Семира
КОСТА
БЛАНКА: АРХИТЕКТУРА ГОР И СВЯТОЙ ГРААЛЬ
(Каталония)
глава
из повести "Рак и медицинский конвейер"
Испания: вид с гор на курорт Кальп и
скалу Ифач
Прийти
в себя от нашей привычной российской жизни и смерти хорошо помогают
путешествия. Это единственная доступная у нас действенная реабилитация –
которую рекомендуют и на западе. Для западных людей её главное содержание – психологическая
разрядка. Нужно задействовать иные, ранее незатронутые ресурсы души (мы не
знаем, какие). И это дают путешествия: чем длительней, тем лучше. Человек в них
становится чуть другим, не теряя себя: прежде всего, более весёлым и счастливым.
Расширяя горизонты, вместе с новым, приятным и радостным, опытом он обретает свою
готовность жить дальше.
А
для русских людей есть ещё более значимый, чисто материальный фактор – просто побыть
в зоне более комфортного климата. Надо понимать, что на всей территории нашей страны, даже на черноморском юге, с его
клочками неприватизированного моря, климат экстремальный. Тем более наши человеческие
тела эволюционно-исторически не привыкли обитать на 60-й широте в сырости
Санкт-Петербурга: на это нужны тысячелетия. И пусть ненадолго, но надо дать организму
отдохнуть.
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
УТЁС И РИФОВЫЕ СКАЛЫ
(КАЛЬП)
Самолёт
был ночной, подешевле, компании "Vueling" – 9 тыс. в Аликанте и столько
же обратно из Берселоны, где не кормили и не поили, зато и не будили, давая
выспаться. Народу мало, и я спокойно расположилась на трех креслах. Сев в
автобус из Аликанте в Кальп, я чувствовала себя не так, чтобы хорошо, зато
подруга моя жила прямо напротив автобусной остановки и тут же повела меня купаться.
Мы пошли по главной улице с фешенебельными магазинами на широкий песчаный пляж
с высокими гостиницами – что меня слегка заколебало. Я уже мысленно смирилась с
судьбой: в крайнем случай смогу прийти в себя и в лоне курорта, если ничего
другого не остается.
вид с вершины скалы Ифач
К
счастью, варианты были, да ещё какие! Кальп – природное место с 300-метровым утесом,
окруженное горами. Здесь сохраняется достойный баланс между цивилизацией и
природой. В центре – солёное озеро со стаей белых фламинго, ритмично вышагивающих
"в ногу" и одновременно погружающих в воду клювы.
Скалы
подступают к берегу, и здесь много пляжиков с рифами, где плавают большие стаи рыб,
белых по преимуществу (что связано с цветом камней: имя побережья – Коста
Бланка!). Потому и фламинго белые: они питаются белыми рачками.
В
рифах ползают мелкие крабы, прячутся в ямках морские ежи и извиваются мясистые
каракатицы. И сама подруга предпочитала места для купания под скалами, а не под
гостиницами. Как и путь вверх-вниз через старый город с остатками римской стены
(столь хорошо отреставрированными, что они кажутся новоделом!), а не по улице с
магазинами. Но гостей Надежда водила лёгким маршрутом, а я оказалась
единственной гостьей, чьи предпочтения совпали с её собственными.
В
конце октября температура была 26 градусов, а море – 23; и я старалась купаться
в тени, под скалой. В ноябре, когда я уезжала, начались шторма и было уже 18, а
море 21, на ветру выходить из воды было холодно, и в последние пару дней в море
уже никто не купался – лишь я, вспоминая наше ленинградское лето.
Я
плавала по пять-шесть раз в день, борясь с отеком, и к концу второй недели он
начал проходить. Я чувствовала мощь природы, которая передавалась и мне:
масштабные скалы, огромные чайки, коренастые пальмы… От величественной
300-метровой скалы в море, на которую я залезала, настолько веяло покоем, что
ей хотелось молиться, как это делали древние – молиться без слов. На утёс вела
комфортная дорожка под соснами, с теневой стороны, а чтобы подняться на самый
верх, в ней пробит тоннель, и за ним горная тропинка, но тоже проложенная и
ухоженная, с цепями и канатами.
в конце отдыха
Вид
с вершины скалы Ифач на высокий простор вселяет уверенность в безграничность
природных сил: сил земли и моего тела. У её подножия лежат фундаменты римских
домов, неотличимые от рифов, которые веками лизало море, и это оставляет
надежду, что многоэтажные гостиницы когда-то станут такими же морскими рифами и
просто исчезнут без следа, а утес все так же будет возвышаться над пейзажем, разрезая
побережье Коста-Бланки, организуя пляжи берега и защищая их от сильных штормов.
