Семиры и В.Веташа
"АСТРОЛИНГВА"
– СЕВЕР И
ЗАПАД СТРАНЫ –
-- Часть 8. Окончание --
САМЫЙ ЧИСТЫЙ ГОРОД ИНДИИ —
ПОЧЕМУ В РИШИКЕШЕ ХОРОШО КУПАТЬСЯ В ДЕКАБРЕ
Ганга и новые здания в Ришикеше
Харидвар
и Ришикеш, живописные и нешумные города в предгорьях
Гималаев, стоят того, чтобы их
посмотреть. Ганга здесь голубая и очень чистая. Мы ехали на Дахрадун экспрессе
1-го класса, с постельным бельем и одеялами. И стосковавшись по такому
комфорту, хорошо выспались, хотя поезд прибывал затемно. Я думала выйти между
Харидваром и Ришикешем, на станции, ближайшей к знакомому мне ашраму и
остановиться там. Но экспресс там не остановился, и в результате мы доехали до
конечной: до Дахрадуна. Там мы сели на отбывающий автобус и прибыли сперва в
Ришикеш: было уже светло. Дорога была интересной: ведь мы снова вернулись в
Гималаи.
Ришикеш тянется вдоль
узкого ущелья Ганги — и его можно назвать самым красивым городом Индии: чистоту
и колорит ему придает сочетание зеленых гор и синей реки. Современная
архитектура не портит пейзажа: новые белые здания, уступами спускающиеся к
реке, имеют вид тех же пирамидок с остроконечными куполами, что и старые храмы.
И даже девятиэтажный дом в таком варианте смотрится миниатюрным, подтверждая
геологию камня и белого песка на берегах реки, которые выглядят его
естественным продолжением.
В декабре Ганга была мелкой, и утренний солнечный свет заливал
обнажившиеся во множестве белые каменистые и песчаные отмели, купола храмов и
скульптуры богов. Главный бог, Шива, в Ришикеше сидит в позе медитации на
каменистой отмели, а когда вода повыше — прямо посреди реки. Чтобы выйти к этой
скульптуре, надо пройти через арку с белой колесницей, которой правит Кришна,
объясняя Арджуне суть существования (сюжет “Бхагавад Гиты”, известный нам через
учение кришнаитов.) Это центральное храмовое место видно по башне с часами и
находится на противоположном, более крутом и чисто пешеходном берегу реки, где
транспорт не ходит. Крутые берега Ганги соединяют длинные легкие подвесные
мосты. Между ними курсируют и лодки.
Колесница Кришны в Ришикеше.
Шива на берегу Ганги
Мы прошли в это показательное место по мосту Шива юлла: в честь Шивы, и зашли также в
красивый ашрам напротив: где Шива медитирует под скалой, а Ганга из кувшина
льет воду на его спутанные волосы. В зелени кустов Кришна в сопровождении
коровы играет на дудочке, и можно увидеть другие известные сюжеты индийских
мифов. Ряд скульптур изображает все воплощения Вишну (даже чаровницу Мохини,
отобравшую напиток бессмертия у асуров, Будду и других отшельников и героев, и
полинезийских Джаганатхов). Рядом вдоль Ганги расположено еще несколько
ашрамов, рассчитанных прежде всего на индусов. Здесь множество садху в
оранжевых одеждах. Они не возражают, чтобы их снимали, и мою подругу
воодушевили на фото колоритные старик и мальчик. Улыбка не сходила с их
лиц.
Это
религиозное средоточие — лучшее место, чтобы сделать покупки. Цены на шали,
платки, одежду здесь небольшие и фиксированные (можно не торговаться). Есть
магазины, где продаются вещи ручной работы, создаваемые тут же в ашрамах. А с
той стороны, где ходит транспорт, выше моста Шива юлла, стоит посмотреть ашрам
и самадхи плейс йндийского врача-йога Шивананды (описанные в начале рассказа).
самадхи плейс
(и медитационный зал) ашрама Шивананды
Я в третий раз
посещаю Ришикеш: на этот раз он был не столь приветлив, как раньше. Мы никак не
могли допроситься, чтобы на пару часов где-нибудь оставить вещи. Видно, индусы
в Ришикеше устали от иностранцев. Может, они не доверяют тем сумасшедшим людям,
которые приезжают сюда по следам “битлов”, открывших этот город для Европы и
Америки. Ришикеш, по преданию, — город, специально основанный для духовной
практики. Ныне это мировой центр йоги. И чуть дальше, в сторону моста Лакшман юлла, где останавливаются иностранцы, много объявлений и предложений на эту
тему.
Чтобы оценить
красоты Ганги, нужно пройтись от одного моста до другого по противоположной
транспорту стороне. Белый песок между огромными валунами образует тихие
бухточки и укромные пляжи, и этот живописная отмель считается местом медитации
йогов. В причудливых скалах, обточенных водой, можно разглядеть кое-где
доисторические отпечатки растений и животных. Здесь, в самом центре города,
пустынно и очень спокойно. Смотреть на стремительное течение реки, образующее
буруны среди камней, можно бесконечно. Один раз я увидела лодку рафтинга.
Зимой, при низком уровне Ганги, пляжей много, и здесь хорошо купаться. Летом
они скрываются под воду, и остается медитировать на валунах. Йоги тоже порой
совершают омовение, заодно стирая свою нехитрую одежду — но Ганга в Ришикеше
несется по каменистым стремнинам с такой скоростью, что это никак не
сказывается на ее кристальной чистоте.
