Семира

КОСТА БЛАНКА: АРХИТЕКТУРА ГОР И СВЯТОЙ ГРААЛЬ

(Каталония)

глава из повести "Рак и медицинский конвейер"

 

Испания: вид с гор на курорт Кальп и скалу Ифач

 

Прийти в себя от нашей привычной российской жизни и смерти хорошо помогают путешествия. Это единственная доступная у нас действенная реабилитация – которую рекомендуют и на западе. Для западных людей её главное содержание – психологическая разрядка. Нужно задействовать иные, ранее незатронутые ресурсы души (мы не знаем, какие). И это дают путешествия: чем длительней, тем лучше. Человек в них становится чуть другим, не теряя себя: прежде всего, более весёлым и счастливым. Расширяя горизонты, вместе с новым, приятным и радостным, опытом он обретает свою готовность жить дальше.

А для русских людей есть ещё более значимый, чисто материальный фактор – просто побыть в зоне более комфортного климата. Надо понимать, что на всей территории нашей страны, даже на черноморском юге, с его клочками неприватизированного моря, климат экстремальный. Тем более наши человеческие тела эволюционно-исторически не привыкли обитать на 60-й широте в сырости Санкт-Петербурга: на это нужны тысячелетия. И пусть ненадолго, но надо дать организму отдохнуть.

 

 

ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ УТЁС И РИФОВЫЕ СКАЛЫ

(КАЛЬП)

 

Самолёт был ночной, подешевле, компании "Vueling" – 9 тыс. в Аликанте и столько же обратно из Берселоны, где не кормили и не поили, зато и не будили, давая выспаться. Народу мало, и я спокойно расположилась на трех креслах. Сев в автобус из Аликанте в Кальп, я чувствовала себя не так, чтобы хорошо, зато подруга моя жила прямо напротив автобусной остановки и тут же повела меня купаться. Мы пошли по главной улице с фешенебельными магазинами на широкий песчаный пляж с высокими гостиницами – что меня слегка заколебало. Я уже мысленно смирилась с судьбой: в крайнем случай смогу прийти в себя и в лоне курорта, если ничего другого не остается.

 

вид с вершины скалы Ифач

 

К счастью, варианты были, да ещё какие! Кальп – природное место с 300-метровым утесом, окруженное горами. Здесь сохраняется достойный баланс между цивилизацией и природой. В центре – солёное озеро со стаей белых фламинго, ритмично вышагивающих "в ногу" и одновременно погружающих в воду клювы.

Скалы подступают к берегу, и здесь много пляжиков с рифами, где плавают большие стаи рыб, белых по преимуществу (что связано с цветом камней: имя побережья – Коста Бланка!). Потому и фламинго белые: они питаются белыми рачками.

В рифах ползают мелкие крабы, прячутся в ямках морские ежи и извиваются мясистые каракатицы. И сама подруга предпочитала места для купания под скалами, а не под гостиницами. Как и путь вверх-вниз через старый город с остатками римской стены (столь хорошо отреставрированными, что они кажутся новоделом!), а не по улице с магазинами. Но гостей Надежда водила лёгким маршрутом, а я оказалась единственной гостьей, чьи предпочтения совпали с её собственными.

В конце октября температура была 26 градусов, а море – 23; и я старалась купаться в тени, под скалой. В ноябре, когда я уезжала, начались шторма и было уже 18, а море 21, на ветру выходить из воды было холодно, и в последние пару дней в море уже никто не купался – лишь я, вспоминая наше ленинградское лето.

Я плавала по пять-шесть раз в день, борясь с отеком, и к концу второй недели он начал проходить. Я чувствовала мощь природы, которая передавалась и мне: масштабные скалы, огромные чайки, коренастые пальмы… От величественной 300-метровой скалы в море, на которую я залезала, настолько веяло покоем, что ей хотелось молиться, как это делали древние – молиться без слов. На утёс вела комфортная дорожка под соснами, с теневой стороны, а чтобы подняться на самый верх, в ней пробит тоннель, и за ним горная тропинка, но тоже проложенная и ухоженная, с цепями и канатами.

 

в конце отдыха

 

Вид с вершины скалы Ифач на высокий простор вселяет уверенность в безграничность природных сил: сил земли и моего тела. У её подножия лежат фундаменты римских домов, неотличимые от рифов, которые веками лизало море, и это оставляет надежду, что многоэтажные гостиницы когда-то станут такими же морскими рифами и просто исчезнут без следа, а утес все так же будет возвышаться над пейзажем, разрезая побережье Коста-Бланки, организуя пляжи берега и защищая их от сильных штормов.

