путь
труден изобилием. И погребать себя нельзя. Надо проходить мимо, всё время
устремляя взгляд на высшее. Не прельщайтесь ничем. Дух не имеет формы".
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ БЛИЗНЕЦОВ
(Меркурий; экзальтация Цереры: обучение и
знания,
ориентиры — Венера, Земля/Церера: к интеллекту следует подключить
чувство
как критерий проверки идей, ради их практического внедрения)
Мгновенья рук, речей и фраз
Обратно не вернутся:
Не будет времени у нас
В потоке оглянуться.
Отпущен лишь короткий срок
Тем, кто живет моментом,
Чтобы почувствовать итог
Взаимосвязи этой.
Не просит чувство глубины —
В пылу такой горячки:
Рассудок ищет новизны
И требует подачки.
Так убеги от суеты,
Прими все, что противно,
Чтоб с чувством перешла на "ты"
Ментальная активность.
И разум острием иглы —
Чтоб жизнь казалась легче —
Вонзится в мертвые узлы
Земных противоречий.
В чем проблемы, связанные с мыслью?
Интеллект строит свой мир, отдельный от природы. Как писал Шпенглер, родившийся
в этом знаке: "мертвый интеллект" цивилизации в противовес живому
истоку духа. "Процесс мысли постоянно
уничтожает любовь," – говорит Кришнамурти. Поэтому ориентир для знака
Близнецов, рисующего в мифологии автопортрет человечества — вдохновение любви
("порядок сердца" Паскаля); и контакту людей посвящена карта Таро.
Только одухотворенный ум мыслит действительно хорошо.
Задача этого знака – преодоление границ
между многоплановостью жизни и одномерностью наших представлений о ней:
"трещины между бытием и сознанием", как её формулирует философ Сартр.
Поэтому мифологические близнецы – нарушители табу: запретов прежнего уровня
ума, меняющие стиль жизни и строй мышления. Но это и есть собственно
человеческая способность мыслить: радикально изменять свой интеллект – которой
нет у животных.
"Эзотерическая"
Венера или Земля (Церера) Близнецов, кроме планеты
Меркурий, символизирующей интеллект, говорит о необходимости связи ума и
чувства, на что настраивает и сам мифологический образ Близнецов как первых
людей, часто мужчины и женщины, покинувших мир богов, чтобы основать свой
собственный на иной территории. И виртуальная реальность, формируемая разумом,
как фундаментальной характеристикой человеческого бытия, также необходимо
должна иметь связь с практической реальностью (т.е. Землей, что в современной
астрологии отражает образ матери-Земли Цереры: как управителя Девы, имеющей
сильную позицию "экзальтации" в знаке Близнецов) и эмоциональную
подпитку (Венеры), чтобы она могла развиваться.
Елена
Рерих – Близнецам: "Вознесите сердце
в молитве Высочайшему – зная, что ваше сознание живёт в нём. Все препятствия
пусть проходят через контроль сердца. Расширяйте круг познаний, отдавая,
принимая и снова отдававая. Не торопитесь. Торопливость не даёт мудрости."
ЗАГАДКА РАКА
Луна; экзальтация Юпитера: широта
восприятия («расширение сознания»),
ориентиры
— Юпитер и Нептун: переход от частных чувств (сентиментальности
ребенка)
к социальным и всеобщим (сочувствию матери:
любви к Родине, человечеству, Богу)
Притягательность материи живой,
Ощущений колебательный покой:
Колыбелью мира стала пустота,
Чтоб возникла этой жизни простота.
Кто спустился до глубин земной груди,
На Земле свой дом стремится обрести.
Здесь царит перерождений тишина,
И покров на мир набросила Луна.
Древней родины причудливый магнит —
Материнства лик материю хранит.
В дальних странствиях, в загадочной глуши
Учит чувствовать бессмертие души.
Свет полуночный струится в облаках —
Очищают душу воды молока,
Но пред Солнца отступающим огнем
Посмотри: а светел будет ли твой дом?
Луна
светит отраженным светом Солнца: и как символ души, Луна – отражение внешнего
мира и памяти о прошлом, которого нет. Но задача — сделать внутренний мир столь
же светлым и ярким, как и внешний. Парадокс в том, что для этого следует уйти
от себя самого, не привязываясь к прошлому («Кто душу свою потеряет, тот ее
обретет»).
Изменчивость
жизни – её вечное обновление. Мифологический образ этого обновления: бессмертия
Луны – образ вечного материнства (полной Луны, рождающей маленький Месяц.)