Мы купались там: вода горной реки в декабре была ободряюще холодной. Но в
наших краях тоже такая — летом, если температура не +30. А солнце днем жаркое.
Когда я ездила в Ришикеш одна, я загорала, укрывшись среди камней, чтобы не
обращать на себя внимание. Правда, когда я выходила из валунов на высокий
берег, со мной заговорил приметивший меня индийский мальчик, сразу обнаружив
внимательность индусов. Он сказал, что можно недорого вылечить зубы в конторе,
реклама которой попалась мне на глаза по пути в Ришикеш: у меня в Эллоре
вылетела пломба. Для него это был повод пообщаться с иностранкой — но факт, что
когда я вернулась домой, никто из моих родных и близких не заметил, что мне
надо к зубному, а индийскому мальчику на это потребовалось несколько секунд.
Дальше дорога к
мосту Лакшман юлла идет выше по берегу: между цветущих кактусов, мимо
маленького храма Ганги на крокодиле, и священных шивалингамов, с Шиванандинами
и живыми коровами, отдыхающими на берегу. Ближе к жилью начинаются магазинчики
для иностранцев. Вещи здесь разнообразнее, но дороже. Хотя дешевле, чем в
других городах: мы купили там у очень приятной индуски популярные ныне
“звучащие чаши” среднего размера за 400 рупий. Эта женщина почти не говорила
по-английски, но мы и поторговались, сбавив цену, и поулыбались друг другу
вволю, и поняли, что она сама создает оригинальные миниатюры бронзовых богов,
которые продает — и потому ее Ганеши выглядят как произведения искусства.
Мост Лакшман
Юлла
Если перейти в
обратном направлении висячий мост, по которому, кроме людей, бродят нахальные
обезьяны и меланхоличные коровы, придется забираться высоко, пока достигнешь
транспортной дороги. По пути будет храм Матери-Ганги с многочисленными
алтарями: с него река внизу обрывов кажется уже совсем маленькой. И много
оранжевых садху с чашами в руках.
Хоть это и квартал,
где останавливаются иностранцы, мне показалось, индусы более склонны дать им
подаяние. Между иностранцами и местными жителями остается какое-то неприятие.
Европейцу сложно понять образ жизни садху. Уважать традицию ритуального
нищенства, и бедную жизнь простых индусов. Но и индусы в ответ не больно-то
жалуют иностранцев. Финансовое надувательство — проявление неуважения, пусть бессознательного.
Кому приятно, когда его держат за дурака? Впрочем, иностранцы этого не
замечают: они поглощены собой. Среди них наиболее позитивные чувства у меня
вызвал, как ни странно, молодой американец: для меня человек уже нового, юного
поколения, который целенаправленно занимался йогой, живя в ашраме у Ришикеша.
Может, так Индия и Запад ныне и сойдутся: на уровне профессионализма.
И туризм не
бросает тени на прекрасный город Ришикеш: “город мудрецов”, зажатый в тисках
гор, где сама природа не дает человеку развернуть экспансию современного мира.
Я трижды была в Индии, и шесть раз в Ришикеше — и надеюсь, буду там снова. Это
одно из тех мест, красоту которых можно постигать многократно. Что я открыла на
этот раз? Утренний свет, создающий контраст реки и гор. Яркий блеск воды и
хаотические нагромождения камней на искрящемся белом песке — хранимые рекой как
место созерцания йогов. Улыбки садху с волосами до пояса. Рукоделье ашрамов.
Дворняжку с пятью щенками на отмели под валуном, и корову с теленком, лежащих
посреди тротуара. Ашрам Шивананды: хирурга, ушедшего в отшельники,— и церемонию
украшения цветами самадхи плейс: ритуал, создающий правильное отношение к миру.
Умение людей вписать дома в пейзаж так, что он от этого становится только
лучше. Вид на обжитые и все же нетронутые зеленые горы с качающегося моста
Лакшман юлла, где висят неизменные обезьяны, на змеистую пенистую реку с
высокого обрыва храма Ганги.— Нет, всего невозможно перечислить. На это надо
смотреть.
Место медитации йогов на Ганге в
Ришикеше
Мы задержались в
Ришикеше часа на три, погуляли по ашраму у статуи Шивы и, купив последние
подарки, с легким сердцем отдохнули в скалах у реки. Ришикеш очаровал всех. Но
я торопилась: я послала e-mail в ашрам “Ауровеллей”, что мы
приезжаем в рано утром с просьбой встретить нас на станции. Руководитель ашрама
мог беспокоиться, не случилось ли чего, и надо было объявиться хотя бы к обеду.
Нам повезло, что рикша в Ришикеше знал ашрам, куда мы направлялись. И
прокатившись с ветерком до деревни Райвалы, а потом вниз под горку к Ганге,
мимо полей и сельских строений, к обеду мы туда успели. Надо сказать, что
индийский повар там готовил великолепно: согласно только своей творческой
фантазии. Супы, перцы с грибами, бананы в чем-то сладком — ни с каким
рестораном не сравнить!
См.