На
закате мимо скалы плыли в порт шхуны с уловом, и над ними кружили тучи чаек,
которые взмывали вверх, когда корабль доходил до порта, и летели к скале, в
выветрившихся щелях которой были их гнездовья, чтобы потом углядеть с высоты и
осадить очередную шхуну. В только что выловленных морепродуктах, которые можно
было купить у рыболовецкой биржи и тут же бесплатно приготовить в местных
ресторанчиках, был цинк, хранящий иммунитет, в овощах – энергия, во фруктах –
витамины. Капуста брокколи, полезная при раке, стоила в два раза дешевле, чем у
нас, при том, что цены на еду были в среднем те же. Я купила себе купальник,
хорошо скрывавший дефект груди за 12 евро (800 рублей), а не за 3-5 тысяч, как
у нас. Я ходила по горам, доказывая себе, что на что-то ещё способна, любовалась
видами и не чувствовала отдышки – так можно вылечиться!
Вершинки гор к северо-западу от Кальпа
Правда,
вершина ближайшей горы неприятно поразила меня: под ногами на высоте 500-
Это
горы вулканического происхождения, как и скала Ифач: вертикально вздыбленное
морское дно, на котором с трудом удерживаются колючие кустарники, разлапистые
пальмочки и сосенки. Я дважды теряла каменную тропинку маршрута,
предусмотрительно покрашенную в красный цвет местной почвы, перемежающейся с
рифами. Даже забрела в стадо коз, желая спросить пастуха, но такового не
оказалось: пушистые животные разных цветов гуляли по горам с бубенчиками,
предоставленные самим себе. Спустилась в Кальп в сумерках, перепугав мою
подругу, которая не представляла себе, как в случае чего она меня найдёт,– но
при всей такой сумасшедшей нагрузке рука была почти в норме, купания в море
хватило, чтобы отдохнуть, а настроение было таким! каким оно должно быть – и
каким оно в Петербурге давно уже не было.
Тропа по камням-рифам
На
море был хороший, солёный и очень сухой воздух – и Петербург потом показался по
контрасту на редкость сырым (первое ощущение было – как в аквариуме, хотя, к
счастью покататься на лыжах, выпал снег). И через месяц проблемы с нехваткой
воздуха стали возобновляться, как и с отеком: хоть я и плаваю в бассейне, но несколько
раз в неделю – это не пять раз в день. И в ощущении мертвечины продуктов и
отношений стала проскальзывать обычная мысль: так можно и загнуться!
ГОРОД
СВЯТОГО ГРААЛЯ. ПАРК В РУСЛЕ РЕКИ
(ВАЛЕНСИЯ)
Визит
в Испанию по деньгам оказался сравним с моими осенними медицинскими процедурами
– но пользы куда больше. По пути домой я посетила Валенсию, Барселону и
монастырь на горе Монсеррат, набираясь впечатлений, которые перекрыли бы
воспоминания о больничных процедурах, ввергающие в ступор мой организм.
Валенсия: мосты через реку-парк
Валенсия
уникальна высохшим руслом реки, кольцом охватывающим старый город: сейчас в ней
парк, с велодорожками и стадионами. Через реку ко множеству мощных башен
городских ворот ведут мосты. Старая византийская базилика, в форме креста,
стала валенсийским собором святого Грааля: считается, что там хранится чаша,
откуда пил Христос на тайной вечере. Ещё там, под скульптурной группой
алебастрового иконостаса, хранится высохшая рука святого Викентия – правая,
кстати, мне по теме! В храме музей, там дают наушники с аудиогидом по-русски,
рассказывающим всю историю храма от готики и ренессанса до маньеризма и
барокко: за 6 евро, но я заплатила 4,5 как пенсионер (никаких документов не
спрашивали). Под куполом ренессансные фрески музицирующих ангелов под куполом:
их некогда закрасили картинами классического стиля, а потом отмыли, и не зря!
Это самое красивое, что там есть, на мой вкус. И две картины Гойи.
Валенсийский собор
Девушка,
выдавая мне русский аудиогид, сразу показала на плане, где Гойя и где чаша
Грааля: видно, привыкнув, что у русских людей терпения нет слушать всю экскурсию.
Но в аудиогиде звучала церковная музыка, и я долго ходила по храму и его музею,
осматривая все двадцать с лишним его достопримечательностей, пока окончательно не
устала.