Изменчивость рождает многообразие мира: индивидуальных существований (монад
Лейбница, которые он мыслит по аналогии с душой: и любая монада воспринимает
все многообразие Космоса). Путь Рака – индивидуальный путь
расширения своей души до всеобщей души – путь возврата к древнему и
религиозному мировосприятию в его изначальном понимании.
В
Таро карта Рака – образ Колесничего, закованного в латы: он сам правит
навстречу своей судьбе посреди поля боя, чередуя ее темные и светлые полосы:
душа остается непоколебима.
"Эзотерические"
Юпитер и Нептун для Рака, кроме Луны,
символизирующей психосоматику и бессмертие души, указывают, что понятие о
внутреннем мире и душе имеет тесную связь с социальной традицией и формируется
в опоре на неё. А также что личная психика должна быть расширена до социального
(Юпитер) и найти выход к истокам жизни (Нептун): или к коллективному
подсознанию (как писал об этом Юнг, считая прикосновение к коллективному
бессознательному необходимым условием становления индивидуальности:
индивидуации). В мифах с личной и с коллективной душой соотносятся два материнских образа. Это Луна как мать
своего ребёнка: как образ перерождения, формирующего преемственность жизни, и
образ водного истока (Нептун) как праматери всего живого, основы жизни и
смерти. Ощущение преемственности жизни выводит к её изначальным основам —
такова суть мифологической идеи бессмертия души, которую символизируют и
"эзотерические" управители Рака.
"Рак слишком часто предаётся мрачным мыслям, ожиданиям горя и
самому горю, которое, по существу, радость. Даже слово о радости иногда звучит
для него оскорблением", - пишет Елена Рерих. Поэтому основные ее советы Раку —
предостережение против мрака, который всегда таится в глубинах: его аура должна
быть светлой, а настроение - веселым. "Старайтесь
делать ауру светлой и легко подвижной: внутренний человек жаждет воплощения в
огне. Несите тихое пламя своего сердца, смысл которого – счастье. Счастье будет
светочем для людей.
Колебания и нерешительность не нужны, выполняйте немедленно, бульте как
воин в сражении. Не бойтесь мрака! День идёт полный любви и сокровения тайны,
которая распускается как цветок, и воин должен его охранять."
"Сознание имеет многие лики, и, распыляясь, имеет также центр
сокровенного "я". Будь собран внутрь, чтобы не потерять это единство
сознания."
СОВЕРШЕНСТВО ЛЬВА
(Солнце — управитель и ориентир: опора на жизненное
творчество и
необходимость самоотдачи – экзальтация Плутона)
Ты прав — лишь потому, что ты живешь.
Ты даришь, сам того не замечая.
Ты этим миром правишь величаво,
И каждый день по-новому хорош.
Тебе дано сознание себя,
Но утверждение — множит лишь печали.
Так царь — он горше подданных скучает.
Тебе дан мир — но просто быть нельзя.
Давать не бойся: в явном есть ответ.
Воздаст — лишь отклик чувства на другое.
А ты всегда останешься собою,
Но в совершенстве тоже правды нет.
Познай, что Ты есть То, а То есть Ты —
В материи не станет пустоты.
В
центре философии Льва – человек и его совершенство (например,
процесс раскрытия своей индивидуальности у Юнга, идея достижения не только
духовного и телесного бессмертия у Шри Ауробиндо). В мифах Солнце
– покровитель героев. Солнце и герои нередко противостоят царю богов,
символизирующего общественную власть, и мифология таким образом живописует неизбежный
конфликт творческой индивидуальности и общества (который раскрывает Юнг).
Эзотерическая астрология не останавливается на этом аспекте героического
архетипа, указывая лишь на прямоту пути духовного развития знака Льва через
саму жизненную реальность и неформальный поход к ней, символизируемый Солнцем.
Однако
совершенство человека – не в самодостаточности, а в самоотверженности, в
страстной любви и том познании, которое она дает: человек реализуется в мире
людей. У каждого человека есть свой мир: Вселенная своего сознания – но
объединяет людей земной мир, который они строят все вместе. Друг для друга люди
становятся проводниками в более высокие сферы реальности. Как говорит Шелер:
"Любовь есть осмысленный акт восхождения" или Фейербах: "Человек человеку Бог".
Разум
человека, проникая в чувства и материю, становится разумом сердца и тела,
раскрывая их глубинную природу – единую с природой Вселенной. Человек должен
познать этот мир от альфы до омеги – говорит карта Таро, изображая
богиню справедливости Фемиду: символ верного суждения о земных вещах.
