Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"
– СЕВЕР И
ЗАПАД СТРАНЫ –
-- Продолжение --
дорога вдоль реки Кулу
Место слияния рек Куллу и Парвати
Манали, последний город перед
перевалом в Малый Тибет
Манали
— главный туристский центр долины Куллу, где во множестве агентств предлагаются
трекинги и поездки выше в горы. И конечная остановка обычных автобусов: оттуда
начинается путь на перевал в Малый Тибет, открытый лишь 3 месяца в году. Этот
городок расположен на высоте 2050 м и известен лесопарком реликтовых деревьев.
Путеводители не раскрывали тайну, какие деревья нам предстоит увидеть,— и к
моему удивлению, это оказались высоченные ели. До этого мне в Индии не
попадались ели — да и в России я не видала таких: высотой с лиственницу и
шириной с дуб. Вдвоем подобную ель не обхватишь — нужно несколько человек.
Шишки в форме розочек, как и другие, в Наггаре — несколько десятков см длинной,
тоже произвели на нас впечатление.
Валуны между деревьями образуют сад камней,
на одном из них написано: «Соблюдайте тишину: здесь общаются с Космосом.» Но
камни эти естественного происхождения: это не Япония, и набросаны они хаотично.
В целом этот хаос напоминал Россию — если бы не вездесущие обезьянки, которым
реликтовый лес был явно по душе.
Вдоль сохраняемого лесопарка, который служит
местом отдыха для самих индусов, с одной стороны тянется Манали, с другой —
протекает река Биас. Это та река, которая стала границей устремлений
Александра Македонского. Здесь остановились его завоевательные походы, что
неслучайно — ведь дальше дорога идет верх на перевал: в горы Тибета. Выше по
дороге к перевалу есть водопад Рахла, 50 м высотой. И до сих пор в этих
местах живут потомки воинов Александра Македонского. Тропа из Наггара ведет на
перевал Чандракани, в поселок Малану, где сохранились их
оригинальные традиции: полугреческие-полуиндийские обряды. Дух Индии сохраняет
все — но нужно время, чтобы добраться до этих мест.
Я планировала посмотреть Манали и
остановиться рядом в Наггаре — это более тихое и не туристское поселение. Но
после дороги мы устали, и одна из моих спутниц заявила, что ей срочно нужна
гостиница и душ.— После чего я уступила настойчивым уговорам молодого человека,
который, едва мы вышли из автобуса, пытался усадить нас в свое такси и довезти
(«бесплатно!») до своей гостиницы, и шел за нами с полкилометра, предлагая свои
услуги. Меня соблазнило то, что гостиница располагалась высоко на горе рядом с
главным храмом. Впрочем, в Манали вид замечательный с любого места, если
остановиться не на главной улице (что хотела моя спутница и что скорее всего
сделает неопытный путешественник, но я не советую: там шумно) — и не на первом
этаже.
Созерцание снежных вершин быстро сняло с нас
усталость. Хозяин гостиницы предложил отвезти нас до полосы снегов — еще 20 км
вверх. Но после 19 часов езды это было слишком. Как он сказал, туда и обратно —
часов 5. Значит — 7 или 8, предположили мы, и не поехали. Решили, снега нам в
России хватит. В гостинице мы перекусили омлетом и тостерами, душ принимать не
стали (в маленьких гостиницах водогреи: это минут сорок ждать, пока нагреется
вода) и поднялись по широким ступеням на гору, где среди древних елей стоял
храм Хидимбы.
Главный храм Манали — храм Хидимбы,
построенный в нынешнем виде в 1550 году,— тоже по форме напоминает раскидистую ель.
Он похож на избушку с широким квадратом основания, и сужающейся кверху
«ёлочкой» четырехступенчатой деревянной крышей, которую венчает маленький конус
купола.— Я такие видела только в польской части Западной Украины: в Карпатах,
где растут еловые леса.
