Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"
СЕМИРА
© — 5-е путешествие (2009)
АРХИТЕКТУРА
ИНДИИ: ДРЕВНЯЯ И
НОВАЯ
Храмы Каджурахо и Раджастана. Акшардам
продолжение:
"ГОЛУБОЙ ГОРОД" ДЖОХДПУР
МЕРАНГАРХ — САМАЯ МОЩНАЯ КРЕПОСТЬ РАДЖАСТАНА
Джохдпур
с населением 800 тыс. человек –- второй по величине город Раджастана. Это
торговый центр на пересечении путей. Если Удайпур — бывшая столица холмов
Мервара, Джохдпур — самый южный город Марвара — раджастанской пустыни. В октябре
здесь проходит 2-х-дневный праздник Марвар (в 2010 г. он будет 21-22 окт., в
2011 — 10-11 окт., в 2012 — 28-29 окт.). Другой праздник, посвященный пустыне,
проходит в ближайшем к нему Джайсалмере (ночь пути на поезде, в 2010 г.—
28-30 янв., в 2011 — 10-13 фев., в 2012 — 30 янв.-2 фев.).
Стоит
приехать сюда в праздники: Джохдпур — деловой город, и на фоне Индии выглядит
слишком спокойно и буднично. О пустыне напоминают лишь верблюды, используемые в
быту для перевозок наряду с осликами и лошадьми, и отсутствие какой-либо реки
или водоема. Озера лишь в окрестностях: это Кайлана и Балсаманд с
дворцом. Но проблем с водой нет.
Основал
Джохдпур в 1459 г. махараджа Джохд Сингх — откуда имя города, аналогично
Джайпуру или Удайпуру: "пур" — по-индийски "город" (что
этимологически родственно греч. "поль": Петрополь).
Джохдпур называют "голубым
городом" за цвет домов — и здания в старом городе по вековой традиции продолжают
красить в единый темно-голубой цвет. Этот оттенок гармонично сочетается с
коричневым цветом местного строительного камня, который использовался для
крепости, дворцов и храмов. Он достаточно мягкий и сравнительно легко крошится
— что диктовало крупный размер архитектурных форм. Далеко не все они
сохранились. Зато местный камень давал размах строительству — неслучайно именно
в Джохдпуре построена самая впечатляющая крепость Раджастана — Мерангарх.
Заложенная
в XI
веке, она ни разу не сдалась врагу, и это неудивительно. Над голубым городом возвышается
125-метровый каменный холм, который и сегодня не без труда штурмуют рикши и туристы.
И на его скалистой вершине еще круче вверх вырастает крепость. А из неё
возносится к небу дворец раджей. Из-за этой вертикальности издали и снаружи
форт Мерангарх не кажется столь массивным и мощным сооружением, каким
оказывается внутри. Вертикаль скрадывает толщину его стен, а его основанием
служат скалы холма. И даже вблизи сложно понять, где кончаются природные
гладкие бастионы скал и начинается рукотворная крепость с зубчатыми стенами, бойницами
и пушками. Пушки до сих стоят на стенах в боевой готовности — к услугам туристов,
которые редко уступают искушению сфотографироваться если не верхом, то в
обнимку с ними.
Крепость
совершенствовалась, и ее бастионы и дворцы достраивались вплоть до XVII века. Дорога к дворцам внутри
крепости тоже очень вертикальна, и туристам предлагают за небольшую плату
воспользоваться лифтом, расположенном выше билетных касс. Наш гид сразу стал
очень советовать это, и я согласилась, оценив наклон подъема мостовой. Сколь я
ни люблю гулять пешком, но осмотр этой крепости приятнее и легче начать сверху:
получив главное впечатление от вида на голубой город и форт, его окрестности и
дворцы, а потом потихоньку спускаясь вниз. Хотя мои спутницы были настроены
по-боевому и их даже несколько разочаровало наличие лифта, я побоялась, что
если мы подымемся в крепость пешком, сил осматривать дворцы у них уже не останется.
Этот уникальный объект включен в наследие ЮНЭСКО, и его реставрация
финансируется этой организацией (а не потомками раджей, как крепости Джайпура).
Реставрация, как везде в Индии, идет своим чередом — и нагруженные тихие ослики
возят по горным дорогам Мерангарха пыльные мешки с камнями.
Мерангарх
передан государству — но фотографии последних раджей глядят со стен ресторанчика
внутри крепости — где ходят вежливые и по-восточному скромные официанты в белой
одежде и красных тюбанах. А о славном прошлом Мерангарха напоминают следы от
пушечных ударов на воротах и их названия: в Мерангархе двое "ворот победы".