также слайд-фильм:
"Город мудрецов" Ришикеш — мировой центр йоги. Индийские боги и ашрамы. Горный храм Шивы Нилкантх.
https://yadi.sk/d/IHGFEUp6fZAQt или https://yadi.sk/d/5S0Hb0XHUcLxQ
ЦВЕТУЩИЕ АШРАМЫ
Традиционно ашрам — это индийский монастырь, но, может
быть, в наше время уместнее переводить это слово как «коммуна». Ашрам
предполагает совместную (бесплатную) деятельность — к которой, правда, никто не
может приневолить. Это обычно пение мантр (киртан) и медитация, совместные
беседы (сатсанг), и какие-то дела по хозяйству. Например, раскладывание пищи
(которую по традиции не принято брать самим, а посуду все моют сами). Часто
ашрамы имеют школы, и их основная мирская и традиционно браминская деятельность
— обучение детей.
В Индии ашрамы строятся
постоянно, как и храмы. Они созидаются с любовью и обычно имеют привлекательный
и цветущий вид. Моим спутницам настолько понравились цветущие ашрамы Ришикеша,
что они даже стали выяснять цены (но, как я сказала, это были индийские ашрамы,
и им назвали цену в 2-3 раза дороже, чем индусам, с некоторым недоумением, что
иностранцы хотят здесь остановиться). Ашрамы для индусов и иностранцев
различаются бытом, как и гостиницы. Можно также сказать, что для тех, кто ненадолго
останавливается в ашрамах, это просто гостиницы, сориентированные на духовный
туризм.
“Ауровеллей”,
название которого переводится как “долина Шри Ауробиндо”,— ашрам для
иностранцев, и в нем можно позаниматься йогой, сменив индийские условия быта на
европейские. Мы устали от индийской острой пищи, а в ашраме готовят все
неострое. А еще там можно позагорать на берегу Ганги, искупаться и погулять по
лесу — в этом преимущество ашрама не в городе, а на природе, в сельской
местности. В лесу у Ганги много птиц (есть и синие), встречаются олени и
кабанчики.
Неподалеку
от ашрама, на другой стороне Ганги — большой заповедник с белыми тиграми,
слонами и множеством птиц. Говорят, слоны и леопарды порой заходят оттуда в
местные деревни. В ашраме жила жертва леопарда: хромавшая собачка. Ее выходили,
и после встречи с леопардом, чуть было не кончившейся трагически, она каждое
утро и каждый вечер приходила в храм на медитации, ложась на свою, специально
приготовленную для нее подушку. Хотя ее щенок и ее супруг, той же дворняжьей
породы, тоже жившие в ашраме, этого не делали. Видно, это помогало ей лечиться.
Поэтому, как обычно, гулять по лесу нам не советовали. Но в зарослях близ
ашрама вполне безопасно: звери ходят по другой стороне Ганги и не днем.
дети идут в школу при ашраме
“Ауровеллей” — небольшой
ашрам: когда мы туда прибыли, там жило человек 8 колумбийцев и француженка,
исполнявшая обязанности секретаря ашрама и внешне немного похожая на мать
Мирру, да несколько индусов, занимавшихся делами и хозяйством. Другие индусы,
жившие в окрестных деревнях, приходили днем строить новый медитационный зал: их
неторопливое отношение к труду навевало на созерцательное настроение. Через
пару месяцев в ашрам должно было приехать человек сто из разных стран. Человек
на сто ашрам уже был рассчитан. В нем за пять лет, что я там не была,
прибавился еще один двухэтажный спальный корпус (их стало три), а также
столовая в европейском стиле со столами и стульями (в первый раз, когда я была,
мы ели по-индийски на ковриках на полу). И коровник с коровами, расписанный
детскими рисунками. В двух-этажной школе ашрама училось около 70-ти местных
детишек. Каждое утро ашрамный автобус собирал их по деревням, а потом развозил
по домам. Шофер и учительница были колумбийцы (к ненапряженной деятельности
Индии не походит слово “работали”: просто были).
Между
корпусами сделан сад камней, а перед ними цвели кусты красными большими цветами
— конечно, нам это радостно было видеть в декабре месяце. А еще в ашраме
появился трактор: он неторопливо распахал уже широкие поля. В сельской
местности естественно, чтобы ашрам поддерживало натуральное хозяйство. Круглую
столовую окружали грядки, больше похожие на газон, где среди деревьев, с
увесистыми плодами папайи, которая обычно служила дополнением к завтраку, росла
большая редиска и другие овощи. Земля была светло-коричневой: легкой, мягкой и
нелипкой, лишенной нашего обычного, царапающего руки песка и камней, и лишней
влаги. И несмотря на ее сухой бесплодный вид, в ней все растет, кроме сорняков
— просто рай для наших садоводов! Я с детства не люблю садоводства, но тут было
бы даже приятно покопаться в земле, будь у нас время. Как-то раз мы видели, как
колумбийцы сажали кусты. Мы в этом не участвовали, гуляя по окрестностям.
Руководитель ашрама только позвал нас в последний день символически ударить
киркой пару раз в месте закладки нового объекта. Больше для фотографии: я как
раз надела сари, и он был уверен, что это у меня хорошо получится. Не знаю, как
с этим справились колумбийцы — я опоздала, но я его не разочаровала. Для
русской женщины кирка в руках — ее инструмент, в любом наряде.