Какой же алтарь в этом сказочном храме? Почти все здание
занимает огромный черный камень, в котором есть углубление: след богини
Хидимбы, матери долины. По преданию, Хидимба — великанша (раждаси) и супруга
Бхимасены: одного из героев “Махабхараты”, пятерых братьев-пандавов (из которых
наиболее известен Арджуна своею дружбой с Кришной). В молодости они в изгнании
скитались по лесам, и герой — сын бога ветра Ваю, силой и красотой подобный
богам,— приглянулся великанше. Она взяла его в мужья, хотя Бхимасена
отнекивался, что не может покинуть братьев. Хидимба пообещала, что будет
похищать его только днем, улетая с ним в места, где не ступала нога человека, а
ночь он будет проводить с братьями, охраняя их от опасностей. Так они и жили, и
у них даже родился сын Гхатоткача, тоже великанского вида, который участвовал в
сражениях Махабхараты.
Конечно, это позднее предание (сложившееся не
ранее “Махабхараты”, а ей всего-то! 3,5 тысячи лет). Изначально, великанша
Хидимба — дух той горы, на которой стоит ее храм, или громадной ели, которая
тут росла, что с мифологической точки зрения одно и то же. Все это не мешает
тому, что под камнем стоят два традиционных черных шивалингама, на одном из
которых нарисован знак ОМ, и лежат колокольчик и раковина: позвонить в колокол
и подуть в раковину — таков традиционный индийский способ обратиться к богам.
Рядом с храмом Хидимбы к услугам туристов местные
животные — очень большие и пушистые яки, с которыми можно сфотографироваться —
и на удивление большие и такие же пушистые зайцы. Еще там есть маленький
этнографический музей, в который стоит зайти, чтобы увидеть, какие еще
деревянные храмы, немножко разные по форме, есть в данной местности, фотографии
живущих тут племен, местную одежду и музыкальные инструменты.
Около Манали из
достопримечательностей есть храм риши Ману: первопредка,
спасшегося во время потопа, и мудреца, давшего людям первые законы: в старом
Манали — деревне в двух км от автобусном остановки (может, неслучайно он
поселился в горах после потопа?) Есть храмовый комплекс Васиштх, в честь
мудреца Васиштхи: с горячим ключом, 3 км вверх по дороге на левом берегу реки
Биас. И пещера Арджуны, в 5 км от Манали, куда можно доехать на рикше.
Арджуна по преданию жил в Гималаях
несколько лет, питаясь только опавшими листьями, а потом лишь воздухом, чтобы
получить оружие богов: пандавам угрожали их двоюродные братья-кауравы, и
братоубийственной войны было не избежать — о чем повествует “Махабхарата”. Герой
взошел на небеса к своему отцу громовержцу-Индре и пять лет учился у самих
богов, и даже получил от Шивы оружие брахмаширас, разрушающее мир в конце
времен. Он научился направлять его силой мысли и луком, и вбирать в себя
обратно (но великий бог предупредил, что такое оружие нельзя выпускать против
людей, не наделенных духовной силой, иначе оно уничтожит всю землю).
Прогулявшись по парку и сосредоточившись на
вопросе обеда, мы поленились туда поехать — думаю, напрасно. Но в самом Манали
посмотрели маленький, но яркий тибетский храм — похожий на все
буддийские монастыри, с несколькими монахами (в буддийской культуре понятия
храма и монастыря не различаются), с золотой статуей Будды и резной отделкой.
вид на
горы из усадьбы Рериха
С Манали начинается путь в Ладак,
через перевал Рохтанг, высотой 4112 м. Иначе эту область Индии называют
Малый Тибет: это индийская часть Тибетских гор. Перевал открыт лишь в летние месяцы
(июль-сентябрь), и эта часть отрезана горами от Индии — и от теплых ветров, от
ее муссонов. В Ладаке нет сезона дождей, который длится все лето в Индии и
Непале, что привлекает тех туристов, которые склонны путешествовать в летние
месяцы.