Елена
Рерих – Львам: "Любите звёзды, смотрите вверх. Для каждого
есть притягивающий его луч. Ищите его. Ищите его не в тайных науках, а в науках
явных, известных всем. Проверяйте на опыте. Помните, что в сердце – центр высшего,
это научит бережно относиться к сердцу, избавит от гордости и самомнения, и
пренебрежения к себе, и самоубийства.
Любовь к единению! Душа горит лишь отраженно, поскольку дух
озаряет её. Для этого отражения нужно только видеть мир, его красоту."
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕВЫ
(Церера; экзальтация Меркурия; ориентир — Луна
и Юпитер:
рациональное
воссоздание естественности жизненного процесса и его механизмов)
Земля — жива. Вселенский организм
Хранит
ее как клетку мирозданья.
Мы
трудимся — постигнуть вечный смысл
Круговорота
преобразованья —
От
лета к осени.— Но собран урожай,
И
вспаханная почва отдыхает.
Пустынна
пашня опыта
— душа.
Лишь
разум зерна прошлого считает.
Рожденье
— смерть, свершение — итог.
Жить
аккуратно, точно, осторожно —
Чтоб
все, как должно, в свой свершалось срок:
Чтоб
воплощалось только то, что должно.
Пусть
метроном ума измерит жизнь —
Но
пусть ментал свою ослабит хватку:
Все
напряги рецепторы души,
Чтоб
воссоздать естественность порядка.
Так
тела совершенный инструмент
Историю
Земли преобразует.
И
клеток письмена миллионы лет
Вселенский
дух читает — и ликует.
В
отношении к жизни Деву отличает абсолютизм предельно трезвого и рационального
подхода. Критерий этого знака – внешний опыт: "Что действительно, то разумно", как говорил Гегель. Его
абсолют – в единстве теории и практики. Но за деревьями знак Девы может не
увидеть леса. Слишком рациональное отношение к действительности делает жизнь
неестественной (откуда порой проистекает утопический взгляд на вещи).
Естество
человека нуждается в отдыхе, свободе и душевной теплоте для того, чтобы его
деятельность была не механической. Поэтому древние заканчивали труд – уборку
урожая – праздниками, возвышая утилитарное понятие работы до мистерий
мирового круговорота (античные мистерии умирания-возрождения природы Деметры и
Персефоны). Задача Девы – приподняться над узким понимаем практики. "Природа
радуется мечтам. Кто разрушает их, того карает она, как страшного злодея,"—
писал яркий представитель этого знака Гете.
На
карте Таро – Отшельник, фонарем: светом разума и души – изнутри
освещающий невидимую конкретику жизненных процессов. Постигая сложность жизни,
человек учится действовать неформально: не вступая в конфликт с экологией и
законами природы. И это – идеал Девы, как говорил Гете: "Как творит
природа, так можно творить вечно".
"Эзотерические"
планеты Девы — Луна и Юпитер. Первый подчеркивает чистоту
и преемственность природного процесса, воспроизводящего земной порядок (смену
времён года и рост растений), отраженную в безупречности богов растительности и
образе девственности, проступающем в названии этого знака. Царь богов Юпитер,
заведующей организацией мироздания, здесь указывает на то, что тесно связанный
с природным порядком процесс работы (который символизирует знак Девы) должен
быть осмыслен через нашу причастность к миропорядку в целом — которую отражают
Элевсинские и другие мистерии, посвященные умирающим и воскресающим богам
растительности. (Неслучайно их участники считали себя не только
отпраздновавшими посев или сбор урожая, но и прикоснувшимися к таинству бытия.)
Елена
Рерих – Деве: "Изучение законов
бытия. Гении редко даются миру, вся остальная работа идёт на разработку,
детализирование, подготовку к дальнейшему. Жажда исканий, сознание своей нищеты
и чистота сердца. Для научных знаний также ступень очищения – первая. Учитесь
бескорыстной мысли."
ГАРМОНИЯ ВЕСОВ
(Вулкан/Хирон; экзальтация Сатурна, ориентир
— Уран и Сатурн:
совершенство
творческого усилия, выводящее за пределы существующего)
Тепло отступило, окончилось лето,
И воздух осенний и чист, и весом,
И золотом листьев, как солнцем, согреты,
Качаются чаши старинных весов.
Скажите, какая из них перевесит?
В какой отзовется божественный зов?
Напрасно.
Их цель — сохранить равновесье:
На зрителей смотрит канатный танцор.