На закате мимо скалы плыли в порт шхуны с уловом, и над ними кружили тучи чаек, которые взмывали вверх, когда корабль доходил до порта, и летели к скале, в выветрившихся щелях которой были их гнездовья, чтобы потом углядеть с высоты и осадить очередную шхуну. В только что выловленных морепродуктах, которые можно было купить у рыболовецкой биржи и тут же бесплатно приготовить в местных ресторанчиках, был цинк, хранящий иммунитет, в овощах – энергия, во фруктах – витамины. Капуста брокколи, полезная при раке, стоила в два раза дешевле, чем у нас, при том, что цены на еду были в среднем те же. Я купила себе купальник, хорошо скрывавший дефект груди за 12 евро (800 рублей), а не за 3-5 тысяч, как у нас. Я ходила по горам, доказывая себе, что на что-то ещё способна, любовалась видами и не чувствовала отдышки – так можно вылечиться!

 

Вершинки гор к северо-западу от Кальпа

 

Правда, вершина ближайшей горы неприятно поразила меня: под ногами на высоте 500-600 м оказались острые рифы, и я испугалась за свои кроссовки. Ноги тоже ныли от такого похода.

Это горы вулканического происхождения, как и скала Ифач: вертикально вздыбленное морское дно, на котором с трудом удерживаются колючие кустарники, разлапистые пальмочки и сосенки. Я дважды теряла каменную тропинку маршрута, предусмотрительно покрашенную в красный цвет местной почвы, перемежающейся с рифами. Даже забрела в стадо коз, желая спросить пастуха, но такового не оказалось: пушистые животные разных цветов гуляли по горам с бубенчиками, предоставленные самим себе. Спустилась в Кальп в сумерках, перепугав мою подругу, которая не представляла себе, как в случае чего она меня найдёт,– но при всей такой сумасшедшей нагрузке рука была почти в норме, купания в море хватило, чтобы отдохнуть, а настроение было таким! каким оно должно быть – и каким оно в Петербурге давно уже не было.

 

Тропа по камням-рифам

 

На море был хороший, солёный и очень сухой воздух – и Петербург потом показался по контрасту на редкость сырым (первое ощущение было – как в аквариуме, хотя, к счастью покататься на лыжах, выпал снег). И через месяц проблемы с нехваткой воздуха стали возобновляться, как и с отеком: хоть я и плаваю в бассейне, но несколько раз в неделю – это не пять раз в день. И в ощущении мертвечины продуктов и отношений стала проскальзывать обычная мысль: так можно и загнуться!

 

 

ГОРОД СВЯТОГО ГРААЛЯ. ПАРК В РУСЛЕ РЕКИ

(ВАЛЕНСИЯ)

 

Визит в Испанию по деньгам оказался сравним с моими осенними медицинскими процедурами – но пользы куда больше. По пути домой я посетила Валенсию, Барселону и монастырь на горе Монсеррат, набираясь впечатлений, которые перекрыли бы воспоминания о больничных процедурах, ввергающие в ступор мой организм.

 

Валенсия: мосты через реку-парк

 

Валенсия уникальна высохшим руслом реки, кольцом охватывающим старый город: сейчас в ней парк, с велодорожками и стадионами. Через реку ко множеству мощных башен городских ворот ведут мосты. Старая византийская базилика, в форме креста, стала валенсийским собором святого Грааля: считается, что там хранится чаша, откуда пил Христос на тайной вечере. Ещё там, под скульптурной группой алебастрового иконостаса, хранится высохшая рука святого Викентия – правая, кстати, мне по теме! В храме музей, там дают наушники с аудиогидом по-русски, рассказывающим всю историю храма от готики и ренессанса до маньеризма и барокко: за 6 евро, но я заплатила 4,5 как пенсионер (никаких документов не спрашивали). Под куполом ренессансные фрески музицирующих ангелов под куполом: их некогда закрасили картинами классического стиля, а потом отмыли, и не зря! Это самое красивое, что там есть, на мой вкус. И две картины Гойи.

 

Валенсийский собор

 

Девушка, выдавая мне русский аудиогид, сразу показала на плане, где Гойя и где чаша Грааля: видно, привыкнув, что у русских людей терпения нет слушать всю экскурсию. Но в аудиогиде звучала церковная музыка, и я долго ходила по храму и его музею, осматривая все двадцать с лишним его достопримечательностей, пока окончательно не устала.