Лонха, шёлковая биржа, внутри
Другое
место, которым гордятся валенсийцы, – Лонха: шелковая биржа, построенная как
храм торговли. Готические высокие своды с витыми колоннами – и все это для
торговли! По периметру надписи о том, что если не обманывать соседа, торговля
является богоугодным делом и ведёт к жизни вечной. Что ж, в Испании, может
быть, и ведёт.
Тут
все удобно, все продумано: трамваи-поезда через туннели гор, эскалаторы по
крутым улицам, пешеходное расстояние между станциями метро. Скромная одежда,
которая подчеркивает красоту тела и лица, мягкая обувь, в которой не устаешь. Я
через это поняла Европу – её способность с удовольствием, творчески-скрупулезно
и последовательно-аккуратно, с любовью заниматься своим делом, когда этому
никто не мешает… В России, к сожалению, нет такой возможности. Ни у кого: ни у
предпринимателей (неразумные бюрократические требования и налоги), ни у
преподавателей (ограничения программ), ни у врачей (отсутствие времени на
пациента). Может, есть у политиков? Но что-то не видно, по результатам.
Нахрапистая конкуренция "дикого капитализма", как и государственный
монополизм, качественно и с душой делать свое дело не дает.
Валенсия: площадь Аюнтамент
В
Валенсии меня впечатлила архитектура: высокие и одновременно утонченные светлые
здания площади Согласия, местная Дума (Айюнтамент), Северный вокзал с
мозаиками. Все недалеко, и я гуляла по старому городу пешком (можно было бы и
на велосипеде), оставив лишние вещи в автоматической камере хранения,– но
понимая, что если техника, на которую Европа больше полагается, чем Россия, не
дай Бог сломается, будет не к кому обратиться. С другой стороны удобно: я не
сразу поняла, что транспортные билеты, как и билеты в музеи, могу смело брать
пенсионные: автомат дает и автомат проверяет. В междугородний автобус в
Валенсию и поезд оттуда в Барселону я брала билеты по интернету, а можно и на
месте: транспорт полупустой, билеты есть всегда (хотя по интернету бывают
скидки).
Музей
изящных искусств в Валенсии бесплатный, с очень мягкими диванами, в которых
тело уютно тонет, давая хорошо расслабиться (подобный диван и кресла были и в
испанской квартире моей подруги). Я ставила фотоальбомы красивых мест в
Фэйсбук, радовалась отклику знакомых и незнакомых людей и чувствовала: живу! –
И
всё же, несмотря на весь европейский комфорт и природный покой, гуляя по
Валенсии или по скалам в Кальпе, я порой чувствовала, что делаю это как по
обязанности, "от ума": не хватало непосредственной радости, которую
обычно вызывали у меня путешествия, видение новых мест. Привычка к депрессии,
которую даёт многомесячная химиотерапия (только придешь в себя, а тут опять!),
преодолевается не сразу: двух недель тут мало. Когда тело замыкается на себя,
чувства перестают воспринимать то, что происходит вовне, и поток жизни
проносится мимо. Я чувствовала, что все мои поездки совершаю как бы не я: часть
моей личности по-прежнему захвачена негативом лекарства и привычки к плохому
самочувствию. Тело находится в непомерном напряжении: силы оттянуты на сражение
с тем, чего, может, уже и нет! Но то, что я ясно ощущала это, было уже
позитивно: видеть проблему – значит, наполовину её решить.
АРХИТЕКТУРА
ГАУДИ – СЛЕПОК ГОР МОНСЕРРАТА
(БАРСЕЛОНА)
Парк Гуэй в Барселоне
В
Барселоне я "отметилась" на объектах архитектуры Гауди: собор Саграда
Фамилия, дома Батльо и Пердера-Каменоломня, парк Гуэй – попытка искусственно
воссоздать естественные формы гротов и скал. Но там слишком много туристов, и
задерживаться я не стала: в толпе совсем уж сложно что-то ощутить. Да, дома с
природными линиями надо строить, и во множестве – но они должны стать
привычными домами, а не музеями!
Монастырь Монсеррат
По-настоящему
же меня поразили горы Монсеррата, откуда Гауди откровенно и черпал вдохновляющие
его идеи. Похожие на монахов вертикальные бежево-оранжевые скалы, немного
вывертившиеся, но цельные, возвышающиеся над зданиями монастыря, пылающие
красным на восходе и закате. Фуникулеры – ступенчатые вагончики-поезда, едущие
под уклоном более 45 градусов,– потрясающие воображение. Скульптуры под
скалами, по горной дороге к часовне, где в 12-м веке была найдена Черная
Мадонна Монсеррата – покровительница этих мест. Сама она, в алтаре второго
этажа собора, к которому можно подняться (демократия!), в обрамлении золотых
мозаик, хранит что-то от рыцарского образа Прекрасной Дамы.
