на главную страницу сайтаСемиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"

semira1

СЕМИРА © 5-е путешествие (2009)

 

АРХИТЕКТУРА ИНДИИ: ДРЕВНЯЯ И НОВАЯ

Храмы Каджурахо и Раджастана. Акшардам

Горные впечатления долины Куллу

 

продолжение:

 

ДЕЛИ НОЧЬЮ И ДНЕМ 

 

sikhram_deli

 

Я всегда была уверена, что индийские мегаполисы следует осматривать исключительно ночью. И в эту поездку тоже устроила ночную экскурсию по Дели перед отлётом: по дороге в аэропорт мы взглянули на обсерваторию Джантар Мантар, храм Бирла и памятник Ганди, а также посетили сикхский храм — потому что наш рикша оказался сикхом. Я для начала попросила его отвезти нас в ближайший храм, который был бы открыт в 12 ночи, и он не переминул продемонстрировать демократизм родной религии.

Сикхский храм Дели — копия знаменитого "золотого храма" в Амритсаре. Ночью его золотые купола красиво отражаются в 4-хугольном бассейне перед храмом. Перед входом — фонтан с подсветкой. Золотые двери торжественно охраняют сикхи с кривыми мечами, в синих тюрбанах, куда они убирают свои длинные волосы.

 

Himayun1Но в этот раз мы ездили по Дели также и днем. Если возник вариант погулять по Дели днем: например, между поездами, как было у нас, лучше всего сориентироваться на парки. В Нью-Дели, близ станции Низамуддин, откуда ходят поезда в Агру, Варанаси и Джанси — в сторону Каджурахо, а также и на Харидвар, движение терпимое. Из центра мы выехали на делийском метро: более современном на вид, чем наше, где прохладно и народу немного — может, индийцы не привыкли к нему еще? На полу станции Нью Дели был отражен компьютерный экран: на нем то прыгали мячи, то бегали тараканы, то плавали рыбы — их надо было ловить или давить ногами, к удовольствию взрослых и детей. Цивилизация! Говорят, в Европейском метро тоже такое есть. Ярик оцени развлечение, и стал прыгать за ними, а индусы обступили экран и стали смотреть на Ярика, как на цирковое шоу. Один спросил: что он такое делает? "Играет,"— ответила я. Он вроде как понял и пошел дальше.

Я очень рекомендую в Дели ездить на метро, тем более, что стоит оно куда дешевле, чем такси и рикши, особенно для иностранцев. Конечно, на вокзале нас тут же обступили таксисты и моторикши, которые на вопрос, где вход в метро, стали уверять, что он в километре отсюда, чтобы мы воспользовались их услугами. Но мы уверенной походкой прошествовали мимо них метров 200 до искомой буквы М и с удовольствием нырнули в прохладный туннель, оставив рикш позади.

Поезд метро вынырнул из-под земли уже в новом районе, где современные здания сочетались с остатками квартала лачуг — чуть ли не из картона, над которыми прошел мост метрополитена. Думаю, им недолго осталось существовать. Но Индия ни в чем не торопится: пусть пока люди живут, как привыкли. До Низаммудина, где мы оставили вещи до вечернего поезда, чтобы днем гулять по Дели, метро не доходило, пришлось за 5 рупий воспользоваться автобусом. Но душных пробок центра, там уже не было.

 

scolars_deliВокзал Низамуддин назван в честь суфийского святого, гробница которого расположена в парке неподалеку. Там до сих пор исполняют музыку дервиши. Но мы сперва решили посетить Зоопарк с другой стороны станции. Однако велорикши — самая неграмотная часть населения Дели, не желающая понимать по-английски даже слово Zoo,— привезли нас куда поближе: к гробнице могольского императора Хамаюна (на фото). Впрочем, тоже в отдушине зеленого парке, куда вереницы индийских школьниц выехали на пикник. Парк обширный, а мавзолей как мавзолей: монументальный, как принято у мусульман-правителей: высотой 47 м — и по виду типичная мечеть.

