на
главную страницу сайтаСемиры и В.Веташа
"АСТРОЛИНГВА"
СЕМИРА
© — 5-е путешествие (2009)
АРХИТЕКТУРА
ИНДИИ: ДРЕВНЯЯ И
НОВАЯ
Храмы
Каджурахо и Раджастана. Акшардам
продолжение:
ДЕЛИ
НОЧЬЮ И ДНЕМ
Я всегда была уверена, что индийские мегаполисы
следует осматривать исключительно ночью. И в эту поездку тоже устроила ночную
экскурсию по Дели перед отлётом: по дороге в аэропорт мы взглянули на
обсерваторию Джантар Мантар, храм Бирла и памятник Ганди, а также посетили
сикхский храм — потому что наш рикша оказался сикхом. Я для начала попросила
его отвезти нас в ближайший храм, который был бы открыт в 12 ночи, и он не
переминул продемонстрировать демократизм родной религии.
Сикхский храм Дели — копия знаменитого
"золотого храма" в Амритсаре. Ночью его золотые купола красиво
отражаются в 4-хугольном бассейне перед храмом. Перед входом — фонтан с
подсветкой. Золотые двери торжественно охраняют сикхи с кривыми мечами, в синих
тюрбанах, куда они убирают свои длинные волосы.
Но в этот раз мы ездили по Дели также и днем. Если возник
вариант погулять по Дели днем: например, между поездами, как было у нас, лучше
всего сориентироваться на парки. В Нью-Дели, близ станции Низамуддин, откуда
ходят поезда в Агру, Варанаси и Джанси — в сторону Каджурахо, а также и на Харидвар,
движение терпимое. Из центра мы выехали на делийском метро: более современном
на вид, чем наше, где прохладно и народу немного — может, индийцы не привыкли к
нему еще? На полу станции Нью Дели был отражен компьютерный экран: на нем то
прыгали мячи, то бегали тараканы, то плавали рыбы — их надо было ловить или
давить ногами, к удовольствию взрослых и детей. Цивилизация! Говорят, в Европейском
метро тоже такое есть. Ярик оцени развлечение, и стал прыгать за ними, а индусы
обступили экран и стали смотреть на Ярика, как на цирковое шоу. Один спросил:
что он такое делает? "Играет,"— ответила я. Он вроде как понял и
пошел дальше.
Я очень рекомендую в Дели ездить на метро,
тем более, что стоит оно куда дешевле, чем такси и рикши, особенно для
иностранцев. Конечно, на вокзале нас тут же обступили таксисты и моторикши, которые
на вопрос, где вход в метро, стали уверять, что он в километре отсюда, чтобы мы
воспользовались их услугами. Но мы уверенной походкой прошествовали мимо них
метров 200 до искомой буквы М и с удовольствием нырнули в прохладный туннель,
оставив рикш позади.
Поезд метро вынырнул из-под
земли уже в новом районе, где современные здания сочетались с остатками
квартала лачуг — чуть ли не из картона, над которыми прошел мост метрополитена.
Думаю, им недолго осталось существовать. Но Индия ни в чем не торопится: пусть
пока люди живут, как привыкли. До Низаммудина, где мы оставили вещи до
вечернего поезда, чтобы днем гулять по Дели, метро не доходило, пришлось за 5
рупий воспользоваться автобусом. Но душных пробок центра, там уже не было.
Вокзал Низамуддин
назван в честь суфийского святого, гробница которого расположена в парке неподалеку.
Там до сих пор исполняют музыку дервиши. Но мы сперва решили посетить Зоопарк с
другой стороны станции. Однако велорикши — самая неграмотная часть населения
Дели, не желающая понимать по-английски даже слово Zoo,—
привезли нас куда поближе: к гробнице могольского императора Хамаюна (на
фото). Впрочем, тоже в отдушине зеленого парке, куда вереницы индийских
школьниц выехали на пикник. Парк обширный, а мавзолей как мавзолей: монументальный,
как принято у мусульман-правителей: высотой 47 м — и по виду типичная мечеть.