По горам Ладака много ходил Рерих: и
краски его картин в большей степени отражают Малый Тибет, чему саму Индию. Но
ехать туда посоветуешь не каждому. Автобус до Манали до Леха (центрального
города Ладака) едет 475 км двое суток (!). Это не всем под силу. Мои знакомые,
молодые ребята, добрались туда чуть быстрее на джипе (который не так-то легко
нанять в высокий сезон: то есть когда перевал открыт и туда ездят туристы). На
следующий день они лежали пластом: от перепада высот и дорожной тряски. По
дороге они проезжали много пограничных пунктов и военных застав:
там строгий паспортный контроль и жесткая система допуска.
Как и в местном аэропорту: из Дели в Лех летает самолетик — туда и обратно это удовольствие
стоит 300$. Но дело здесь даже не в деньгах, а в том, что на самолете такое
путешествие переносится еще тяжелее, чем на автобусе (опять же разреженный
воздух, тряска и резкость перепадов: пока едешь на автобусе, происходит хоть
какая-то адаптация). Поэтому Интернет советует ехать наземным путем, чтобы не возникло
проблем со здоровьем (в таком путешествии это серьезно: помощи ждать неоткуда,
в случае чего).
Цитирую: «Авиаперелёт может вызвать
негативное самочувствие, вследствие резкой смены высоты, и отсутствия
постепенной акклиматизации в высокогорье. Избежать неприятных последствий
можно, совершив вояж на автотранспорте: делая специальные остановки, он дает
возможность человеческому организму привыкнуть к изменяющемуся воздуху. К тому
же только при наземном передвижении туристам открываются тайны Ладакской
мудрости. По дороге в Малый Тибет часто встречаются философские изречения,
начертанные на бетонных плитах. Некоторые их которых гласят: "Простота
есть высшая точка цивилизации", "Маленькое дело лучше великих
намерений" или "Тупик — это хорошая возможность развернуться".»
Ладак представляет собой горную
пустыню. То есть, растительности там нет никакой: каменистые пейзажи, да
кое-где затерянные среди горных склонов монастыри. Кроме
буддийских монастырей и пустынных горных вершин, Ладак интересен прежде всего
тем, что через него шла дорога ариев из Средней Азии в Индию; и на границе с
Пакистаном остались племена арийцев-дроков.
Из красивых видов можно отметить Кейлонг (Танглангле)
— самая высокая точка, куда добираются
машины: там расположен храм всех религий,
озеро Панг-Гонг Тсо и долину Нурба, где находится
монастырь Тхиксе (17 км от Леха на север),
монастырь Ламаюри: старые руины по пути от Леха к
Шринаггару, где канатная дорога ведет в «золотые горы»,
слияние двух рек: Лахула и Чандры близ деревни Гаушал,
на юго-востоке — Спити, откуда виден Тибет (среди
достопримечательностей: Индрасан, башня Такура, пещера отшельника), рядом на
самой границе с Китаем расположена деревня Мудх.
здание института Урусвати в Наггаре
Полчаса на обычном рейсовом автобусе от
Манали (билет 15 рупий = 10 рублей) — и мы попадаем в Наггар, небольшое
селение, где расположено имение и музей Рерихов. Дорога туда тоже очень
красива, особенно когда автобус пересекает горный ручей с хаотично набросанными
валунами (почву вода смывает, а камни остаются). Шоссе проходит по другой
стороне реки, чем путь в Манали от города Куллу, и дает возможность увидеть
долину Куллу с другой стороны.
К дому Рерихов надо идти от автобуса вверх:
мимо каменного, типично индуистского храма и летней резиденции раджей Куллу,
похожей на маленькую каменную крепость со свежей деревянной отделкой. Эта
средневековая резиденция — одновременно музей и гостиница (конечно же, самая
дорогая в Наггаре, а вход в музей всего 15 рупий, но больше он и не стоит).
Можно передохнуть и посмотреть резные украшения, которые продолжают выпиливать
и сегодня, и вид на горы и реку в долине Куллу с балконов резиденции.