Хамаюн жил в XVI веке. Построенный из красного песчаника и белого мрамора безутешной вдовой императора в 1565-72 гг., его мавзолей известен как первый образчик персидского влияния в индийской архитектуре. В этом он считается предшественником Тадж-Махала. Повсюду в парке — другие дворцы усыпальниц, поменьше. Всего здесь гробниц около сотни. До Агры можно там погулять — после Агры уже неинтересно. Так же как в Красном форте или мечети Джама Масджид. Без "помощи" рикш я бы вовек туда не поехала. Но в Индии надо уметь радоваться тому, что посылает судьба.

 

 

АКШАРДАМ — современный храмовый комплекс

в стиле традиционной резьбы по камню

 

akshardamИ все же в Дели сегодня есть одна достопримечательность, которую стоит посмотреть в дневное время, и к которой ближе ехать именно от станции Низамуддин — совсем недавно построенный храм Акшардам: он открыт 6 ноя. 2005 г.

В рекордно короткий срок: 7 лет! — его построили 10 тыс. каменотесов и скульпторов из Раджастана, Ориссы и Бенгалии. Он целиком сооружен из камня: чтобы избежать коррозии, при возведении здания не использовалось железо, и вся отделка велась вручную. Наружная часть храма — из розового камня, внутренняя — из белого мрамора.

Акшардам являет современный шедевр каменной резьбы в традиционном стиле — том же, в котором за тысячу лет до него изваяны храмы Каджурахо, Конарака в Ориссе или Джаягдиша в Удайпуре. Поэтому до Каджурахо стоит посмотреть Акшардам. Наоборот — вроде бы не так впечатляюще: ведь стилизация есть стилизация, она не дышит духом исторической древности.

 

2_aksh_stena1

 

2_aksh_elephant7Однако и дух современного Акшардама интересен сам по себе. Во всем комплексе царит медитативная атмосфера, в которую легко погружаешься — а ведь храму всего-то 4 года! И становится понятно, что этот храм не подделка: он и впрямь плоть от плоти живой традиции.

Созданный по древним традициям, храм имеет 20 четырёхгранных башен-шикхар и 234 отделанные орнаментом колонны. Поражают ажурные резные потолки, напоминающие резьбу тысячелетних джайнистских храмах, и скульптуры богов. Внизу традиционные для архитектуры индуистских храмов барельефы слонов, но в каменную резьбу привнесено нечто новое: например, я нигде больше не видела слона с 7-ю хоботами. В общем, есть что посмотреть и чему удивиться — недаром Акшардам занесен в книгу рекордов Гинесса как самый грандиозный индуистский храм в мире. (В чем я лично сомневаюсь, повидав древние индуистские храмовые комплексы: разве что это самый большой из современных храмов.) Жаль, фотографировать в Акшардаме запрещено. Но там работает целый магазин с буклетами, открытками и сувенирами. Фото есть также на сайте: http://www.akshardham.com 

 

a_kartiny

 

a_neelkanth1Посвящен Акшардам Свами Нараяну, реформатору индуизма XVIII-XIX вв., который после заката великих моголов и перед приходов англичан возродил ряд традиционных индийских праздников.— Таких, как известный весенний праздник холи, когда все поливают друг друга разноцветными красками, делая ярче восприятие мира. Получив высокий религиозный титул Парамахамсы и признанный божественным воплощением Вишну, Свами Нарян почитаем и в наши дни как всенародный святой и учитель, и вполне может служить символом единства нации и всеиндийского возрождения.

Внутри главного храма, в белых залах с резными потолками и колоннами, между алтарей картины — иконы с историей жизни Свами Нараяна. 10-летним мальчиком он покинул дом, и семь лет бродил по дорогам Индии как садху. В широкоформатном кинотеатре демонстрируется 40-минутный фильм о его детстве. Босиком и в одной набедренной повязке, с узелком за плечами он карабкается по склонам Гималаев и бросается в поток реки, который уносит его далеко от обыденной жизни и цивилизации. Панорама гор снята с самолета. Юный паломник посещает все известные святые места Индии — их смотреть само по себе интересно. В 17 лет он приходит в ашрам, где наставник назначает его преемником. Там он начинает свою деятельность учителя. Мне фильм понравился — ведь он позволяет зримо представить духовную жизнь Индии. Побольше бы таких!

a_swamiboy

Кроме фильма, о жизни Свами рассказывает музей-диорама: залы с движущимися куклами в человеческий рост. Полтора-два десятка таких комнат — это сколько же вложено труда! Представление занимает час. В театральных сценах нет, однако, ничего неестественного, и мы были очарованы этим представлением, в темноте повествующем о ключевых духовных моментах одной из человеческих судеб — как нас очаровал и Акшардам в целом.