Хамаюн жил в XVI
веке. Построенный из красного песчаника и белого мрамора безутешной вдовой
императора в 1565-72 гг., его мавзолей известен как первый образчик персидского
влияния в индийской архитектуре. В этом он считается предшественником
Тадж-Махала. Повсюду в парке — другие дворцы усыпальниц, поменьше. Всего здесь
гробниц около сотни. До Агры можно там погулять — после Агры уже неинтересно.
Так же как в Красном форте или мечети Джама Масджид. Без "помощи"
рикш я бы вовек туда не поехала. Но в Индии надо уметь радоваться тому, что
посылает судьба.
в стиле традиционной резьбы по камню
И все же в
Дели сегодня есть одна достопримечательность, которую стоит посмотреть в
дневное время, и к которой ближе ехать именно от станции Низамуддин — совсем
недавно построенный храм Акшардам: он открыт 6 ноя. 2005 г.
В рекордно короткий срок: 7
лет! — его построили 10 тыс. каменотесов и скульпторов из Раджастана, Ориссы и
Бенгалии. Он целиком сооружен из камня: чтобы избежать коррозии, при возведении
здания не использовалось железо, и вся отделка велась вручную. Наружная часть
храма — из розового камня, внутренняя — из белого мрамора.
Акшардам являет современный
шедевр каменной резьбы в традиционном стиле — том же, в котором за тысячу лет
до него изваяны храмы Каджурахо, Конарака в Ориссе или Джаягдиша в Удайпуре.
Поэтому до Каджурахо стоит посмотреть Акшардам. Наоборот — вроде бы не так
впечатляюще: ведь стилизация есть стилизация, она не дышит духом исторической
древности.
Однако и дух современного Акшардама интересен сам по
себе. Во всем комплексе царит медитативная атмосфера, в которую легко погружаешься
— а ведь храму всего-то 4 года! И становится понятно, что этот храм не
подделка: он и впрямь плоть от плоти живой традиции.
Созданный по древним традициям, храм имеет 20
четырёхгранных башен-шикхар и 234 отделанные орнаментом колонны. Поражают
ажурные резные потолки, напоминающие резьбу тысячелетних джайнистских храмах, и
скульптуры богов. Внизу традиционные для архитектуры индуистских храмов барельефы
слонов, но в каменную резьбу привнесено нечто новое: например, я нигде больше
не видела слона с 7-ю хоботами. В общем, есть что посмотреть и чему удивиться —
недаром Акшардам занесен в книгу рекордов Гинесса как самый грандиозный индуистский
храм в мире. (В чем я лично сомневаюсь, повидав древние индуистские храмовые
комплексы: разве что это самый большой из современных храмов.) Жаль,
фотографировать в Акшардаме запрещено. Но там работает целый магазин с
буклетами, открытками и сувенирами. Фото есть также на сайте: http://www.akshardham.com
Посвящен Акшардам
Свами Нараяну, реформатору индуизма XVIII-XIX вв., который после заката великих моголов и перед приходов
англичан возродил ряд традиционных индийских праздников.— Таких, как известный
весенний праздник холи, когда все поливают друг друга разноцветными красками,
делая ярче восприятие мира. Получив высокий религиозный титул Парамахамсы и
признанный божественным воплощением Вишну, Свами Нарян почитаем и в наши дни
как всенародный святой и учитель, и вполне может служить символом единства
нации и всеиндийского возрождения.
Внутри главного храма, в белых залах с резными потолками и колоннами, между алтарей картины — иконы с историей жизни Свами Нараяна. 10-летним мальчиком он покинул дом, и семь лет бродил по дорогам Индии как садху. В широкоформатном кинотеатре демонстрируется 40-минутный фильм о его детстве. Босиком и в одной набедренной повязке, с узелком за плечами он карабкается по склонам Гималаев и бросается в поток реки, который уносит его далеко от обыденной жизни и цивилизации. Панорама гор снята с самолета. Юный паломник посещает все известные святые места Индии — их смотреть само по себе интересно. В 17 лет он приходит в ашрам, где наставник назначает его преемником. Там он начинает свою деятельность учителя. Мне фильм понравился — ведь он позволяет зримо представить духовную жизнь Индии. Побольше бы таких!