По приезде Свами Брахмдев
встретил нас как обычно тепло, спокойно сообщив, что посылал молодого человека
за нами на станцию Райвала в пол-пятого утра, как я просила. Я тоже радостно и
особо не оправдываясь ответила, что мы проспали Харидвар и задержались в
Ришикеше. Избавляя гостей от лишних забот, обратные билеты на поезд в Дели он
поручил купить мальчику, и мы остались отдыхать в ашраме, до отъезда двоих
спутниц, которые уезжали раньше. После обеда мы погуляли вдоль реки, искупались
и посмотрели на водоплавающих птиц. “Ауровеллей” был последним пунктом нашей
поездки. Мы окончили путешествие — и от покоя ашрама и выровнявшейся энергетики
возникало ощущение, что мы уже вернулись — к себе домой.
Вечером был киртан в
медитационном зале — храме Матери. По форме он немного напомнил мне ёлочку
храма Ходимбы, хотя лишь двух-этажную. Это меня тронуло: Свами Брамдев родился
в Гималаях, а видно, любой человек несет по жизни архитектуру родных мест. На
крыше — трезубец Шивы, который иногда звенит от ветра во время медитации.
Посреди храма, где захоронены мощи Матери, стоит блестящий зеленый шар, на
который свет падает из окон сверху. Шар, как Землю — слоны, поддерживают
эмблемы Шри Ауробиндо: шестиугольники с лотосом внутри. Шестиугольник — фигура,
традиционная для индуизма (еще более, чем для иудаизма): ведь это образ
медитирующего человека в позе лотоса.
Посреди мантр я спела и
пару своих песен, чтобы возобновить традицию первой поездки. Храм
одноэтажный и по виду совсем простой —
но акустика в нем потрясающая. Такая же, как в скальных храмах Эллоры и
Аджанты, если не лучше. Сказанное речетативом там становится музыкой. Я могла
там петь, вспоминая мелодию на ходу и даже просто сочиняя ее. Колумбийцы только
подхватывали мантры, сами не пели (но у них и не было столь дружного
коллектива, как восемь лет назад сложился у нас. Русская способность
объединяться двигает горы: поэтому мы и способны на большее.— Все же через
несколько дней объединились и колумбийцы: и спели что-то обще-рождественское).
“Как на другой планете”,—
таково было впечатление от киртана той из моих знакомых, которая опасалась
индийских служб. Оно уже выходило за рамки какого-либо суждения или оценки: в
современном ашраме современным людям необъяснимое открывается доходчивей, чем в
древних индийских храмах.
Утром, после медитации,
асан и завтрака, мы снова пошли купаться, и пока загорали, наша старшая
спутница воодушевилась и стала демонстрировать китайские практики. В ашраме
быстро возникает творческое настроение, как я писала раньше, и недаром Шри
Ауробиндо родился под творческим знаком Льва. Поле ашрама раскрепощает
человека, и настраивает его в резонанс с самим собой: учит лучше чувствовать,
видеть и слышать. Сильно усталым людям этого достаточно, но остальным хочется
при этом что-то сделать: лучшее из того, на что они способны.
Надо сказать, я в эту
поездку относилась к первой категории: я уезжала из дома совсем больная,
поставить меня на ноги не могли даже антибиотики. В Индии я за пару дней пришла
в себя, но дома оставалась куча нерешенных проблем. Когда Свами спросил, как
поживает моя семья, я ответила, что детям плохо в том напряжении, в котором мы
живем. Он на секунду вошел со мной в то состояние, которое я имела в виду — и
которого у меня в Индии, конечно, не было. И только головой покачал: индусу
сложно понять, как можно жить в таком напряге. И главное, зачем.
Индийская философия учит
позитивному мышлению: согласно ей, надо искать лучшее в том, что есть. Надо
уметь видеть это лучшее — но что делать, когда его не видно? Я и прежде
говорила Свами о том, что в негативном мышлении тоже есть смысл. “Смысл
разрушения,”— отвечал Свами. Отрицание запускает деструктивные механизмы.
Механизмы смерти. Индия же на все смотрит с позиции жизни, и учит во всем
видеть жизнь. Может, об этом один из 12-ти девизов Матери Мирры, что был
написан над нашей дверью: “confidence” — доверие.
А
я потом, покуда пела, нашла внутреннее противоядие от нашего напряжения —
печаль любви.
Медитационный зал
Днем
был сатсанг (коллективная беседа со Свами). “У моих друзей нет вопросов,—
начала я, кивнув девочкам. (“У меня тоже к ним нет вопросов,”— улыбнулся Свами
Ди.) — Поэтому просто расскажите, в чем смысл учения Шри Ауробиндо.”
— Шри Ауробиндо открыл
новый поток: супраментальной энергии. Он исследовал многие религии, но увидел
их ограниченность. Он вышел за их рамки… — и Свами Брахмдев начал с того, что
стал говорить о границах мышления: о социальных стандартах, которые нас
связывают и которые надо преодолеть. Не то реагируя на мое имя Seema: по-индийски, “граница”, не то
обозначая свой архетип Близнецов: нарушителей традиционных ограничений.
В другие дни темы были
другие: о позитиве грусти или о смерти как помощнике — но интересно, что я
думала на те же темы, даже когда вовсе не была на сатсанге, а ездила в Ришикеш.
Не то в эти несколько дней Свами ловил доминанту моих мыслей: я все же задавала
тон, когда пела и переводила. — Не то просто поток мышления, когда он
достаточно глубокий, у людей идет параллельно (в соответствии с космическим
ритмом — астрологической картиной положения планет). В тот день, когда я
наблюдала за бережным украшением самадхи плейс: места кремации Шивананды, я
увидела, вернувшись, что храм Матери тоже украшен венками.