Мадонна Монсеррата
Готические
органы, которые иногда имеют не только с вертикальные, но и горизонтальные
трубы. Хор мальчиков Эколания ("школьный") дважды в день поет на
службах вместе с хором монахов (их здесь 80) – это немного похоже на концерт
классической музыки с органом, но ощущается духовность действа, даже и в записи
(на вечерней службе я снимала на видео, это не возбраняется). Приятный момент утренней
католической литургии: после переосуществления хлеба в плоть Христа, в котором
участвуют не только священники и монахи, но и все пришедшие на службу,
прихожане целуются, обнимаются и пожимают друг другу руки.
Хор мальчиков Эколания – один из
старейших в Европе
Я
оказалась рядом с японцами, которые тоже были этому рады: и мы с удовольствием
обнялись в лоне католической религии! – Японцев я встречала и на вершине гор
Монсеррата – они в Испании с удовольствием ходят по горам, как и русские,
которые часто считают долгом и удовольствием залезть в какое-нибудь
неприступное место. Осталось ещё, за что уважать нашу нацию!
А
внизу монастыря музей – где есть не только католические иконы, древние книги и
шедевры европейской живописи, но даже сушеный крокодил – бог-Себек древнего
Египта.
КАРНАВАЛЬНОСТЬ
КАТАЛОНИИ:
ШОУ
ФОНТАНОВ И ХЭЛЛОИН
"Волшебный фонтан" Монжуик в Барселоне
Электричка
в Монсеррат ходит с площади Испании в Барселоне, и оттуда же идет самолёт в
аэропорт. Перед отлётом я смотрела шоу фонтанов: расцветающих красками, как
огромные цветы или вкусные торты, мощных, как все испанское, и напоминающих о
том, что Испания, в водопроводах и фонтанах, является наследницей Рима. А ещё
во дворе главного соборе Барселоны (собора Святого Креста и Евлалии) живут гуси
– те ли это гуси, что спасли Рим? Правда, в католичестве их белый цвет
символизирует чистоту святой Евлалии. Рим – прошлое Испании, размах же
просторов напоминает о её будущем – заселении американского континента. Как и
её карнавальность, на вечерних улицах Барселоны или в нарядах Хеллоуина.
Празднование
Хеллоуина я наблюдала в Кальпе. Только я в сумерках вернулась со скал уставшая
и собиралась поужинать и прилечь, как подруга заявила: "Тебе сейчас
придется отправиться на прогулку. Бери камеру – сейчас начнётся Хеллоуин!"
Действительно, мне уже по дороге домой попадались подростки и взрослые в
странных нарядах, которые впечатляли и на витринах магазинов, украшенных
смеющимися оранжевыми тыквами.
Хеллоуин в Испании меня слегка удивил:
в Кальпе, где я его наблюдала,– это детский праздник. Родители с удовольствием
переодевают в покойничков, привидений, вампиренышей и ведьмочек своих чад с грудного
возраста. В этом откровенно проступает древний оберег младенцев – стремление
обмануть смерть. Наряды живописно говорят: смотри, Смерть, ты уже посетила нас,
тебе здесь делать больше нечего, уходи! Но сегодня об этом никто не помнит, а
позитивная роль этого веселого праздника – скорее приучить детишек не бояться
смерти. Ведь людям свойственно смеяться над смертью и покойниками – это
свойство нашего интеллекта, проявленное в массе шуток на эту тему! Немножко
лишь отстает осмысление этого явления: феномена отрицания смерти, доброй
издевки над нею – словно её на самом деле и нет!...
Чтобы
продлить благоприобретенное за границей ощущение здоровья, счастья и
спокойствия, я пару раз приглашала гостей и показывала им свой фильм про
Испанию – нанизывая на старый стержень распадающуюся порой личность и доказывая
себе, что я что-то ещё могу, не хуже, чем раньше…
к другим эссе о средиземноморском отдыхе:
Там,
где родилась Афродита (Кипр,
2015)
Земной рай
Средиземноморья (Турция, 2017)
Вспоминая
"Бриллиантовую руку" (Тунис, 2018)
к автобиографической повести "Рак и медицинский конвейер"
(куда это рассказ входит как глава)
Семиры и В.Веташа
«Астролингва»