Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"
– СЕВЕР И
ЗАПАД СТРАНЫ –
-- Третье
путешествие --
на берегу Ганги
СОДЕРЖАНИЕ
Как выживает Индия? . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О кастовой системе . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ручные технологии . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Индийская атмосфера . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Почему дети не плачут? . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Чудеса Индии
Туристам о туристских местах . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ужас первых впечатлений. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дорога в Куллу и ее варианты. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Манали — реликтовые ели. Храм
Ходимбы . . . . . . . .
Путь в Ладак. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Почему Рерих жил в Наггаре . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
Раджи Куллу. Храм Рагунатха. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Сикхи и коммунисты на северо-западе
Индии . . . . . . . .
Горные серпантины озера Ривалсар . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пещеры Падмасамбхавы. . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Туманы Манди . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Архитектура Джайпура. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Новый город и его основатель .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Обсерватория Джантар Мантар . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Дворцы махараджей . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тысячелетние форты.
Рыцари-раджпуты. . . . . . . . . . . . . . . .
Храмы Кришны и Калки-Кришны. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Святое озеро Пушкара — обитель
Брахмы. . . . . . . . . . . . . . .
Храмы Пушкара и солнечная гора
Савитри. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Старые порты Даман и Сурат:
путеводитель советует остерегаться. . .
Приливы Арабского моря . . . .
. . . . . . . . . . . .
Фрески Аджанты. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аурангабад — город Аурангазеба.
Маленький Тадж-Махал. . . . .
Пещеры Эллоры. Храм горы Кайлас. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сияющее пламя Шивы . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . .
Как за 8 лет изменились Варанаси и
Сарнатх . . . . . . . . . . . . . .
Как попасть в Тадж-Махал, миновав
Агру. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Самый чистый город Индии — в
Ришикеше хорошо купаться в декабре. . .
Цветущие ашрамы. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . .
Полет над Хардваром. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
* *
*
В рассказе о своем третьем путешествии
по Индии я опишу —
северные отроги Гималаев и красивейшие
горные дороги: в долину Куллу, где жил Рерих, и от Манди на озеро
Ривалсар, в пещеру Падмасамбхавы, который первым донес до Тибета учение
Будды,
западную, самую воинственную часть
Индии — Раджастан, где живут потомки рыцарей-раджпутов: старую крепость
и новую столицу ее махараждей — Джайпур, и священное озеро Пушкара
на границе с пустыней, известное верблюжьей ярмаркой,
приливы-отливы Арабского моря
на западе Индии, порты Сурат и Даман,
последнюю столицу великих моголов — Аурангабад
и пещерные храмы Эллоры и Аджанты, некогда возникшие на пересечении
древних торговых путей,
и еще раз остановлюсь на святых
городах Ганги: Варанаси, Хардваре и Ришикеше.
Но до того, как начать свой
неформальный путеводитель для тех, кто хочет поехать в Индию, дам ответ на
вопросы, которые интересуют тех, кто в Индии не был.
КАК
ВЫЖИВАЕТ ИНДИЯ?
Как-то я попробовала дать рассказ об Индии в журнал
«Нева». «Вы пишите много о второстепенном (о духовности), — сказал редактор.— А
о главном не пишете». Я удивилась: что же главное? Оказалось, самый актуальный
и животрепещущий вопрос — а люди-то как выживают? Как так выходит, что валового
продукта мало, а по программированию Индия нас обогнала? А духовная культура —
второстепенное: «что нам индийские боги, мы со своим-то православием не можем
разобраться…»
Да, нам сложно преодолеть стереотип «нищей
Индии», но для правильной оценки нужно понимать, что это богатый Запад едва
выживает, под гнетом технологий и бюрократии. А индийская цивилизация
тысячелетия живет духовностью и радуется жизни! И эта необремененность
материей, этим западным вещизмом, который сегодня поглощает нас — отдушина для
людей, которые сегодня едут в Индию.
Понимание духа нации: ее естественного пути,
присущего именно ей, очень важно для правильного восприятия страны. Индия
следует собственному пути, сохраняя опору на живые тысячелетние традиции, и
переживает наше время, мало изменившись, вопреки влиянию глобализации. Нам
трудно понять, почему держит передовые рубежи эта до сих пор
сельскохозяйственная страна с ручными технологиями и миллиардом населения, не
ограничивая рождаемость? Да, индийские компьютерщики являются одними из лучших
в мире, а производство на душу населения невелико. Но материальное обустройство
(интерьер и количество вещей) и вправду занимает мало места в сознании людей этой
страны с мягким климатом, где роль политического деятеля до сих пор уступает
значимости духовного лидера. (Можно вспомнить Ганди, который ставил акцент
именно на втором — и через это стал популярным руководителем страны, да так и
остался в памяти: не столько как президент, сколько как духовный учитель).