Чтобы в ашраме
окончательно избавиться от своей роли гуру, в которой я порой оказывалась по
дороге, и благополучно переложить ее на Свами: все же это его жизненная роль, я
рассказала девочкам, что Шри Ауробиндо не считал себя учителем: он называл
своих соратников исследователями. И нам сегодня тоже как-то нечестно садиться
на плечи доброго гуру и перекладывать свои проблемы на другого. Ведь если
говорить о духовном постижении, научиться-то надо не какой-либо концепции или
практике: а чувствовать, видеть и воспринимать мир, и самостоятельно мыслить.
Это и есть свобода: мысль, не скованная условностями социальных правил,
терминов и учений (но опирающаяся на нравственное чувство: настоящий учитель –
внутри). Поэтому для действительного постижения необходимы самостоятельность и
равенство. “Нам по дороге как-то не хватало коммунизма,”— сказала я.
Интересно, что с этим вовсе
не было проблем восемь лет назад. Но сейчас русские люди уже перестроились на
капиталистический, внутренне индивидуалистический лад, и это мешает нормальному
взаимодействию в экстремальных условиях.
Парадокс в том, что мы от
этого не стали самостоятельней, а только беспомощнее. Раньше внутренний поиск
каждого был выше. В обществе потребления люди ждут, что им все преподнесут на
тарелке, предложат товар лицом. Но есть вещи, которые нельзя положить на
тарелку и преподнести как товар — они все больше становятся недоступны. Я не о
своих спутницах: я рада, что поехала с ними, хотя социальные моменты влияют на
каждого. Я не о себе, хотя не могу делать из своих знаний товар. Это общая
проблема.
Как другие люди, которых
сегодня не слышно и не видно, я не хочу никому ничего навязывать. Как чуть-чуть
индийская женщина, я не хочу идти путем насилия. А реклама: будь то вещей или
идей – сама по себе есть насилие. Сегодня насильники правят бал, оттого такой
низкий уровень духовных знаний, всех эзотерических сфер и той же астрологии.
Знание ушло — остались практики. Упражнения. Телевизор пытается показывать
профессионалов гадания. Колдовство притягивает как высшая сила. В религии
остались догматы вместо стремления к лучшему: к тому, что должно быть. А у
большинства — просто забвение: зарабатывание на жизнь. Ничья высокая мечта не
преображается в реальность. И никакого позитива я в этом не вижу.
“Ты совсем не похожа на
Свами,”— задумчиво сказала мне та моя знакомая, с которой мы задержались в
ашраме. “Конечно: мы разные люди. Свами Бахмдев — одно, а я совсем другое,—
улыбнулась я, восприняв это как комплимент.— Это не мешает нам делать общее
дело? Все люди разные, и каждый человек — уникален.”
Успешно развивая этот
тезис, в ашраме моя спутница пообщалась с колумбийцами, попрактиковавшись в
английском. А я подружилась с француженкой Клодин, которая вела асаны,
попрактиковалась во французском: французы любят, когда с ними говорят на родном
языке. В ашраме легко подружиться: ведь люди тут проявляют лучшие качества. И
приятно видеть, когда человек преображается. Так я заметила, как одна
колумбийка прямо засветилась изнутри — и то, как Свами за нее порадовался
(может, контролировал просто? — русским людям сложно не иметь задних мыслей). Я
наблюдала эти внутренние процессы и у наших людей восемь лет назад: на самом
деле они спонтанные, возникают не сразу, да и проходят довольно быстро. У
русских людей энергия сразу утекает куда-то внутрь — видно, от общего негатива
мышления. Но когда мы уезжали, колумбийка все еще светилась.
*
* *
Может, потому, что в Индии
у людей много свободного времени — или оттого, что Свами Брамдев родился в
Близнецах: знаке информации, в ашраме большая библиотека. Не только книги Шри
Ауробиндо, но и Вивеканады, Йогананды, Шивананды — и еще несколько шкафов
томиков десятков индийских святых. Есть книги и по-русски, хотя мало. Моя
знакомая прочитала по-русски беседы самого Свами Ди, изданные у нас, а я взяла
по-английски книгу Шивананды “Все об индуизме” и воспоминания последователя
Матери Мирры, основателя ашрама Шри Ауробиндо в Дели — где мы остананавливались
в первую ночь путешествия.
Скажу пару слов об ашраме Ауробиндо в Дели. Четырехэтажное здание ашрама похоже на соты. Возможно,
индусам с восточной логикой мышления и легко в нем ориентироваться, но
иностранцам в нем запросто заблудиться — ориентацию теряешь сразу. Каким-то
ориентиром служит столовая, где, как обычно в ашрамах, самообслуживание в
смысле мытья посуды, а еду накладывают поочереди. На террасах цветы, и ашрам
окружает сад, где поют птицы и бегают вездесущие бурундучки. Там же — здание
школы, где учится несколько сот учеников, вероятно, живущих по-соседству:
примерно столько, как и в наших школах: Дели — большой город.
Этот ашрам основал ученик
Матери по прозвищу «Факир»: я в ашраме прочитала его автобиографию, написанную
живым языком, с юмором. Индийские йоги в наше время любят писать биографии —
может, потому что учение для них всегда неотделимо от жизни. Может, кто-нибудь
захочет ее издать на русском, а пока приведу из нее несколько
эпизодов, которые мне запомнились.