 

Лонха, шёлковая биржа, внутри

 

Другое место, которым гордятся валенсийцы, – Лонха: шелковая биржа, построенная как храм торговли. Готические высокие своды с витыми колоннами – и все это для торговли! По периметру надписи о том, что если не обманывать соседа, торговля является богоугодным делом и ведёт к жизни вечной. Что ж, в Испании, может быть, и ведёт.

Тут все удобно, все продумано: трамваи-поезда через туннели гор, эскалаторы по крутым улицам, пешеходное расстояние между станциями метро. Скромная одежда, которая подчеркивает красоту тела и лица, мягкая обувь, в которой не устаешь. Я через это поняла Европу – её способность с удовольствием, творчески-скрупулезно и последовательно-аккуратно, с любовью заниматься своим делом, когда этому никто не мешает… В России, к сожалению, нет такой возможности. Ни у кого: ни у предпринимателей (неразумные бюрократические требования и налоги), ни у преподавателей (ограничения программ), ни у врачей (отсутствие времени на пациента). Может, есть у политиков? Но что-то не видно, по результатам. Нахрапистая конкуренция "дикого капитализма", как и государственный монополизм, качественно и с душой делать свое дело не дает.

 

Валенсия: площадь Аюнтамент

 

В Валенсии меня впечатлила архитектура: высокие и одновременно утонченные светлые здания площади Согласия, местная Дума (Айюнтамент), Северный вокзал с мозаиками. Все недалеко, и я гуляла по старому городу пешком (можно было бы и на велосипеде), оставив лишние вещи в автоматической камере хранения,– но понимая, что если техника, на которую Европа больше полагается, чем Россия, не дай Бог сломается, будет не к кому обратиться. С другой стороны удобно: я не сразу поняла, что транспортные билеты, как и билеты в музеи, могу смело брать пенсионные: автомат дает и автомат проверяет. В междугородний автобус в Валенсию и поезд оттуда в Барселону я брала билеты по интернету, а можно и на месте: транспорт полупустой, билеты есть всегда (хотя по интернету бывают скидки).

Музей изящных искусств в Валенсии бесплатный, с очень мягкими диванами, в которых тело уютно тонет, давая хорошо расслабиться (подобный диван и кресла были и в испанской квартире моей подруги). Я ставила фотоальбомы красивых мест в Фэйсбук, радовалась отклику знакомых и незнакомых людей и чувствовала: живу! –

И всё же, несмотря на весь европейский комфорт и природный покой, гуляя по Валенсии или по скалам в Кальпе, я порой чувствовала, что делаю это как по обязанности, "от ума": не хватало непосредственной радости, которую обычно вызывали у меня путешествия, видение новых мест. Привычка к депрессии, которую даёт многомесячная химиотерапия (только придешь в себя, а тут опять!), преодолевается не сразу: двух недель тут мало. Когда тело замыкается на себя, чувства перестают воспринимать то, что происходит вовне, и поток жизни проносится мимо. Я чувствовала, что все мои поездки совершаю как бы не я: часть моей личности по-прежнему захвачена негативом лекарства и привычки к плохому самочувствию. Тело находится в непомерном напряжении: силы оттянуты на сражение с тем, чего, может, уже и нет! Но то, что я ясно ощущала это, было уже позитивно: видеть проблему – значит, наполовину её решить.

 

АРХИТЕКТУРА ГАУДИ – СЛЕПОК ГОР МОНСЕРРАТА

(БАРСЕЛОНА)

 

Парк Гуэй в Барселоне

 

В Барселоне я "отметилась" на объектах архитектуры Гауди: собор Саграда Фамилия, дома Батльо и Пердера-Каменоломня, парк Гуэй – попытка искусственно воссоздать естественные формы гротов и скал. Но там слишком много туристов, и задерживаться я не стала: в толпе совсем уж сложно что-то ощутить. Да, дома с природными линиями надо строить, и во множестве – но они должны стать привычными домами, а не музеями!  

 

Монастырь Монсеррат

 

По-настоящему же меня поразили горы Монсеррата, откуда Гауди откровенно и черпал вдохновляющие его идеи. Похожие на монахов вертикальные бежево-оранжевые скалы, немного вывертившиеся, но цельные, возвышающиеся над зданиями монастыря, пылающие красным на восходе и закате. Фуникулеры – ступенчатые вагончики-поезда, едущие под уклоном более 45 градусов,– потрясающие воображение. Скульптуры под скалами, по горной дороге к часовне, где в 12-м веке была найдена Черная Мадонна Монсеррата – покровительница этих мест. Сама она, в алтаре второго этажа собора, к которому можно подняться (демократия!), в обрамлении золотых мозаик, хранит что-то от рыцарского образа Прекрасной Дамы.