Так было в древности, так было и 300 лет
назад: достаточно взглянуть на могилу Аурангазеба: последнего из великих
императоров династии моголов. (Это сын шаха Джахана, построившего самый
монументальный мавзолей Индии: Тадж-Махал, отстранивший от власти своего отца.)
Подобно нашему Петру I, он захотел
перенести столицу за тысячу верст и построил город, в честь него названный
Аурангабадом. Небольшая мраморная ограда да простая белая простыня, как на
наших кроватях, на маленьком возвышении его могилы, где растет несколько
зеленых кустиков, — вот место упокоения великого монарха. А рядом, будто
нарочно контрастируя с ним, возвышается мраморный мавзолей: с белым куполом и
башенками, с отделкой и дверями из чистого серебра, — усыпальница его
суфийского учителя! То и другое является местом поклонения, как и всякое
историческое место в Индии, прежде всего для мусульман (и на той же территории
находится школа для детей, демонстрируя единство исторического и духовного с
обыденным). Но суфийского святого почитают больше, чем императора, основателя
города. — И это мне было удивительно приятно — хотя, как любой европейский
посетитель данного места, я ничего не знала об учителе Аурангазеба, а только о
нем самом, как исторической личности.
Мозаики, изготовляемые в Агре
озеро Ривалсар в горах долины Куллу
самадхи плейс ашрама Шивананды
Кукольный театр Раджастана
Еще один вопрос, который задают только люди, далекие от
Индии, или редакторы (меня на него натолкнуло издательство «Астрель»): что же
чудесного в Индии: какой смысл туда ехать и что там можно приобрести?
Мне чужда реклама, хотя нет ничего проще
сказать: для туриста Индия — страна дешевых товаров и драгоценных камней,
изделий из серебра, золота и меди. И сегодня она вполне подтверждает тот образ,
который создает всем известная ария индийского гостя из оперы “Садко“ (“не
счесть жемчужин в море полуденном далекой Индии чудес...”) Русские люди обычно
едут в Индию за чудесами. Но, конечно, не за алмазами и изумрудами: они едут
туда за чудесами духа, следуют путеводителю души и находят жемчужины
внутреннего мира.
Каковы же чудеса Индии? Синие птицы, змеи,
танцующие под флейты заклинателей, слоны и верблюды — все это, конечно, я
видела, но скажу о другом. Интересное наблюдение, которое сделал мой супруг:
если морские курорты Египта, Турции или Болгарии предполагают семейный отдых,
то в Индию даже счастливые семейные люди часто ездят поодиночке. В первое
путешествие по Индии я ездила с двумя спутницами: три молодые женщины,
оставившие дома мужей и детей. И в последнее — с тремя: шестеро детей от нас
отдыхали. Семья дает ощущение психологического комфорта — но в Индии его не
требуется. Там в воздухе разлита теплота семьи. И даже тот, кто не бывает в
одиночестве здесь, там не тоскует о семье и о родине. Это психологическое чудо
ощутит каждый, кто не побоится остаться с Индией один на один.
В Индии люди легко встречаются и мягко
расходятся. Порой распадается сложившаяся группа: потоки Индии ведут каждого
своим путем. И даже когда люди едут вместе, каждый находит именно то, что нужно
ему. И это тоже чудо.— Хотя карма порой проявляется странными путями. Атмосфера
Индии не любит индивидуализма, чувства собственности и слишком сильной
эмоциональной привязанности к чему бы то ни было: за свое эго так или иначе
приходится платить, поскольку оно слишком контрастирует с местным настроем.
Живые потоки Индии стремятся освободить душу.
Они лишают жестких рациональных установок. Индия на все говорит человеку “да” —
а не идет наперерез, как русская эмоциональная атмосфера. И все глубоко
внутреннее как по мановению волшебной палочки проявляется вовне. — Правда,
психологи знают, что в такой ситуации могут раскрыться и глубинные
подсознательные комплексы. Да, мы боимся трогать внутренний мир. Но в Индии это
можно. Там душевные проблемы не только проявляются, но и решаются. Сами. И это
третье чудо.