Арка Джайпол названа так в память победы махараджи Ман Сингха над
армиями Джайпура и Биканера в 1806 г., а арка Фатехпол — в честь
победы махараджи Аджит Сингха над моголами.
Обращает на себя внимание мемориальная каменная доска висит на стене
арки Лахалпол (“железные ворота”): на ней — отпечатки рук 15-ти жен
махараджи Ман Сингха, совершивших сати (самосожжение после смерти супруга) в
1843 г.
Мерангарх
хорошо оборудован для туристов: предлагаются наушники с описанием форта на
английском, французском, немецком, испанском — но, к сожалению, не на русском:
это входит в стоимость билета. Поэтому мы взяли русскоязычного гида — разбираться
в лабиринте крепости и ее дворцов я сама не стала. Экскурсия началась с белого
мраморного трона раджей в верхнем дворе. Затем последовали комнаты с паланкинами,
сиденьями для слонов, разнообразным оружием и железными доспехами — к счастью
для нас, всего этого было не очень много — несколько витрин: всё равно больше
не воспримешь. Мне в Индии всегда нравится этот человеческий размер: доступность
созданного человеческими руками для восприятия, освоения, которая создает
комфортность жизни. Наиболее примечательна пушка в виде крокодила.
Большинство
резных дворцов внутри крепости такие же коричнево-розовые, как и создавший их
камень, но кое-где, чтобы перекрыть его слишком холодный мрачноватый оттенок,
стены и наличники окон покрашены в белый и желтый. Дворцы носят выразительные
имена: Моти Махал (жемчужный), Сукх Махал (дворец удовольствий), Фул
Махал (дворец цветов). И кроме оружия, там можно увидеть музыкальные
инструменты и предметы убранства комнат, среди которых мне понравились детские
колыбельки.
Особое
внимание уделяется искусству: большим картинам в стиле миниатюр в персидском, а
точнее смешанном индийско-арабском, местном стиле. Этот самобытный стиль
Раджастана в Джохдпуре расцвел при одном из 50-ти раджей, которые правили здесь
на протяжении 5-ти веков, периодически заключая соглашения с могольскими
императорами и англичанами и сохраняя свою автономию. На одной из миниатюр
можно увидеть портреты всех 50-ти: приятно улыбающиеся портреты южных воителей
с индийскими мягкими чертами лица — особенно у того, что был покровителем
живописи.
Отделка
дворцов не обходится без характерных для Индии зеркал и цветных стекол. Я
привыкла им удивляться в храмах — обычно довольно современных. Но возможно этот
вид украшательства, когда все вокруг сияет и блестит, как раз и пришел из
дворцов раджей Раджастана. В крепости есть храм Чамунда, посвященный
Дурге.
Запоминается
комната совета министров с разноцветными атласными подушками для
государственных лиц и троном раджи под зонтиком — символом царской власти.
* * *
Рядом
с крепостью — еще одна достопримечательность архитектуры: мраморный мемориал Джасвант Тханда
(гробница махараджи Джасвата Сингха II, который выстроил также дворец на озере Удайпура.
Наверное, из 50-ти раджей династии он был самым большим любителем архитектуры).
Гробница более интересна снаружи, чем внутри — изяществом конструкции и самой
мусульманской идеей создать дворец для умершего, а не для живого, не
характерной для индусов. (Ведь раджи не были мусульманами, а сохраняли индуизм,
где умерших сжигают, а не хоронят).
Белый
дворец-гробница отражается в маленьком озере с отлогими камнями берегов: мы с
Яриком с удовольствием побродили бы там подольше, если бы служитель, проверявший
билеты на входе, почему-то этому не воспротивился. Логики его запрета посидеть
на озере я не поняла: не то, чтобы он боялся, что мы утонем или взорвем дворец
снизу — а просто так, по-нашему: ради порядка. Оставалось лишь полюбоваться
пляской девушки перед дворцом, которая таким образом рекламировала для редких
экскурсантов местный музыкальный струнный инструмент, на котором играл ее
спутник.
* * *
Если
влияние великих моголов в культуре и живописи налицо, то влияние англичан
практически незаметно. Зато оно создало дворец раджей Читтар, построенный
в 1928 г., где до сих пор живут их потомки — в
части здания: потомки махараджи Умайд Сингха, в другой гостиница, и в
3-й музей: и там фарфор, часы и другие предметы, которые мы в музеях привыкли
не удивляться. Но масштаб этого здания впечатляет: оно тоже наследует
масштабность Джохдпура, рожденную местным мягким камнем и его позицией на
границе пространства пустыни.