Поставив на место Творца — человека,
И творчество
сделав основой основ,
А символом веры — гармонию Меры,
Качает арену канатный танцор.
В свободе ли выбора выбрав свободу,
В полете ли
выбор свободный найдя —
Он прыгнет — под занавес
красок
природы,
И листья подхватят потоки дождя.
В
стихотворении – образ канатного танцора Ницше: прыжка «выше своей головы», в
запредельное. Философия этого знака – абсолютизация творческого свершения
личности: "творческое усилие дано от
Бога, если оно не сам Бог" (Бергсон). В творчестве человек возвышается
до Творца – это позволяет ему чувствовать себя атеистом.
В
творчестве личность совершает эволюционный выбор: выбор будущего. Как говорит
Хайдеггер: "Искусство свершает
истину бытия", проповедуя характерный для Весов эстетизм. Неслучайно в
Греции мастер-кузнец Гефест заведует этим, самым красивым временем года. Чтобы
выпрыгнуть за пределы обыденности, нужна гармония (со своей внутренней
природой) и соразмерность (социальным задачам). На карте Таро – девушка, лаской
укрощающая Льва – символизирует поступательность человеческой эволюции, которой
правят законы меры и гармонии, этики и эстетики отношений.
"Эзотерические
управители" знака Весов, которому в Греции покровительствовал кузнец Гефест
и который символизирует искусственное созидание, рукотворное мастерство, законы
отношений и в целом сферу культуры,— Уран и Сатурн. Первый подчёркивает здесь
творческую свободу (преодоление консерватизма и возвышенность искусства),
второй — совершенный материальный результат этого творчества и законодательную
функцию культуры, её неуничтожимый след. В связи с Ураном как образом высокого
неба и творческой мысли, оторванной от земли, можно вспомнить утопии, связанные
с магическим искусством божественных кузнецов: способных сковать слово и песню,
летающую повозку, руки и ноги взамен покалеченных, силу и твёрдость характера,
счастье в браке, или отсрочить смерть.
Елена Рерих – Весам:
"Всё едино. Религий нет, есть
творчество духа. Будьте новыми. Переживания, катастрофы и карма не продвигает
вперёд. Постоянная работа, а не оживание озарений. Время не терпит промедления.
Торопитесь доделывать дела, чтобы сказать: сделано. Верность в выполнении долга
– идти без ошибок и отступлений. Не тяжёлый крест, а творческий выбор: свобода
в соответствии с законом".
ВЛАСТЬ СКОРПИОНА
(Плутон; экзальтация Урана, ориентир — Марс
и Меркурий:
искренность
и сознательность стремления к истине и свободе)
В том, кто возбуждать умеет страсти,
Ум да будет истинною властью —
Победить иллюзий рабский плен
И расчистить путь для перемен.
От судьбы не требуй так сердито —
Пусть не будет жало ядовито:
В этой разрушительной борьбе
Толпы толп — помощников тебе.
И тому, кто на закате года,
В час, в который умерла природа,
На последней тризне жизнь вкусил, —
Смерть сама дает источник сил.
Путь
Скорпиона – кратчайший, психологически-религиозный путь познания истины
смерти и свободы человека. Это доказывают имена таких религиозных авторитетов
как Августин, Фома Аквинский и Мартин Лютер; и столь глубоких психологов человеских
душ как Достоевский, Камю или Дильтей, проповедовавший вживание
(«вчувствование» в ситуацию для ее интерпретации). В быту Скорпионы также
склонны всеми силами выявлять конечную истину, не считаясь с разрушениями,
которые это приносит. Астрология рекомендует им понять, чему служит их страсть,
и научиться правильно интерпретировать достигнутый результат. Управлять
эмоциями помогает искренность (нравственное отношение Марса) и развитие
интеллекта-Меркурия.
Соответствующая
Скорпиону карта Смерти в Таро трактуется позитивно: как вечность
трансформации. Ей и служит этот знак, абсолютистски отвергающий существующее: в
попытке эмоционально закрепиться на рубежах, которые оказались доступны
единицам, и стимулируя массовые процессы. Марс и Меркурий символизируют
предприимчивость и быстроту реакции: которую развивает в себе знак Скорпиона,
нередко имеющий дело с финансами и другими рычагами власти над человеческой
душой. Эти рычаги хорошо описывает мифология испытаний и суда в царстве смерти.