 

Мадонна Монсеррата

 

Готические органы, которые иногда имеют не только с вертикальные, но и горизонтальные трубы. Хор мальчиков Эколания ("школьный") дважды в день поет на службах вместе с хором монахов (их здесь 80) – это немного похоже на концерт классической музыки с органом, но ощущается духовность действа, даже и в записи (на вечерней службе я снимала на видео, это не возбраняется). Приятный момент утренней католической литургии: после переосуществления хлеба в плоть Христа, в котором участвуют не только священники и монахи, но и все пришедшие на службу, прихожане целуются, обнимаются и пожимают друг другу руки.

 

Хор мальчиков Эколания – один из старейших в Европе

 

Я оказалась рядом с японцами, которые тоже были этому рады: и мы с удовольствием обнялись в лоне католической религии! – Японцев я встречала и на вершине гор Монсеррата – они в Испании с удовольствием ходят по горам, как и русские, которые часто считают долгом и удовольствием залезть в какое-нибудь неприступное место. Осталось ещё, за что уважать нашу нацию!

А внизу монастыря музей – где есть не только католические иконы, древние книги и шедевры европейской живописи, но даже сушеный крокодил – бог-Себек древнего Египта. 

 

КАРНАВАЛЬНОСТЬ КАТАЛОНИИ:

ШОУ ФОНТАНОВ И ХЭЛЛОИН

 

"Волшебный фонтан" Монжуик в Барселоне

 

Электричка в Монсеррат ходит с площади Испании в Барселоне, и оттуда же идет самолёт в аэропорт. Перед отлётом я смотрела шоу фонтанов: расцветающих красками, как огромные цветы или вкусные торты, мощных, как все испанское, и напоминающих о том, что Испания, в водопроводах и фонтанах, является наследницей Рима. А ещё во дворе главного соборе Барселоны (собора Святого Креста и Евлалии) живут гуси – те ли это гуси, что спасли Рим? Правда, в католичестве их белый цвет символизирует чистоту святой Евлалии. Рим – прошлое Испании, размах же просторов напоминает о её будущем – заселении американского континента. Как и её карнавальность, на вечерних улицах Барселоны или в нарядах Хеллоуина.

Празднование Хеллоуина я наблюдала в Кальпе. Только я в сумерках вернулась со скал уставшая и собиралась поужинать и прилечь, как подруга заявила: "Тебе сейчас придется отправиться на прогулку. Бери камеру – сейчас начнётся Хеллоуин!" Действительно, мне уже по дороге домой попадались подростки и взрослые в странных нарядах, которые впечатляли и на витринах магазинов, украшенных смеющимися оранжевыми тыквами.   

Хеллоуин в Испании меня слегка удивил: в Кальпе, где я его наблюдала,– это детский праздник. Родители с удовольствием переодевают в покойничков, привидений, вампиренышей и ведьмочек своих чад с грудного возраста. В этом откровенно проступает древний оберег младенцев – стремление обмануть смерть. Наряды живописно говорят: смотри, Смерть, ты уже посетила нас, тебе здесь делать больше нечего, уходи! Но сегодня об этом никто не помнит, а позитивная роль этого веселого праздника – скорее приучить детишек не бояться смерти. Ведь людям свойственно смеяться над смертью и покойниками – это свойство нашего интеллекта, проявленное в массе шуток на эту тему! Немножко лишь отстает осмысление этого явления: феномена отрицания смерти, доброй издевки над нею – словно её на самом деле и нет!...

Чтобы продлить благоприобретенное за границей ощущение здоровья, счастья и спокойствия, я пару раз приглашала гостей и показывала им свой фильм про Испанию – нанизывая на старый стержень распадающуюся порой личность и доказывая себе, что я что-то ещё могу, не хуже, чем раньше…

 

к другим эссе о средиземноморском отдыхе:

 

Там, где родилась Афродита (Кипр, 2015)

 

Земной рай Средиземноморья (Турция, 2017)

 

Вспоминая "Бриллиантовую руку" (Тунис, 2018)

 

 

к автобиографической повести "Рак и медицинский конвейер"

(куда это рассказ входит как глава)

на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа «Астролингва»