Когда мы в Джайпуре пили чай с молодым
брамином, о котором я упомянула выше, он как всякий восточный человек спросил о
наших семьях. Я ответила, что у меня мальчик и девочка, у моей подруги тоже —
близнецы, а вот третья наша спутница, уже в возрасте, сказала: «А я одна.
Никого у меня нет…» «Как, у Вас нет сына? — воскликнул он.— Я буду вашим сыном!
Если кто-нибудь спросит Вас, скажите: мой сын живет в Джайпуре.» — Индусы
считают несчастьем не иметь сына: по индийским традициям сын заботится о матери
не только в старости, но и о ее душе. Ту же фразу сказал еще кто-то из
общавшихся с нами молодых людей: я уже не помню, в какой ситуации. И когда про
нашу спутницу спрашивали: «Это ваша мама?» «Мама, мама,» — отвечала я, зная
уважительное отношение индусов к матери. Жаль, она носила слишком легкую юбку:
не совсем до пят, — а то бы получила столько сыновней и дочерней любви, сколько
во сне не приснится.)
Для меня это главные индийские чудеса:
психологический комфорт и освобождение души от гнета проблем. Шива все грехи
забирает себе: как он выпил яд калакуту при появлении из океана напитка
бессмертия амриты. Все проблемы индусы кидают своим богам вместе с лепестками
цветов. А если кто наметил себе как цель поездки в сказочную Индию какие-нибудь
другие чудеса, они, конечно, тоже сбудутся. Главное — заметить, что чудо
произошло. Но это уже зависит от человека.
Бывает, он ищет призвание или учителя (а
истинный учитель, как утверждают индуизм, буддизм и суфизм, у каждого внутри).
Найдет ли он его? Изменит ли путешествие его жизнь, его отношение к миру?
Окунется ли он в любовь? Это вполне возможно. Но атмосфера Индии и ее духовные
потоки влияют скрыто и очень незаметно — как и когда раскроется то, что впитала
душа, ум понимает не сразу.
Сегодня понятие самореализации рисует образ
восхождения на вершину. И восточный ориентир духовности для многих — горы
Тибета. Но говоря об Индии, хочется повторить слова Гессе: река жизни, как и
все реки, течет вниз. Как мать-Ганга — с вершин Гималаев к океану, сливающему
воедино и растворяющему в себе все потоки. Таков образ духовности Индии.
Но такую Индию стоит искать в святых, и не в
самых популярных туристских местах.
верблюды, ожидающие туристов в
Пушкаре
Пока турист не
освоился в Индии, и не попал в волну местного, тихого и одновременно
активно-делового, негордого отношения к жизни, на него будут смотреть как на
мешок с деньгами. Видимо, нет другого пути преодолеть такое отношение индусов,
как поменять в себе европейскую подсознательную привычку к высокомерию и
русскую столь же подсознательную манеру иметь претензии. Ведь те же рикши,
которые настроены драть с иностранцев плату в 10, а и в 20 раз дороже, и
обступают туриста как саранча, донимая его по последней степени, порой могут
вам по-человечески объяснить, и где какие достопримечательности, и как туда
добраться на автобусе за копейки (если они, конечно, говорят по-английски). Но
для этого с ними нужно добиться человеческого равенства. А этому очень мешает
европейская претензия (как же мы можем быть равными с этими оборванцами, у
которых небось три класса образования!) или наш экскурсионный подход (ну
поглядим, что же мне покажут), вместо поискового отношения путешественника.
Экскурсионный подход — это
доехать до гостиницы, выгрузиться с вещами, полежать, сходить в ресторан,
потратить деньги в магазинах и узнать, что где когда построено. Всего этого в
Индии можно не делать (имея багаж 3 кг и перекусывая на ходу, что я советовала
в предыдущих рассказах). Или делать ненароком по ходу общения с индусами, чтобы
все складывалось как бы само собой — такой способ путешествия по Индии гораздо
приятнее. В первом же случае, кроме не самой стерильной посуды, недостаточно
вымытых полов, не слишком белоснежных простынь, тараканов в ресторанах и
муравьев в гостиницах, можно вообще ничего не заметить. Если в Индии искать
евростандарт, лучше просто туда не ездить. Я помню рассказ одной моей знакомой,
привыкшей ездить в Париж, остановившейся в Индии в отеле, который ей
рекомендовали как 5-звездочный. Какова была ее реакция, когда утром она увидела
прямо на своих вещах огромных тараканов! Хотя все остальное было замечательно.
Надо сначала найти комфорт психологический — остальное приложится.