"Эзотерические
управители" Скорпиона, знака экстремальных событий, смерти и внутреннего
потенциала к трансформации — Меркурий и Марс. Вестник богов, такой как
Гермес/Меркурий, в мифологии часто выступает проводником в невидимую реальность
потустороннего мира — и такова роль нашего интеллекта, служащего проводником к
неведомым психическим и другим ресурсам. Смерть в мифологии нередко предстаёт
как самоосознание (образ загробного суда), а также испытание, задействующее все
силы человека: его ресурс к преодолению любой экстремальной ситуации —
неслучайно выдерживают его прежде всего воины (погибшие в бою попадают в рай).
И это уже архетип Марса, в котором возрождение (весны) побеждает смерть.
Елена
Рерих – Скорпиону: "Освободись от
влияний и чувств, чтобы услышать голос сердца. Останься один наедине с собой.
Стремление к независимости лежит в глубине сердца и благодаря ему освобождается
от гнёта социального, духовного, душевного. Дух революции – из жажды
освобождения. Высшее с властью и силой должно звучать в собственной душе. Сила
– в любви. Люби без страсти. Открой сердце мимопроходящему и не бойся, что он
недостоит и не услышит, и не поймёт. Достигните глубины сердца и оставайтесь в
безмолвии, и вы услышите биение пульса жизни. Будьте с этой песней в ежедневной
будничной жизни. Тогда она будет как праздник. Воссоздайте мир в сердце".
ПРОГРЕСС СТРЕЛЬЦА
(Юпитер, экзальтация Хирона: развитие
культуры,
ориентир —
Земля/Церера, Марс: активное воплощение идей в
земную действительность)
За выпущенной истины стрелой
Стремится мысль, поймать ее пытаясь.
По ровному пути, почти не спотыкаясь,
Бежит за ней кентавр.
И вот его добыча!
Не очень путь тяжел, но слишком уж привычен,
Не удивляет плод, —
и он другого ждет ...
Вот
так, за вечными прыжками интуиции
Наш разум добросовестно стремится,
И нет конца
и меры эрудиции!
Но истина Творца
среди руин традиции
Не светит. В высоте маячит путь другой:
Доверившись мечте, умчаться за стрелой,
И, к звездным небесам путь
распахнув для многих,
Им крылья даровать —
себе оставив ноги.
Юпитер:
грозный царь богов — коллективный разум, изменяющийся во времени. На нем
строится человеческое социальное мироустройство. Мысль человека не может не
устремляться к прогрессу, поскольку природа сама движет себя к совершенству.
Так считал пантеист Спиноза и вслед за ним Энгельс, утверждая: труд создал
мысль человека.
Образ
кентавра, стоящего четырьмя ногами на земле, отражает важность природной опоры
мысли. Воплощения идеи в обществе и культуре людей.
Стрелец-кентавр – символ охотника: объединение общества возникло в процессе
охоты. Охота – первый образ совместного движения, общего стремления ко благу. В
обществе возрастает активность человека и его реализационная власть. Шедевры
культуры отражают высоту человеческих возможностей.
Карта
Алхимия: символ Стрельца в Таро, тоже описывает процесс воплощения идеи.
Ангел вливает содержимое золотого кубка (Солнце) в серебряный (Луна):
приближаясь к земной реальности и преобразуя ее, духовное становится душевным,
разумное – животным. Так осуществляется процесс перемен.
"Эзотерический
управитель" Стрельца — Земля (по более современной терминологии
Церера/Прозерпина), и это соответствует тому, что главный бог Стрельца Юпитер,
в отличие от предыдущих трёх поколений богов: матери-Моря, демиурга Небес и
первопредка, бога своей земли и судьбы, ушедших на покой (dei otiosi, в терминологии М. Элиаде), остаётся непосредственным
правителем нашего земного и социального мира. Он символизирует коллективный
разум — а общественное мировоззрение, в отличие от качеств "отдыхающих
богов" (обозначающих подсознание, творческую интуицию и память), должно
воплощать идеи в жизнь — что рекомендуется и знаку Стрельца в его духовном
развитии.
Елена Рерих – Стрельцу:
"Не по звёздам и ориентирам карт
будешь идти ко мне, и компасом будет не заранее взятое направление, а
внутреннее побуждение. Следуй правильно и твёрдо, ибо бесстрашие – хорошо,
дерзание путника – ещё лучше. Пребывание в высшем – великодушие сердца, а не
усилие и напряжение. Сбросьте ношу, чтобы был свободный полёт. Вступайте в
жизнь раскрепощенными, свободными от долгов, не загруженными заботами и делайте
то, что даёт ощущение полёта."