Один касался его взаимоотношений с женой,
которое он характеризует как непрекращавшуюся битву (как и всякое супружество).
Его жена имела не такое хорошее образование, как он, но гордилась тем, что
знает четыре языка (английский и три индийских), в то время как он знал только
два местных языка. Кроме того, она постоянно читала: всякую ерунду, с точки
зрения супруга, но все равно оказывалась в курсе событий. Он был высоким, она
маленькой: но она доказывала свое превосходство тем, что маленькому человеку
нужно меньше еды и одежды. Когда он ушел в политическую деятельность (борьбу за
освобождение Индии под руководством Ганди) и на полгода попал в тюрьму, он
думал, что хоть это подымет его авторитет. Однако вскоре после того, как его
выпустили, под стражей неожиданно оказалась она, из-за участия в демонстрации
за права женщин. Чтобы поднять себя в глазах жены, Факир стал принимать гостей,
но все комплименты доставались ей, как хозяйке дома. И однажды, чтобы окончить
свой спор, они решили обойти вокруг Дели (город тогда был раза в три меньше,
чем сейчас) — но жена и тут не уступила, и Факир был вынужден вернуться домой,
признав ее превосходство.
Другой эпизод касался встречи с Матерью Миррой.
Впервые Факир приехал в ашрам с другом: повторюсь, что индусы много
путешествуют, и его турне по своей стране включали несколько десятков городов
за раз. Сначала ашрам показался им странным: никакого расписания. Но кто-то
сказал им, что в 7 вечера будет медитация. В зале собрались люди, и вот,
легкими шагами, точно призрак, появилась Мать: как совершенно неземное
создание, и потом столь же бесшумно ушла. Это ее явление произвело на Факира
столь сильное впечатление, что он еще раз приехал в ашрам, потом еще, а через
два года перевез туда всю семью: жену и восемь детей.
Третий эпизод был посвящен уходу Шри Ауробиндо.
Факир тогда должен быть отправиться в Дели по делам: он просился с Матерью и
уже были упакованы все вещи, он собирался уехать, когда сын прибежал сказать
ему, что Ауробиндо больше нет. Горе и растерянность охватили его: что будет с
ними, что будет с ашрамом? как мог Ауробиндо покинуть их, доверивших ему себя и
свои семьи? Однако, вернувшись, он не увидел в ашраме ни горя, ни паники. У
столовой, которая функционировала как всегда, на его удивление: как можно есть
в такой момент?! — он увидал объявление Матери: скорбеть и переживать — значит,
оскорбить Шри Ауробиндо и его труд. И хотя будущее ашрама более не подвергалось
сомнению, в разговоре с Миррой Факир стал просить ее остаться на Земле как
можно дольше. Мать ашрама долго медитировала и тихо произнесла: “Я постараюсь”.
Мне делийский ашрам Ауробиндо показался более
традиционным, чем Ауровеллей: он похож на Ауровиль не очень обременительными
занятиями (платными группами) и отсутствием централизации. А русских людей
такая неорганизованность разочаровывает.
Но,
конечно, если останавливаться в Дели, в нем приятнее, чем в привокзальной
гостинице, в хаосе Мэйн Базара. (Только надо заранее забронировать комнаты: по e-mail aurobindo@vsnl.com,
заполнив необходимые данные: бюрократии в Индии тоже хватает. Адрес ашрама: Sri Aurobindo Marg, near I.I.T.
Flyover, opposite NCERT and Sarvodaya Enclave.)
А до ашрама “Ауровеллей” от Хардвара и от Ришикеша
Об
ашраме Ауровеллей можно также посмотреть слайд-фильм:
https://yadi.sk/i/JhkjBT9dfTqHT или https://yadi.sk/i/7t3lUjk2UcLsw
ПОЛЕТ НАД ХАРДВАРОМ
Харидвар: центральный гхат (спуск к Ганге)
Хардвар — святой
город, где проходит Кумамела, и где Ганга, попадая из узкого ущелья Ришикеша в
широкую долину, разветвляется на рукава, обнимая и охватывая своими водами все
ее пространство. Здесь интересно по канатной дороге подняться на гору к храму
Матери-Дурги: бросить взгляд сверху на панораму города. А также посмотреть
центр: место, где проходит пуджа Ганге.
Главный
гхат Хар ки Паири считается
тем святым местом, где Ганга покидает горы и входит в долину. Здесь много
башенок маленьких храмов на ступенях к реке, и полагается ходить босиком.
Каждый вечер здесь проходит пуджа Ганге.— К сожалению, мы не поучаствовали в
ней, торопясь на вокзал: двое моих спутниц уезжали раньше, и мы провожали их на
поезд. А здесь бы легче возникло то трогательное чувство этой индийской
церемонии, которое уже сложно уловить в Варанаси. Мы пришли перед самым началом
пуджи, немного походили меж алтарей богов, но надо было трогать. Индусы любезно
пригласили нас присесть на ступени послушать службу и удивились: как, вы уже
уходите? Почему? Сейчас все начнется!
Попрощавшись
с подругами, мы уже вдвоем с легким сердцем вернулись к гхату пешком, по
длинной рыночной улице. И на ней моя спутница купила детям индийский кожаный
барабан, а я — деревянные игрушки: паровоз и трактор. Я бы купила еще и каток —
да в мою сумку он не влезал. Что-то громоздкое можно покупать только под конец
поездки, но столь экологичные предметы стоит везти из Индии: они всегда
вызывают восхищение гостей.