Оттуда к имению Рерихов подниматься еще
метров 500: миновав еще один храм «ёлочкой»: похожий на храм Хидимбы, только
поменьше. Вход в имение торжественный, и рядом с билетами вегетарианский
ресторан с видом на горы.
Само же имение пустынно, сюда добираются
редкие посетители. Мы пришли в обед, когда касса и вход в дом Рерихов были
закрыты, не стали ждать и сначала поднялись по крутому склону к «институту
Урусвати». Там были трое служителей-индусов, у которых мы и купили билеты. Там
не очень много достопримечательностей. Только одна, самая задняя комната
второго здания посвящена этнографическим экспедициям Рериха, его походам в
Малый Тибет (Ладак) и жизни его двух сыновей (Святослава и Юрия: надо
догадаться, что George — это Юрий). Экспонатов местной культуры там немного (но
есть). В комнатах ближе — выставка детских рисунков из России. Наиболее
запоминается длинная аллея, ведущая круто вверх среди высоких лиственниц, и вид
с нее на горы.
Ниже здания института Урусвати на площадке —
несколько десятков каменных плит с изображениями богов. Более десятка изваяний
находится под раскидистой сосной у дома Рерихов, центральное — статуя героя на
коне: раджи Гуга Чохана, почитавшегося хранителем долины Куллу, которому Рерих
посвятил одну из своих картин. Каменные изваяния под деревом: это место
выглядит как индуистский алтарь. Для индусов оно остается святилищем — и
наверно, было им для Николая Рериха.
Скульптуры индийских богов, которые собирал Н.Рерих
Дом Рерихов — белое двухэтажное здание в
зелени деревьев и кустов, рядом с которым флагшток, где развевается «знамя
мира»: три красных круга на белом фоне — эмблема духовного триединства,
придуманная Рерихом и ставшая символом охраны мировых шедевров. Интересно, что
ближайший индуистский храм тоже посвящен Троице: Тримурти. Белое с красным —
цвета и двухэтажного «института Урусвати». На втором этаже дома Рерихов
сохранены мебелировка, личные вещи и книги — но войти в комнаты нельзя, надо
смотреть сквозь стекло. Снимать на камеру это не мешает, но ощутить дух Рерихов
так сложнее. На первом этаже — офис и музей картин Святослава Рериха: самые
известные из которых — портреты его матери Елены Ивановны, и, конечно, Николая
Рериха.
Имение Рерихов находится на склоне горы — как
большинство домов в Наггаре, и в некотором отдалении от них, на верхнем краю
поселка. Долина Куллу как на ладони, цепи гор со снежными вершинами вдалеке, и
ниже — высокие ели, лиственницы, пушистые сосны с длинными иглами. — Такая
панорама, конечно, ежедневно радовала сердце художника. И неслучайно этот,
близкий России, пейзаж: напоминающий и наш север, и Карелию, где находилась
дача Рериха (под Сортавалой),— заменил ему родные просторы. Все, как у нас,
только красивее! Чтобы переехать в Индию и остаться в России, надо поселиться
здесь, в Наггаре. В Индии, психологически близкой и исторически родственной
нам, ностальгии не возникает и так — но эта местная природа несомненно греет
душу русского человека.
Дорожка от дома, уступами спускаясь вниз, ведет к
мемориалу Святослава Рериха и его жены Деваки Рани. Это небольшой павильон
размером с комнату, где можно увидеть фотографии их встречи с Индирой Ганди и
другими высокими гостями. На следующем уступе — могила Николая Рериха, а
по-индийски, его самадхи плейс. Буквально, «место просветления»: освобождения
души — самое святое место для индусов. Там стоит неправильной формы серый
гранитный камень, под неподстриженным кустом. Он обнесен небольшим каменным
кругом, внутри которого неровными пучками торчит что-то среднее между травой и
цветочками. Этот мемориал, как и имение, передает ощущение уединения, и даже
запустения, которое сопутствует дикой природе — но этим оно гармонирует с
характером Николая Рериха, отражает его жизнь и дает почувствовать его дух.