Запоминается образ, пред-шествующий этому религиозному кукольному театру: человек, сам себя вытёсывающий из камня — символ Акшардама.

 

Еще этот храм ставит задачу показать историю Индии. По каналу, символизирующему реку времени, ходят широкие ладьи, похожие на древнерусские. А сцены вокруг с помощью таких же движущихся кукол в полумраке демонстрируют вехи культурных достижений. Вот крестьяне пашут землю и сеют хлеб, йоги развивают науку медитации, а мудрецы собирают травы, формируя медицинское знание аюрведы. Вот астрономы наблюдают звезды, а математики изобретают цифры (которыми мы пользуемся сегодня), впервые в истории придумывая понятие нуля. Вот пишут "Рамаяну" и "Махабхарату" их древние авторы. Вот основан древнейший университет Ташашила, строятся буддийские храмы Эллоры и Аджанты... 

 

a_jogi

 

Все путешествие по реке времени длится 12 минут, после того, как очередная группа посетителей заполнит две ладьи, с комментарием на хинди и английском. К ним ведут две очереди: вежливые служители сразу определяют, кому в какую.

 

0_aksh_pillar5Один наш турист в этой индийской апелляции к своей древности, без какой-либо оглядки на достижения западной цивилизации, увидал ура-патриотизм — о чем скептически написал в И-нете. Но мы-то, обращаясь к западной и своей истории, часто ли вспоминаем достижения индусов? И я никакой исторической некорректности — ничего такого, что бы меня раздражало соц-формализмом, за эти 12 минут не увидела. Культурную историю своей страны надо помнить — индусам, как и всем прочим. И туристам, посещающим Индию, знать ее тоже невредно.

Как ни иронизируй, но Харапскую цивилизацию, названную по имени индийского города Хараппа, археологи датируют 25/23-м веком до н.э., и уже в 4-м тысячелетии (а может и ранее) на этом месте существовали земледельческие культуры. На месте Санкт-Петербурга тогда не было не только памятников городской архитектуры, но даже суши, где бы мог возникнуть "приют убогого чухонца" — лишь безлюдное море Финского залива. Закат культуры Мохенджо Даро, воздвигшей 50 км стен на реке Инд,— 4 тыс. лет назад (1900 г до н.э., до прихода ариев в 1500 г до н.э.). И уже 2 тысячи лет назад был основан университет на юге Индии: в Канчипураме, где до сих пор почитается Древо Вед, символизирующее знание.

Другое дело, что Россия сильна не древностью, а умением забывать свое прошлое — с его ошибками, возникающими в ходе очередного социального эксперимента. И потом совершать их снова — что ж, другие страны не обладают такой способностью все начинать с нуля. Поэтому как нам не обидно, а все попытки воссоздать историю России с мифической древности, все "Русские веды" и идеи Гибербореи, обречены на провал. Вот Индия — другое дело. Даже по раскопкам ей не менее шести тысячелетий, когда нам от силы два. Правда, ближайшая нам древняя культура на территории Украины-Болгарии 3-го тыс. до н.э., за что сейчас ухватились украинцы в развитии своего самосознания — но разве мы ее знаем и храним, опираемся на нее, признаем духовно своей? Психологически нам — лет 500, если не 300: мы уже утратили до-петровскую психологию. Сохраняет ли Россия душу раннего христианства, или только 500-летний дух "третьего Рима" — тоже еще вопрос. А Индии — не меньше 3,5 тысяч, когда создавались Веды и происходили события, описанные в "Махабхарате", которые до сих пор — психологическая точка отсчета для индусов.