Джохдпур,
деловой и сдержанный для Индии, чем-то напоминает наши южные, полукурортные
города. И, после штурма крепости, в нем так же возникает желание отдышаться на
природе. Это можно сделать в Зоопарке или садах Мандоры.
Зоопарк занимает очень большую
территорию: это именно парк, в разных углах которого надо с трудом разыскивать
животных. В Зоопарке очень много оленей — похоже, это одно из самых любимых
животных индусов, вне зависимости от буддизма, и индусы поддерживают их
естественный образ жизни стадами. Есть парочка крокодилов, тигры и лев, а также
страусы и павлины и другие птицы. Рабочих животных: верблюдов, осликов или
лошадей: которые используются в быту, в зоопарке нет: в голову, наверное, не
приходить их кормить просто так. Но пару обезьян все же в вольер посадили —
наверное, поймали тут же на улице.
В окрестностях также есть заповедник с антилопами Дхава (это в
45 км).
В 8 км от Джохдпура — сады МАНДОРЫ:
прекрасный парк с сотнями обезьян и фонтанами. Мандору стоит посетить: если не
ради отдыха от жары, то ради храмового комплекса XIV-XV вв.
— тем более, что это сравнительно близко, и туда регулярно и без проблем ходят
обычные городские автобусы за 8 рупий.
Храмы
Мандоры вырезаны из местного коричневого камня, более мягкого и сыпучего, чем в
Каджурахо или Удайпуре. Поэтому барельефы скульптур и резные формы храмов не
столь утонченные и более масштабные. Фигуры индийских богов крупнее, чем
где-либо. И хотя архитектура более поздняя, она не так хорошо сохранилась.
В
силу истории: борьбы с великими моголами Джохдпур сегодня — полумусульманский
город. Это с первого взгляда не очень заметно: всюду разноцветные сари, а не черные
накидки, да и мулла с утра пораньше не кричит. И единственно, на что, быть
может, повлияло местное мусульманство — это то, что множество средневековых индуистских
храмов в Мандоре остались лишь археологическим памятником. Я впервые видела так
много красивых индийских храмов практически без единого признака внутренней
жизни. Все же в Каджурахо она есть — есть и действующий храм. В Мандоре же
алтари уже неживые. Для Индии это странно: такой замечательный храмовый
комплекс среди цветущих деревьев отдыхает как парк — подобно гробницам Хамаюна
и других могольских императоров в Дели.
За
живыми храмами надо ехать в Осиан (это в 65 км: 2-3 часа на автобусе,
кот. ходит 6 раз в день). Там расположены 16 джайнистских храмов VIII-XII вв. Главный посвящен последнему будде
джайнизма Махавиру, а архитектурой подобен комплексу бога Солнца в Конараке. Их
камень тоже коричневый, но они утонченнее мандорских храмов. Может, камень
тверже, а может,
в Индии эпоха 8-12 вв. была утонченнее и созерцательнее, чем 14-15 вв., как в
Японии, например: чем ближе к нашему времени, тем более воинственно-суетной
становилась жизнь.
В Мандоре можно побродить по развалинам на холмах, где ведутся раскопки.
Проводится также реставрация резиденции Мандоры — супруги раджи, от которой
сады получили свое имя. Там летают тучи голубей — совсем таких же, как у нас.
Рядом археологический музей, который я с удовольствием посмотрела за 10 рупий с
комментариями местного служителя с фонариком: совсем иной стиль скульптуры и
привычных сюжетов и богов. Интересно, что и здесь есть пару сцен митхуны — но
более грубых: мягкий камень со временем разрушился, и это придает ощущение
неотесанности, даже первобытности).
В садах Мандоры есть также скульптурная "галерея героев".
Это ряд барельефов, где наряду с богами есть герои эпоса, а также раджи. Все
скульптуры по индийским меркам огромные — выше человеческого роста, и ярко
раскрашенные. Это усиливает их детский вид, который создает простота и
бесхитростность выражения лиц. В конце галереи — храм Ханумана, тоже с
первозданно-грубыми и ярко раскрашенными скульптурами в алтаре.
В парке
скамейки с именами тех, в память о которых они поставлены. И большая белая
лестница на гору: каскад фонтанов — вид с которой позволяет обозреть
окрестности вплоть до мест, где ведутся раскопки.