Мы
остались в ашраме еще на пять дней, и решили съездить в Харидвар еще раз. В тот
день с утра, позанимавшись асанами, мы обратили внимание на ашрамный календарь:
на каждый день там были высказывания матери Мирры. Напутствие на сегодняшний
день гласило, что надо оставить все лишнее и отдаться духовному полету.
Дорога от
ашрама в Хардвар все
Самое
красивое место реки — где сливаются два рукава Ганги. Отмели образуют островки,
на которых сотнями сидят птицы. На берегу — ашрам семи риши и рукотворный грот,
выложенный камнями, с образом горы над ним, а в ней — семь маленьких пещер со
скульптурками риши-мудрецов, и над ними Шива со змеей вместо шарфика. Это те
мудрецы, которые, по преданию, заставили своими молитвами небесную реку Гангу
спустится к людям в долину, отчего она и ветвится здесь на семь рукавов.
До
самого Харидвара дорога так и шла по насыпи, давая широкий обзор. Конечно,
насыпь построена не для обзора, а чтоб во время таяния горных снегов и разлива
рек Ганга не тревожила жилища людей. Ближе к Харидвару стали попадаться
крестьянские домики, в одном семья с детишками просеивала на крыше зерно.
Дорога привела нас прямо в город. Мы пересекли шоссе, и по стороне Хардвара,
ближайшей к горам, неспеша прокатились на вело-рикше до подъемника в храм
Матери-Дурги, который висит на горе над городом и с которого открывается замечательный
вид.
Подъем
в храм Манса
Деви: одной из ипостасей Матери-Дурги, разных на каждой горе,— начинается в
пяти минутах хода от площадки с алтарями у воды Хар ки Паири. Туда можно
подняться и по серпантину, но это высоко, и приятнее воспользоваться канатной
дорогой. Там есть билеты для иностранцев подороже, куда включен не только этот
храм, но и другие. На противоположной горе, еще один храм матери-Дурги: Чанди Деви, куда тоже
ведет канатная дорога. А за городом — храм Дакши, в честь отца Парвати, супруги
Шивы. Но нам было достаточно одного горного храма, и я попыталась взять
индийский билет на одну поездку, сказав: “Эйк тикет деду” (один билет). “Дос
(два)”,— поправил меня служащий, от взгляда которого не укрылась моя спутница,
стоявшая поодаль. Но билеты он дал те, что я и хотела. Вход на канатную дорогу
был изящно оформлен: она начиналась клумбами цветов.
Канатная
дорога полетела вверх с индийской бешеной скоростью — под нами пронеслись
цветочные газоны, после чего уже сразу стало можно любоваться с высоты на город
и реку, разветвляющуюся на рукава. “Ой-ёй-ёй, мамочка”,— сказала моя спутница:
она крепко держалась за стенки кабинки, а я — за цифровую камеру. Кадры были
прекрасные — но сбросить камеру с горы не лучше, чем утопить ее в море. Нам
стало весело. “Что нам сегодня по программе Мать обещала — полет? Вот и полет!”
Харидвар сверху производит
очень светлое впечатление: из-за прямых широких линий голубой реки. Сам город,
плотина и электростанция не доминируют над местностью: они не создают
урбанистического пейзажа, но сами утопают в просторах природы. Вечером этот
белый, хорошо освещенный храм над темной, невидимой в ночи, горой, словно летел
в воздухе, высоко в небесах. Неслучайно Хардвар называют волшебным городом —
Майяпуром!
Правда, храм Матери-Дурги
по индийской технике безопасности обнесен сеткой: чтобы никто часом не свалился
с обрыва. И чтобы насладиться открытым видом, пришлось проявить русскую хитрость:
войти в прикрытую калитку, которая вела на крышу одного из храмовых помещений.
Там никого не было, кроме нас и вездесущих обезьян, одна из которых ловко
выхватила из моих рук данный мне в храме прасад. Правда, я была на нее не в
обиде, поскольку моя подруга снимала нас с ней (точнее с ним, так как это был
самец) на камеру. “Ну мне-то оставь хоть немножко,”— сказала я обезьяне. Но
обезьян агрессивно фыркнул, сделав выпад в мою сторону, всем своим серьезным
видом давая понять, что он тут самый сильный самец с правом на кормежку, а мы и
вовсе пришельцы. Он был столь очарователен в своей правоте!
У храма продавали диски с
музыкой и иконки богов — я купила одну с Шивой и Парвати: сентиментальную, как
фотографии периода НЭПа! А еще ради праздника посещения храма предлагалось
нанести на ладони узоры: красной хной, при помощи небольших печатей на руках
отпечатывались веточки с листиками. (На следующий день я их отмыла, с некоторым
трудом.— Свами на сатсанге поднял тему, что каждый день — это праздник, а мы нарядились
в сари, накануне сшив кофточки из отреза ткани в Райвале у местных портных.)
Возвращались мы из Харидвара в ашрам оба раза
затемно. Первый раз поймали прямо на мосту через Гангу автобус до Райвалы, а
второй машину. А от Райвалы ловили мотоциклистов, чтобы не идти пешком. Ужин
нам повар оставлял, и я не могла не сделать комплимент его искусству.