МИРОЗДАНИЕ
КОЗЕРОГА
(Сатурн, экзальтация Марса: сила личности,
ориентир —
Сатурн и Венера: постижение законов материи и судьбы
и их преодоление в вечном потоке жизни)
Сковал мороз слезу небес,
Дыханье атомов замедля.
Холодный капель замер бег,
И снег низвергнулся на землю.
И та вершина, что звала,
Вчера казалась жизни сутью —
Покрывшаяся льдом скала
В пустыне одиноких судеб.
Под глыбой гордых пирамид
Вода прочнее камня стала:
Неколебимый монолит
Лег в основанье пьедестала.
На тверди покоренных груд,
Среди разрушенного мира
Воздвигла цели Абсолют
Самоотверженная сила,—
Что, сотворив души кристалл,
Предпочитавший славе жертву,
Сжимала в вечность жизнь Христа,
Торжествовавшую над смертью...
Пусть тот, которого ведет
Свершенья стержень непреклонный,
Своей души растопит лед,
Перешагнув судьбы изломы.
Самостоятельная
личность: как единица, независимая от общества и стоящая выше него – в центре
философии Козерога.
А песня о том, что такое
достижение, результат и вершина судьбы. Судьбой, временем и материей правят
законы предопределения — их описывает астрология, законы движения планет у
Кеплера или механика еще одного Козерога, Ньютона (который мечтал вывести из
законов физики все человеческое существование). Знак Козерога символизирует
материальные процессы.
Предопределенные законы
бытия, как все незыблемое и устойчивое, помогают достичь вершины желаемого
(Сатурн-Венера). Но чтобы человек был воистину счастлив, ее следует покинуть,
сменить застывший образ совершенства своих достижений – на живое отношение к
людям (пример гуманиста Швейцера, поехавшего в Африку работать врачом, несмотря
на ученые степени). Карта Таро, символизирующая окончательный материальный
результат, недаром называется Дьявол. Реализовать все свои задачи:
исчерпать карму – но остаться при этом приятным и человечным человеком – в этом
истинное достижение личности.
"Эзотерическая
планета" Козерога — Венера. Этот архетип связан с
ограничениями земной материи, времени и судьбы, и со смертью, как неизбежным
злом. Эта погруженность в материю нацеливает на результат — но сужает
горизонты. Поэтому какое духовное дополнение будет лучшим, как не планета
любви, архетипически связанная с идеей вечной жизни (вспомним вечнозелёное
древо жизни в саду Иштар и сюжет
воскрешение возлюбленного)? Кроме того, архетип Сатурна: своей земли и
времени, в астрологии характеризующий суть знака Козерога, исторически
обозначает начало земледелия, связанное с осознанием циклов времени. А его
расцвет в развитой цивилизации полей, вспаханных тягловой силой быка-Тельца,
символизирует звезда Венера, порой изображавшаяся между его рогами. Как
земледелие дало решение проблемы выживания, так счастье и жизнь, символизируемые
богиней любви, являются главной целью производительного труда (об этой
элементарной истине современный мир, где сильно влияние архетипа Сатурна,
склонен забывать, как и представители знака Козерога. В современной ситуации,
разрушающий экологию жизни ради производства, этот "эзотерический
управитель" оказывается крайне актуален).
Елена Рерих – Козерогу: "Идти в гору надо налегке. Не бойтесь.
Не падайте духом. Если упали – встаньте. Кармические законы неуклонно ведут к
добру, к лучшим условиям для исправления. Не надо длить тяжких уз и завязывать
новых узлов, уходя из жизни. Что здесь задерживает, то и там задержит."
СВОБОДА ВОДОЛЕЯ
(Уран, экзальтация Нептуна, ориентир — Юпитер
и Луна:
объективное
и оптимистичное освещение идей, их позитивное соединение с тканью жизни ради
будущего)
Духа стрелы небо движут.
Мысли шепот сердцу ближе.
Ближе ветер воли высшей
В снежном свете вьюги лыжной.
Это песня Водолея.
На окне узор белеет
Лилий ледяных морозных
В лунных стеклах глаз бесслезных.
Озарений миг прекрасный!
Мир открыт для глаз пристрастных.
В странствии фантазий ясных
Нам глубины не опасны.
Водолей — эпохи веха.
Человек родился смехом —
И летит звенящим эхом —
Страх уйдет веселым смехом!