В отношении гостиниц следует иметь в виду, что
верхнего предела цен для индусов не существует. Даже там, где на рекламах
указана цена, эта цена откровенно завышенная с точки зрения самих индусов. С
вас возьмут столько, во сколько вас оценят. А с точки зрения духовности можно
сказать так: во сколько оценят ваше эго: чем больше внутренних притязаний, тем
выше цена.
В скромной гостинице индийского типа можно найти двухместный номер за
100-150 рупий. В Пушкаре, в скромном жилище, мне одной предложили за 70 рупий,
вдвоем за 90. Когда мы ходили с подругой, в более приличной гостинице, я сама
назвала цену 150 рупий, и хозяйка сказала: если вам подходит, но не говорите
иностранцам, что я сдаю за такую цену. Но подруге понравилась гостиница с
кондиционером, и я договорилась остановиться вчетвером за 700 рупий. Однако
потом пришлось заплатить 1100: когда хозяин увидел всю компанию, он оценил нас
дороже, и ничего поделать с этим я не смогла.
Для людей, кто по-английски не говорит, можно сразу сориентироваться на
200 рупий за двухместную комнату и платить в этом случае 300. Нельзя
останавливаться в первой попавшейся гостинице, надо посмотреть несколько: стоит
потратить силы ради собственного комфорта (чтоб не нарваться на какие-нибудь
неприятные неожиданности: скажем, нет необходимых предметов или чтобы не
пришлось ругаться при отъезде, если цена вдруг выросла). Надо также знать, что
отопления в индийских гостиницах нет нигде (!), т.е. температура в любое время
года ниже, чем на улице.— Но зимой на севере: где температура ночью +5+10, при
том, что днем +20, — можно попробовать спросить обогреватель (например, в
Куллу, в туристском центре Манали они есть).
Цены в ресторанчиках тоже часто не фиксированные: с иностранцев берут
больше. Меню часто как раз на них и рассчитано. Индийский обед (весь целиком)
больше 30 рупий не стоит.
Характерно, если
человек договаривается и общается, сбивает цену, отношение к нему становится
лучше. Исчезает ажиотаж содрать деньги, заметный у молодых индийских мальчиков,
которые видят в иностранцах легкую наживу. Возникает вопрос: из какой вы
страны?— это шаг к контакту. От людей постарше и посерьезнее легче добиться
нормального отношения. Если туристу лень общаться — ну что ж, пусть платит в
десять раз больше. Ведь основное представление об иностранцах сегодня в Индии —
что у них непомерно много долларов, и эти их лишние доллары должны как можно
активнее перекочевать в карманы индусов ради блага их страны (и третьего мира).
А все другое проявляется не сразу.
Такова
государственная политика: в местах, часто посещаемых туристами, цены на осмотр
достопримечательностей для иностранцев сегодня в двадцать раз больше, чем для
индусов! И если в 1998 году вход в Тадж-Махал стоил 10$, то в 2006 — уже 17$
(750 рупий= 500 рублей)! А для индусов цена 20 рупий (15 рублей, полдоллара:
доллар по курсу 2006 г.— 44 рупии). И эти цены, к сожалению, не сбить: правда,
можно попросить какого-нибудь индуса (например, вашего рикшу) купить билет по
местной цене, но мало шансов пройти с ним: индусы очень внимательный народ, и
все замечают. Хотя в Аурангабаде одной моей спутнице это удалось, но там
иностранцев немного.
Другой способ:
самим сойти за местных жителей, сказав в кассе «эйк (дос) тикет дэду: дайте
один (два) билета» — но для этого надо соответствующим образом одеться и
выглядеть, а главное — иметь решимость. У меня таковая возникла, когда я
увидела вдвое возросшие цены в Тадж-Махале. Переодевшись в сари и убрав волосы
в косичку, я купила индийский билет, просто протянув 20 рупий, и прошла без
проблем, затесавшись среди индусок. И потом долго ожидала девочек, которых
старательно обыскивали с ног до головы — их самих и все сумки. Так что быть
индусом в Индии во всех отношениях приятнее, чем иностранцем.