На камне — надпись на хинди: «Тело махариши Николая
Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30 магхара
2004 г. эры Викрам, что соответствует 15 декабря 1947 г. Ом рам.» Символично,
что на русском надписи нет, и на английском тоже: его духовные идеи спорны для
России и недоступны Западу. Но для Индии он остался своим. Одним из ее
многочисленных святых, которых чтят так же, как он почитал культуру Индии.
— В путевом очерке нет смысла пересказывать биографию
Рерихов и говорить об их наследии — я только поделюсь своими соображениями.
Когда в 1989 году руководство нашей православной церкви издало декрет, запрещающий
Агни-йогу вкупе с индуизмом (и еще много чего, что ранее не осуждалось), оно,
видно, сочло, что русские люди в общей массе не готовы нормально воспринимать
какие-либо другие духовные явления, кроме родного православия. Возможно, в этом
оно: отчасти — право. Пока. Я не знаю, готовы ли сегодня русские почитатели
Николая Рериха тратить время на то, чтобы рассматривать в индийских селениях
плиты с местными божествами, признавая их не только этнографическую, но и
духовную ценность. Или, завидев индийскую пуджу, с ее наследием древних
обрядов: природными звуками раковины или цветастыми идолами богов, они побегут
от нее, как черт от ладана (в смысле наоборот — хотя в остальном она очень
напоминает православную службу, если присмотреться).
Конечно, творчество Рериха
уникально — это не индуизм и не православие. Если оценивать рационально, это
художественная переработка того и другого, великим художником в яркой
творческой манере. От этого его идеи не теряют ценности, напротив,— только их
надо адекватно воспринимать. С очень широкой позиции единства разных культур —
но для этого необходима включенность в эти культуры. Поэтому, если кто-то
полагает, что можно понять наследие Рерихов изолированно, само в себе: не дав
себе труда осознать глубину духовной истории Индии и избежав соприкосновения с
реальностью ее традиций, — думаю, он ошибается.
Николай Рерих, ездивший в этнографические экспедиции и
собиравший статуи местных богов, глубоко чувствовал тонкую индийскую
духовность. На ее основе он воспринимал единство религий: вера человечества
едина в своей сути. Разные образы веры на концах земного шара являют ее красоту
– одну из граней красоты многообразия мира, и высокие образцы самой веры. Таков
взгляд Рериха, который проступает в его картинах. В институте Урусвати немного
его картин – но выбраны именно те, которые демострируют этот взгляд.
Это индуистский взгляд, и мы можем сказать: так учили
махатмы. Только что слово “махатма”: великая душа – для индусов имеет вполне
земной, а не такой мистический смысл, как для русских (пример Махатмы Ганли
иллюстрирует это). И индусы не заменяют внутреннего учителя внешним, как это
склонны делать западные люди, подменяя одного другим: и противопоставляя их.
Для индусов внутренний учитель и внешний учитель как проводник сливаются. В их
обождествлении великой души нет гордости.
Надо воспринять эту черту индуизма, чтобы учение Рерихов
не выглядело ересью. Поэтому его сложнее понять через православие, и легче
через индуизм. Хотя в идее Вселенского объединения религий, как и в задаче объединения
народов в защите культурного наследия (что символизирует знамя Рериха с тремя
кругами) – проступает русское всемирное начало и наша православная соборность.
В этом смысле Рерих воплотил в себе синтез православия и индуизма, единство
России и Индии, двух стран, равно ориентированных на бесконечное, высокое и
нравственное, и во все времена не теряющих связи с духовностью. И это то, чего
пока не сделал даже апологет единства пяти религий Саи-Баба.
Можно также посмотреть фотографии или скачать слайд-фильм об имении Рерихов в Нагаре и реликтовых лесах Манали: https://yadi.sk/i/8YjYuc0nfTqJ6 или https://yadi.sk/d/0HltvWJXXwJsh
продолжение: озеро
Ревалсар — пещеры Падмасамбхавы