*
* *
В Джохдпуре мы расположились в
семейном пансионе: комнаты для гостей были на 2-м этаже, а 1-й занимала семья —
муж, жена, двое детей и бабушка с дедушкой. Они только открывали свое дело, и
хозяйка была рада пообщаться с нами: показала девочкам свои свадебные украшения
и даже предложила им одеть их в свои сари. Она показала нам фотографию:
француженки в сари, которые отдыхали в их доме до нас. Хозяин тоже стремился
нас расслабить, спрашивал, как настроение, предлагал сделать массаж (бесплатно)
и с утра позаниматься йогой. Последнее хозяева гостиниц довольно часто
предлагают иностранцам, так как они и сами привыкли заниматься йогой по утрам —
своей культурой индусы владеют.
С одной стороны, это внимание к нам
было вызвано тем, что за четыре ночи в трех комнатах и еду они от нас имели столько,
сколько составляла месячная зарплата хозяина. Но с другой стороны, это выходило
далеко за рамки платных услуг и обслуживания отеля, поскольку общение было
неформальным. В первый момент после поезда получив домашний ужин, мои
путешественницы почувствовали себя как дома.
Хозяева расспрашивали о нас. Хозяйка
рассказала мне, что первые ее три сына умерли, но потом все наладилось — и
сейчас ее два сына уже ходили в школу (платную, на которую шло примерно треть
заработка семьи). Ее свекровь, узнав, что я астролог, спросила о своей судьбе
по линиям руки — руки выдавали любвеобильного человека, самоотдачу до
экстремальности.
Между собой они, конечно, не выясняли
отношений, и тем сильнее был контраст. Хозяин всё спрашивал, всё ли у нас в
порядке, и я его понимала: ведь это его дом, зачем ему тут лишнее эмоциональное
напряжение. Но русские женщины, очевидно, без эмоций долго не могут. И хотя на
другой день хозяйка сама проводила их до дворца раджей и показала хороший
ресторанчик: ей было на рынок в ту же сторону, а вечером продемонстрировала,
как готовит традиционную индийскую еду — мои спутницы не были настолько открыты
для контакта, как хозяева. Может, утомились?
Похоже, с нашими финансовыми
кризисами, наши люди в последние годы совсем утеряли пресловутую русскую
душевность — способность к незаинтересованному общению. А может, срабатывает
русская психология: или платить, или общаться неформально и тогда не платить, а
не то и другое вместе — но сегодня такая манера уже выглядит инфантильной. Для
русских людей раньше не было характерно отсутствие потенциала к близкому
общению. Хотя оно давно уже отличает европейцев, о чем я писала в предыдущих
рассказах: с индусом можно общаться бесконечно, с французом, немцем или
итальянцем контакт ограничен рамками, с американцем его не возникает вовсе.
Сегодня мы, видимо, уподобляемся европейцам: душевные силы истощены — русским
капитализмом или неправильным пониманием того, как надо работать и реформировать
жизнь. Хорошо, что хоть у индусов с этим все в порядке.
Хозяева, конечно,
тоже не навязывались — у них свои дела: детей в 7.30 в школу, хозяину в 9 на
работу: он занимается продажами в какой-то фирме. К счастью, не к точному
времени: у него довольно свободный график. До работы он свозил меня на своем
мотоцикле — в Джохдпуре это наиболее распространенный вид транспорта — в приличный
магазин, где мне удалось купить фотоаппарат взамен украденного накануне (точно
такой же и по той же цене, возможно, чуть завышенной для иностранки, но не
намного: техника в Индии и России стоит одинаково). Я спросила цену у хозяина,
он сказал, что не знает: у него не столько средств, чтобы купить цифровой
фотоаппарат, но его босс покупает технику в этом магазине, потому он меня сюда
и привез.
Фотоаппарат я потеряла точно в аспект
оппозиции Урана и Сатурна: традиционный аспект воровства! который умудрился-таки
нам испортить радость путешествия, несмотря на то, что я о нем знала. Вероятно,
по этому же аспекту простудился мой Ярик, и я вызвала врача, к своему изумлению
убедившись, что страховка в Индии работает! Я оформила ее впервые, больше для
спокойствия совести, не будучи уверенной, что ею удастся воспользоваться.
Правда, приходу врача предшествовала куча звонков, пока Санкт-Петербург понял,
где географически я нахожусь. Но я платила только за первый. Хозяева отнеслись
к этому на редкость терпеливо: сами родители. Индусов не смущает, если кто-то
из гостей заболел.
Из-за этих событий я тоже устала,
морально и физически,— и чтобы снять свое напряжение, позволила хозяину сделать
мне массаж ног. И это мне напомнило уже какую-то древность времен Христа. Не
то, чтобы наши хозяева были альтруисты: они обычные индусы, которые блюдут свой
комфорт,— но их нормальное, в высшей степени человечное отношение, помогло мне
расслабиться. Я отдохнула бы лучше, если бы не русские претензии моих спутниц.