Смехом радости и воли,
Где играет дух свободы,
Свет идей согрей душою,
Чтоб с Земли исчезло горе,
И под явью небосвода
Под златым крылом восхода
Мерзлота вздохнет любовью
На заснеженном просторе!
Это
время Водолея.
День
за окнами светлее.
И в узорах сосен снежных
Луч
искрится нитью нежной.
Водолей
– время чудес, когда заснеженная земля становится похожа на небо. Оставляя
позади самый темный период Козерога, оно отрывает от Земли и дает свободу
духовным процессам (отражая экзальтацию Нептуна).
Идея
выше материи: духовное не зависит от телесного, и земные законы не затрагивают
его. Эта разнесенность идеального и материального (философски их дуализм), дает
возможность мечты. Свобода от оков материи творит жизнь такой, как она должна
быть – согласно девизу философов-Водолеев Плотина, Шеллинга, В.Соловьева и
Флоренского "благо, истина, красота." В мифах Демиург создает
мир духом, словом и мыслью. Интутивно постигнутые мысли, как и идеи, выраженные
в словах, могут и должны быть светлыми, как и весь наш духовный настрой – лишь
тогда можно ожидать светлого будущего.
Но
кроме того — идея не должна губить жизнь, мысль должна быть близка ее тонким ощущениям
(Луна), в чем и заключается гуманизм. Создатель слова "утопия", Т.Мор
говорил: "Человеческая жизнь ценнее
любого мирового блага". И иметь объективное отражение в ней (Юпитер),
чтобы людям не пришлось расплачиваться за все ее искажения, когда идея
воплотится. Карта Таро Звезда рисует образ такого неискаженного
отражения небесного в земном.
"Эзотерические
управители" Водолея — Юпитер и Луна. Их
мифологический смысл — в передаче функций "сверху вниз": от правителя
Водолея Урана: демиурга Небес и архетипа творящей мысли, — к громовержцу,
орошающему поля земледельцев, и символически соотносимому с более конкретным
осознанием и формулированием идей, согласно их общественной актуальности.
Юпитер здесь может обозначать необходимость социального воплощения интуитивных
идей, общественного разворота стихийного творческого импульса. А Луна в мифах
связана с богом Неба как его глаз; её архетипическая связь с беременностью, рождением
и молоком (праобразом напитка бессмертия) соотносит её также с Млечным путём: образом
реки жизни, текущей с небес на Землю (и такими представлялись древним все
великие реки: Нил, Ганг, великие реки Сибири и др.). Это отражает символические
смыслы всевидения и прозрения небесного, космического истока жизни: её
укоренённости в духовном, божественном, а не только материальном.
Елена Рерих – Водолею:
"Не отвлекайтесь потехами астрала.
Высокая культура. Воплощайте сказки-мечты в мысленных образах. Техника нужна,
но учитесь мечтать и в других областях." "Воплощай на практике. Я
держу тебя за руку".
ВЕРА РЫБ
(Нептун, экзальтация Венеры, ориентир — Плутон:
глубина
сопереживания и погружения в реальность)
Ветер носит по морю волны,
Люди движутся ветра волей
Чтобы душу волной наполнить
Словно лодки, плывут по морю.
Без руля и весла стремленье,
А шторма и внутри, и снаружи.
Чтобы ветра знать направленье —
Лодке якорь сначала нужен.
В отреченьи от волн желаний
И стремленья постичь их волю
Приоткроются створки тайны,
Погрузившей в
материй море.
И с отливом вернется берег —
Океан не поглотит души
В ощущении твердой веры
Распознавших спасенье суши.
Знак
Рыб воспринимает мир зыбким. Такое восприятие соответствует идее относительности:
у Галилея и Эйнштейна; а также Вернадского, родившегося под этим знаком. Чтобы
фисировать душевные процессы, Рыбы должны проникнуть в их глубину, погрузиться
на дно (мифологический образ попадания героя за грань реальности: в колодец или
чрево Рыбы).
Но
и глубина погружения в реальность, порождая смирение всеприятия и
отождествления с миром, часто дает безволие. Знаку Рыб дано преодолеть его
верой – самой сильной в круге Зодиака. Необходимость веры подчеркивают даже
философы знака Рыб (Ясперс или Бердяев). Проблему воли мы находим в философии
Гартмана и Шопенгауера: считавшего музыку высшим из искусств и первым из
европейских философов обратившегося к созерцательности и покою восточной
философии.