Индусы чуть более
законопослушные люди, чем русские, но имеют склонность помочь тому, с кем
общаются, обмануть местную власть. Преградой к общению на равных для русских
может оказаться то, что индусы, даже и с образованием — очень простые люди,
обычно внешне лишенные какой-либо престижности. Ни их должность (за исключением
полицейских в форме), ни их знания или духовные навыки никак на них не
написаны. В отличие от нас, они не восприняли от Запада необходимость иметь
имидж и не носят «маску»: будь то верующего человека или ответственного лица
(«положение обязывает»). (Эту маску слишком хорошо видно в фильмах, но в жизни
театральности нет — думаю, даже в официальной элите нет: я с нею не общалась,
но и по телевизору не видела у высокопоставленных лиц такого «имиджа», который
любят иметь русские в официальных местах, особенно при нынешней бюрократии.) И
мы можем просто не заметить человеческих качеств или способностей индусов,
поскольку они их никак не выпячивают. Ни лоска, ни стремления «подать товар
лицом»: особенно если этим «товаром» служит собственная личность.
У входа в
горный храм Нилкантх близ Ришикеша
Раз уж я пишу
неформальный путеводитель, чуть-чуть скажу о начале поездки. После аэропорта
путешественник обычно попадает в привокзальный квартал Мэйн Базар. Но вокзал и
есть вокзал: худшее место во всех городах мира. Мэйн базар — скопление узких
улиц, и вправду похожее на базар: с его сутолокой и грязью, которая есть во
всех городах вблизи вокзалов, и однообразием многочисленных лавок, где торгуют
едой вперемешку с прочими товарами и среди которых с непривычки легко
заблудиться, если перепутать и пройти не в тот из многочисленных проулочков.
Столь же легко заблудиться и в старых кварталах других индийских городов.
Я стремлюсь миновать это злачное место, если еду с
людьми, которые в Индии не были: памятуя, что в мою первую поездку (в 1998)
реакция на Мэйн Базар одной из моих спутниц оставляла желать лучшего: у нее был
настоящий стресс. Правда, потом все пошло более-менее гладко. Мы купили транзитные
билеты в специальной кассе для иностранцев, пешком прогулялись по центральной
площади Конат Плейс и располагавшейся неподалеку средневековой обсерватории,
сооружения которой фиксировали движение солнца по знакам Зодиака и положение
других небесных тел. Дошли до арки Индийских Ворот, где на берегу бассейна с
водой мальчик показывал ручных змей, выманивая у иностранцев рупии.
А потом по одной из улиц, лучами расходившихся от Конат
Плейс, удалились от центра и там наткнулись на большой и скромный магазин с
распродажей сари (где они стоили 4$, а не 40, как на центральной площади).
Продавщицы предложили нам их примерить, и превращая 6-метровый кусок ткани в
изящное платье прямо на моих спутницах, стали с улыбкой объяснять нам все фазы
этого непростого процесса. Одна из моих подруг выбрала темно-зеленое сари,
другая — сиреневое. Я вовсе ничего не собиралась покупать, но они уговорили
меня не отрываться от коллектива и взять оранжевое: “Что ты, тебе так идет! В
крайнем случае, пойдет на занавески.”
Продажа сари в
типично-индийском магазине
Потом, на первом попавшемся автобусе мы вернулись в
центр. Поезд был вечером. Вежливый служащий вокзала предупредил нас обо всем,
кроме одного: что вагона, в котором мы едем, на конечной станции может и не
быть. Я надеюсь, что это бывает не часто — и номера вагонов на поездах обычно
пишутся привычными для нас арабскими цифрами, а не индийскими, да еще принято
вывешивать на каждом вагоне фамилии пассажиров. Но мы несколько раз пробежали
весь поезд из конца в конец, выясняя номера вагонов, которые были написаны
по-индийски, а нашего вагона так и не нашли. Поезд тронулся — мы вскочили в
него на ходу, и судорожно стали выяснять, туда ли мы сели. Наконец, мы увидели
контролера и узнали, что все хорошо: наш вагон через пару часов прицепят к
поезду, и тогда мы сможем лечь спать. А пока контролер освободил для нас
скамейку, и мы спокойно вздохнули.
На билете стоит номер поезда,
но наизусть его мало кто знает: хотя кое-где на платформах есть табло, где этот
номер должен высвечиваться, вперемешку с номерами вагонов, но не везде. А найти
нужный вагон всегда проблема, если поезд проходящий. Стоит он несколько минут,
а вагоны нумеруются не от 1-го к последнему, как у нас, а имеют разряды: вагоны
класса А (air-conditioned: с кондиционером), класса SL (sleeping: спальные), общие вагоны G (general), есть GL (общий для женщин), могут быть еще S (sitting: сидячие места), и все это в разных концах поезда. Сами индусы
примерно знают в принципе, где что находится, но будет ли приходящий поезд
пронумерован от хвоста к голове или наоборот, этого сказать обычно не может
никто.
посмотреть
слайд-фильмы об Индии