 

pavlin1Экскурсию на лодках сопровождает то же духовное ощущение: тот же медитативный ритм и энергия, что присутствует во всем храмовом комплексе. Я не знаю, насколько надо отключить свое восприятие, чтобы его не почувствовать: во всяком случае все мои спутники это прекрасно ощутили. Я не уставала поражаться сочетанию этих сокровенных энергий из глубины веков со вполне современным шоу. Только в Индии может быть такое! Вот страна, не устающая творить чудеса!

Последние пещеры посвящены будущему: танцующие дети разных цветов кожи между цветов и звезд. Каждый из них — творец, умеющий, играя, творить этот мир, как индийские боги. Внешней красивостью эти сцены напоминают например, современный университет раджа-йоги Брахмакумарис, где яркие картины тоже рисуют историю будущего, которое на новом витке должно сомкнуться с прошлым: героическим прошлым "Рамаяны" и "Махабхараты", где люди своей духовной силой, проистекающей от единства с миром, природой и собой, были подобны богам. Дети и цветы — индийская мечта о будущем. Индийская сказка о том, что божественное в человечестве восторжествует. И проявится во внешне прекрасном. Только ли индийская?...

Вечернее шоу Акшардама (в 18.45) — светомузыкальные фонтаны. Их струи разных цветов: пробиваясь, устремляясь вверх, смешиваясь между собой и угасая, рассказывают историю творения. Музыка усиливает медитативное состояние храма, и сюжет становится понятен без комментария: сливаясь со струями, душа постигает их значение.

Шоу фонтанов, с подсветкой и музыкой — не редкость, оно есть чуть не во всех больших городах мира. Но только в Дели, в Акшардаме, оно позволяет понять, что такое медитация. Ведь тот, кто создает шоу, выражает свой душевный, индивидуальный и национальный настрой. Покуда город занят лишь суетой, столь же хаотично и бессмысленно будут струится и его светомузыкальные фонтаны. И в Акшардаме становится понятным, каких глубин во внутренней режиссуре достигла Индия.

 

a_dom

 

4_carving04fАкшардам становится в один ряд с шедеврами Каджурахо, Удайпура или Маунт Абу — к моему величайшему изумлению, я ведь люблю древность. Как внешним изяществом и жизненностью форм, так и вибрациями, хранящими и доносящими жизнь веков, за которыми ощутимо дыхание вечности.

Соперничая с древностью Акшардам показывает, что творческий потенциал этой страны в высшей степени жив и развивается. И я не знаю, может ли современное искусство Италии сравниться с шедеврами Рафаэля или Микельанджело. И рождаются ли сегодня в России писатели, по уровню равный Достоевскому или Льву Толстому. Если да, итальянцев и нас можно поздравить. Если нет, европейцам и нам останется учится будущему у Индии.

 

Вход в храмы Акшардама бесплатный, а посещение музея, фильма и катания на лодках стоит немного: 125 рупий (82 рубля). Отдельный вход на шоу фонтанов — 20 рупий (15 рублей). Храмовый комплекс открыт с 9 до 18 кроме ПН.

 

2_aksh_ganesh1*      *      *

 

Избегая повторов, я сначала не думала писать об этой, уже 5-й своей поездке в Индию. Да и читать некогда — проще посмотреть фото. Поэтому решила сделать 15 небольших слайд-фильмов с фрагментами видео — о разных городах Индии.

Но потом нашла время записать свои впечатления: на берегу Черного моря, в палатке. Краски заката, исчертившие облака: сине-розовые и изумрудно-оранжевые — на фоне темных, иссиня-красных полос моря, сегодня такие яркие, что глазам больно. Тут писать не о чем, и фотоаппарат этого не передаст — можно только зарисовать, если есть талант. А вот про Индию лучше что-то знать, прежде чем туда ехать. Это поможет не закрывать глаза.

Близнецы (19.06) 2009

 

См. слайд-фильм о Дели https://yadi.sk/i/vM7gMSJhfTqKX

 

(или https://yadi.sk/d/Rsz9-TD-UcMHU)

 

об Акшардаме (входит в фильм о Дели): https://yadi.sk/d/IUVSJNnkUcMps или https://yadi.sk/i/VSrz84FpUcLy9

 

к списку слайд-фильмов

 

на главную страницу сайта

 Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"