Кроме фильма, о жизни Свами
рассказывает музей-диорама: залы с движущимися куклами в человеческий рост.
Полтора-два десятка таких комнат — это сколько же вложено труда! Представление
занимает час. В театральных сценах нет, однако, ничего неестественного, и мы
были очарованы этим представлением, в темноте повествующем о ключевых духовных
моментах одной из человеческих судеб — как нас очаровал и Акшардам в целом.
Запоминается образ, пред-шествующий этому
религиозному кукольному театру: человек, сам себя вытёсывающий из камня —
символ Акшардама.
Еще этот храм ставит
задачу показать историю Индии. По каналу, символизирующему реку времени, ходят
широкие ладьи, похожие на древнерусские. А сцены вокруг с помощью таких же
движущихся кукол в полумраке демонстрируют вехи культурных достижений. Вот
крестьяне пашут землю и сеют хлеб, йоги развивают науку медитации, а мудрецы
собирают травы, формируя медицинское знание аюрведы. Вот астрономы наблюдают
звезды, а математики изобретают цифры (которыми мы пользуемся сегодня), впервые
в истории придумывая понятие нуля. Вот пишут "Рамаяну" и
"Махабхарату" их древние авторы. Вот основан древнейший университет
Ташашила, строятся буддийские храмы Эллоры и Аджанты...
Все путешествие по реке времени длится 12
минут, после того, как очередная группа посетителей заполнит две ладьи, с
комментарием на хинди и английском. К ним ведут две очереди: вежливые служители
сразу определяют, кому в какую.
Один наш турист в этой индийской апелляции к своей древности, без какой-либо оглядки на достижения западной цивилизации, увидал ура-патриотизм — о чем скептически написал в И-нете. Но мы-то, обращаясь к западной и своей истории, часто ли вспоминаем достижения индусов? И я никакой исторической некорректности — ничего такого, что бы меня раздражало соц-формализмом, за эти 12 минут не увидела. Культурную историю своей страны надо помнить — индусам, как и всем прочим. И туристам, посещающим Индию, знать ее тоже невредно.
Как ни иронизируй, но Харапскую цивилизацию,
названную по имени индийского города Хараппа, археологи датируют 25/23-м веком
до н.э., и уже в 4-м тысячелетии (а может и ранее) на этом месте существовали
земледельческие культуры. На месте Санкт-Петербурга тогда не было не только
памятников городской архитектуры, но даже суши, где бы мог возникнуть
"приют убогого чухонца" — лишь безлюдное море Финского залива. Закат
культуры Мохенджо Даро, воздвигшей 50 км стен на реке Инд,— 4 тыс. лет назад
(1900 г до н.э., до прихода ариев в 1500 г до н.э.). И уже 2 тысячи лет назад
был основан университет на юге Индии: в Канчипураме, где до сих пор почитается
Древо Вед, символизирующее знание.
Другое дело, что Россия сильна не древностью,
а умением забывать свое прошлое — с его ошибками, возникающими в ходе
очередного социального эксперимента. И потом совершать их снова — что ж, другие
страны не обладают такой способностью все начинать с нуля. Поэтому как нам не
обидно, а все попытки воссоздать историю России с мифической древности, все
"Русские веды" и идеи Гибербореи, обречены на провал. Вот Индия —
другое дело. Даже по раскопкам ей не менее шести тысячелетий, когда нам от силы
два. Правда, ближайшая нам древняя культура на территории Украины-Болгарии 3-го
тыс. до н.э., за что сейчас ухватились украинцы в развитии своего самосознания
— но разве мы ее знаем и храним, опираемся на нее, признаем духовно своей?
Психологически нам — лет 500, если не 300: мы уже утратили до-петровскую психологию.
Сохраняет ли Россия душу раннего христианства, или только 500-летний дух
"третьего Рима" — тоже еще вопрос. А Индии — не меньше 3,5 тысяч,
когда создавались Веды и происходили события, описанные в
"Махабхарате", которые до сих пор — психологическая точка отсчета для
индусов.