Карта
Таро здесь рисует образ подсознания – сна, в котором всплывает бесконечная
дорога эволюции, теряющаяся вдалеке: выход жизни из морских глубин на сушу и
история человеческой цивилизации. Сумеречная окраска карты намекает на то, что
не в этой дороге – свет и истина человеческого пути. Над временем стоит незыблемая
воля вечности: которая остается с нами, даже когда сознание спит.
"Эзотерический
управитель" Рыб — Плутон, планета глубин и смерти. В мифах часто
встречается сюжет, когда герой оказывается проглочен огромной рыбой, или другим
чудовищем. Или он оказывается во власти бед (болезней) и мира смерти, но возвращаясь
на землю, приобретает дары, превосходящие всё существующее в мире. В
психоанализе это проецируется на соприкосновение с бессознательным, в стиле
ритуалистической школы трактуется как
инициация. Уход от внешнего мира в его глубины, скрытые за пределами нормы,
способствует пробуждению духовных сил. Маргинальность способствует прозрению
экзистенциальных истин.
Елена
Рерих – Рыбам: "Стремитесь видеть,
осязатьи чувствовать высшее, и этим
защитите свою ауру для того, чтобы она не была проходным двором для чужих
вибраций. Находите в толпе содружественные звучания и будьте им близки по
физическому расстоянию. Общение должно быть дружелюбным, непритязательным и
простым. Тогда будете отдавать – а не принимать недолжное… Необходимо знание,
кроме мистической отдачи себя".
* * *
Сравнение
образов зодиакальных знаков с картинками Таро и их эзотерическими управителями
показывает, как наша животная — зодиакальная — психология соответствует нашим человеческим
целям и идеям.
Рассматривая
эволюцию знаков Зодиака, мы видим, что самому стихийному знаку Зодиака, Овну, надлежит быть наиболее разумным;
самому
приземленному, Тельцу,— воплотить
духовность священника;
самому
ментальному знаку, Близнецам, —
понять глубину любви;
уходящему
вглубь себя Раку — расшифровать
загадку внешней жизни.
самодостаточному
Льву, перед которым жизнь ставит
вопрос о смысле бытия, надо прийти к детской открытости миру;
прагматичной Деве, нацеленной на работу,— обрести внутренний свет созерцания
мистерий жизни;
нерешительным
и вечно колеблющимся Весам —
решиться на прыжок в неведомое;
а
стяжателю богатств Скорпиону — стать
бескорыстным защитником еще никем не принятых идей.
Погрязающему
в рутине Стрельцу, довольному
существующим порядком,— явить будущий прогресс общества;
Козерогу,
скованному законами материи, — реализовать свободу личности;
оторванному
от земли холодному Водолею —
утвердить объективность мысли и тепло дружеских чувств;
а
пассивным Рыбам, принимающим жизнь,
как она есть,— воплотить волю человека к созерцанию вечности.
В
этих кажущихся противоречиях проявляется диалектичность жизни, и система
астрологии показывает нам, что именно в столкновении противоположностей
достигается максимальное развитие любого качества и действительная эволюция
характеров. Истина рождается из взаимодействия полярных начал.
«Эзотерические» управители знаков и их смысл
Овен (Марс) |
Меркурий, Уран |
выработка стратегии и тактики
поведения: контроль разума над опасной стихией огненной энергии |
Телец (Венера) |
Вулкан |
любовь должна служить
созидательному творчеству |
Близнецы (Меркурий) |
Венера, Земля (Церера) |
к интеллекту следует подключить
чувство как критерий проверки идей ради их практического внедрения |
Рак (Луна) |
Юпитер, Нептун |
переход от частных чувств
(сентиментальность ребенка) к социальным и всеобщим (сочувствию матери: любви
к Родине, человечеству, Богу) |
Лев (Солнце) |
Солнце |
опора на жизнь и необходимость самоотдачи |
Дева (Церера) |
Луна, Юпитер |
рациональное
воссоздание естественности жизненного процесса |
Весы (Хирон, Вулкан) |
Уран, Сатурн |
совершенство творческого усилия, |
Скорпион (Плутон) |
Марс, Меркурий |
искренность и сознательность стремления к истине и
свободе |
Стрелец (Юпитер) |
Земля (Церера), Марс |
активное воплощение идей в земную действительность |
Козерог (Сатурн) |
Сатурн, Венера |
постижение законов материи и судьбы и их преодоление
в вечном потоке жизни |
Водолей (Уран) |
Юпитер, Луна |
объективное освещение идей, их
оптимистичное соединение с тканью жизни ради будущего |
Рыбы (Нептун) |
Плутон |
глубина
сопереживания и погружения в реальность |