Они настолько контрастировали с данной ситуацией, как русские фильмы,
построенные на бесконечном выяснении отношений: грубом даже среди самых близких
людей — с индийскими, где все вмиг становятся братьями и сестрами и начинают
друг другу помогать безо всяких претензий, подозрений и выяснений.
Поэтому мне хочется сказать всем
путешествующим по Индии: индусам не понять нашего постоянно русского недовольства
всем и вся. Пощадите их мягкую психику — и вы только выиграете! Атмосфера
вашего путешествия окрасится в другие, самые приятные и тёплые индийские тона!
Пусть память о русском хамстве остаётся только в Гоа, где она уже
утвердилась...
Я всё же верю, что индийское солнце
способно растопить лёд любой души. Только нужно время. А сперва любой айсберг
начинает чувствовать себя горой — посреди слишком тихой воды. — Но нельзя
сказать, что в этом спокойствии не бывает бурь: например, индусы политически
активны, как я писала раньше, и мощный подъем их религиозных чувств сильно ощущается
во время праздников. Да и сам их потенциал к близкому общению говорит о силе
души и силе нации — почему я вижу за ней будущее. А нынешние претензии россиян
при утрате идеалов обнажают лишь слабость. Эта игра в пустое тщеславие, за
которым ничего не стоит, навязывается нам СМИ и во многом бессознательна — но
на фоне Индии, с его естественным, а не раздутым эго, становится очень
заметной.
С этой проблемой сталкивалась не только я, но и другие мои знакомые,
пытавшиеся довезти людей до настоящей, дорогой нашему сердцу Индии неформальным
способом. Если индусы к нам по-человечески относятся, это еще не повод
проявлять чрезмерную гордость. Если они к нам психологически близки, это не
значит, что они должны нас обслуживать. Я пока не нашла средства объяснить людям
эти азбучные истины прямо на месте, а атмосфере индийской культуры ненасилия —
оттого и уделяю этому место в рассказе. Если я еще кого-нибудь повезу в Индию,
мне не хотелось бы краснеть за них перед индусами.
Трудность в том, что и русское
тщеславие, и индийская ответная тревога и уход в себя вместо радостного для них
радушия гостеприимства — во многом бессознательны. Русские претензии связаны с
глубинными комплексами личности, из которых эго, связанное с чувством
собственности: которое столь негармонично раздувает нынешний капитализм,—
являет самую большую проблему. И эти комплексы начинают выявляться в
неожиданных обстоятельствах как болезнь, которую нужно лечить. Они могут молчат
в России, но выявляются в Индии — потому что Индия лечит-таки эту болезнь!
Ну а русские со здоровой личностной
основой, которых эта социальная болезнь не поразила — ведут себя в Индии как
индусы: т.е. уменьшают свое эго до минимальной точки — которой оно по сути и
является. Как сказала моя знакомая Амана, которая по полгода проводит в ашраме
Ошо Раджниша: "Как приятно в Индии быть никем!" Но вот одна из ее
спутниц словить на этом кайф не сумела — и едва прибыв впервые в Индию, стала
всем доказывать, что она тут круче всех. Все это было смешно, если бы не
портило поездку и нервы людям.
*
* *
Другая моя знакомая любительница
Индии, которая тоже сталкивалась с этой проблемой, много лет посещала институт
раджа-йоги Брахмакумарис. Сейчас она строит дом в Маунт-Абу, чтобы переселиться
туда насовсем, и приглашала меня к себе. Поэтому Маунт Абу было одной из точек
нашего путешествия. Брахмакумарис сегодня у нас известен, и моим спутницам
также была интересна резиденция этого духовного течения.
Маунт Абу
расположен между белым Удайпуром и голубым Джохдпуром, поэтому я выбрала в эту
поездку эти два города Раджастана. Но и сами они меня не разочаровали. Храмовой
архитектурой они явились продолжением Каджурахо — как и джайнистские храмы
Маунт Абу.
См. также слайд-фильмы:
"Голубой город" Джохдпур — самая мощная крепость Раджастана Мерангарх:
https://yadi.sk/i/GJHsrWAMfTqGS или https://yadi.sk/d/jyzks1QoUcMRY
Сады Мандоры — памятник храмовой архитектуры Джохдпура:
https://yadi.sk/i/Ctc1Zty5fTqGe или https://yadi.sk/d/UWzSKcabUcMUV