Харидвар сверху
Харидвар — город в
верховьях Ганги, после которого уже заметны перепады горных высот, называют
вратами в небо (“харе”— небеса, “двар”—дверь). И неудивительно, что путь из
Хардвара выше в горы лежит через другие святые места: из которых, кроме
Ришикеша, наиболее известен Кедарнатх (храм
ведиликой формы Шивы).
Там расположен йотирлинг в форме пирамиды, украшенной венками цветов. Он
символизирует гору Кайлас: жилище Шивы в Гималаях. Храм датируется 8-м веком.
Он открыт шесть месяцев в году. В остальное время гору, где он находится,
покрывают снега, и на зиму храм закрывается.
Храм Кедарнатха
От Харвара это
По легенде, на
эту гору взошли Пандавы, как в свой последний путь. После войны внутри царской семьи, описанной в “Махабхарате”, в которой
погибли почти все и прекратился царский род, пятеро братьев отправились в
паломничество. Они увидели Шиву на расстоянии, но Бог скрылся от их взора. И
они, сотворив молитву, последовали за ним выше в горы, где Шива предстал в
образе буйвола. Братья попытались достать его копьем, и он спрятался в ращелину
гор. Его передняя часть оказалась в Непале и известна как образ Пашупатинатха
(древне-ведического бога скота: это ипостась Рудры, бога зверей и их
сексуальной силы, а позднее и Шивы). А задняя часть осталась горой в Индии, на
которой появился пламенный Йотирлинг Кедарешвар. Тут Шива явился Пандавам в
образе великого света. Почтив Кедарешвар, Пандавы избавились от своей печали —
и считается, что в Кедарнатахе все горести уходят, как сон. А потом они взошли
на Небо с вершины горы Заката (Сваргарохини: что буквально значит “красные
небеса”).
Выше храма Йотирлинга —
опасный утес с красивым видом, а с восьми сторон храма — восемь святилен, и
самадхи плейс Шанкарачарьи. Думаю, в этом месте тоже стоит побывать — жаль, что
время пребывания в Индии всегда ограничено!
*
* *
Когда
мы прощались с Индией, в обратный путь до Райвалы нас подбросил ашрамный джип.
А дальше до Хардвара мчались на рикше. Миниатюрная индуска, ехавшая там с
мужем, показалась моей спутнице похожей на икону богини.
Дожидаясь
поезда в темноте, мы купили какой-то еды, но зря. Шатабди экспесс, который
отправляется из Хардвара в 6 утра и 6 вечера, — поезд 1-го класса, где нас
кормили 4 раза за 5 часов: видно, решив оправдать стоимость билета. В 11 вечера
мы были в Дели, в 12 ночи такси привезло нас в аэропорт. Самолет в Москву, на
который продаются билеты со скидкой, неудобный: вылет в 5 утра, но пару часов
вздремнуть удалось в зале ожидания. В Москве мы были в 9 утра (сдвиг времени –
2,5 часа).
Если не
считать отдых в ашраме, наше путешествие заняло три недели — но столь плотное
расписание утомительно. Если планировать путешествие в долину Куллу с
посещением всеми любимых Агры и Джайпура, можно
уложиться и в 17 дней: но это если не ездить в Пушкар и миновать трекинги и
поездки в окресности Куллу. Это очень плотная поездка: практически каждый день
придется ночевать в новом месте. Поэтому если кто-то может после этого
отдохнуть: задержавшись в Харидваре-Ришикеше (или в ашраме), имеет смысл брать
авиа-билет на максимально долгий срок, потому что задержаться непременно
захочется.
Желающие могут скачать и посмотреть
слайд-фильм путешествия
Харидвар — святой город на семи
рукавах Ганги. Ежедневная
пуджа — поклонение матери-реке.
Весенний
праздник Ганги. Канатная дорога в храмы на горах:
https://yadi.sk/i/GjXNcUFGfTqGx или https://yadi.sk/d/gWTZEivMZuNSx
* *
*
Под конец хочется сказать что-то поэтическое. Я не писала стихов об Индии, а когда сочинила стих, он вышел детски-примитивным. Но это тот примитив, который сначала разочаровывает в Индии искателей духовности, а потом заставляет тосковать о стране и культуре, хранящей то, что уже утратили мы — и к чему так хочется вернуться!
ИНДИЯ
В Индии мечты, в Индии покой…
Где бы ни был ты, нет страны такой!
То страна чудес, то страна удач:
Пальмы — а не лес. Праздник — а не плач.
Радость — а не смех. Cчастье — а не труд.
Что дано тебе, то и ценят тут.
Круглый год цветы — ровный солнца свет.
Скромность красоты. Тишину побед.
Строятся дома — невелик размер.
Жизнь идет сама, мимо важных дел,
Мимо суеты, званий и наград.
Как цветут сады, так детей растят.
Там поет любовь, там богов не счесть.
Все они с тобой — все, что в мире есть!
Все это в тебе тысячи веков —
Камни алтарей и душа богов.
Ходят там садху со времен Христа,
Там святых пещер среди гор места.
К океану с гор жизнь рекой бежит —
Это Ганга-мать людям дарит жизнь.
Что ни шаг, то храм. Средь руин толпа —
Не туристы там: школьников гурьба.
Обувь надо снять — святы все места:
Вся история в Индии — свята.
Храм — а не музей. Живо — а не тлен.
Там найдешь друзей. Что отдашь взамен?
Что тебе дано, то и ценят тут.
Душу — не вино. Радость, а не труд.
фев.-апр.2007
архив 3-го рассказа: текст с фото (1420 kb)