Экскурсию на лодках сопровождает то же духовное ощущение:
тот же медитативный ритм и энергия, что присутствует во всем храмовом
комплексе. Я не знаю, насколько надо отключить свое восприятие, чтобы его не
почувствовать: во всяком случае все мои спутники это прекрасно ощутили. Я не
уставала поражаться сочетанию этих сокровенных энергий из глубины веков со
вполне современным шоу. Только в Индии может быть такое! Вот страна, не
устающая творить чудеса!
Последние пещеры посвящены будущему: танцующие дети разных цветов кожи между цветов и звезд. Каждый из них — творец, умеющий, играя, творить этот мир, как индийские боги. Внешней красивостью эти сцены напоминают например, современный университет раджа-йоги Брахмакумарис, где яркие картины тоже рисуют историю будущего, которое на новом витке должно сомкнуться с прошлым: героическим прошлым "Рамаяны" и "Махабхараты", где люди своей духовной силой, проистекающей от единства с миром, природой и собой, были подобны богам. Дети и цветы — индийская мечта о будущем. Индийская сказка о том, что божественное в человечестве восторжествует. И проявится во внешне прекрасном. Только ли индийская?...
Вечернее шоу Акшардама (в 18.45) —
светомузыкальные фонтаны. Их струи разных цветов: пробиваясь, устремляясь
вверх, смешиваясь между собой и угасая, рассказывают историю творения. Музыка
усиливает медитативное состояние храма, и сюжет становится понятен без
комментария: сливаясь со струями, душа постигает их значение.
Шоу фонтанов, с подсветкой и музыкой — не
редкость, оно есть чуть не во всех больших городах мира. Но только в Дели, в
Акшардаме, оно позволяет понять, что такое медитация. Ведь тот, кто создает
шоу, выражает свой душевный, индивидуальный и национальный настрой. Покуда
город занят лишь суетой, столь же хаотично и бессмысленно будут струится и его
светомузыкальные фонтаны. И в Акшардаме становится понятным, каких глубин во
внутренней режиссуре достигла Индия.
Акшардам становится в
один ряд с шедеврами Каджурахо, Удайпура или Маунт Абу — к моему величайшему
изумлению, я ведь люблю древность. Как внешним изяществом и жизненностью форм,
так и вибрациями, хранящими и доносящими жизнь веков, за которыми ощутимо
дыхание вечности.
Соперничая с древностью Акшардам показывает,
что творческий потенциал этой страны в высшей степени жив и развивается. И я не
знаю, может ли современное искусство Италии сравниться с шедеврами Рафаэля или
Микельанджело. И рождаются ли сегодня в России писатели, по уровню равный
Достоевскому или Льву Толстому. Если да, итальянцев и нас можно поздравить.
Если нет, европейцам и нам останется учится будущему у Индии.
Вход в храмы Акшардама бесплатный, а
посещение музея, фильма и катания на лодках стоит немного: 125 рупий (82
рубля). Отдельный вход на шоу фонтанов — 20 рупий (15 рублей). Храмовый
комплекс открыт с 9 до 18 кроме ПН.
* *
*
Избегая повторов, я сначала не думала писать
об этой, уже 5-й своей поездке в Индию. Да и читать некогда — проще посмотреть
фото. Поэтому решила сделать 15 небольших слайд-фильмов с фрагментами видео — о
разных городах Индии.
Но потом нашла время
записать свои впечатления: на берегу Черного моря, в палатке. Краски заката,
исчертившие облака: сине-розовые и изумрудно-оранжевые — на фоне темных,
иссиня-красных полос моря, сегодня такие яркие, что глазам больно. Тут писать
не о чем, и фотоаппарат этого не передаст — можно только зарисовать, если есть
талант. А вот про Индию лучше что-то знать, прежде чем туда ехать. Это поможет
не закрывать глаза.
Близнецы
(19.06) 2009
См. слайд-фильм
о Дели
https://yadi.sk/i/vM7gMSJhfTqKX
(или https://yadi.sk/d/Rsz9-TD-UcMHU)
об Акшардаме (входит в фильм о Дели): https://yadi.sk/d/IUVSJNnkUcMps или
https://yadi.sk/i/VSrz84FpUcLy9
Семиры и В.Веташа
"АСТРОЛИНГВА"