сайт Астролингва

(с) Виталий Веташ

 

Угро-финский («Рыбий») элемент в русском характере

       

kizi.jpgОписывая ранее астро-состав русского этноса, я говорил о большой роли наследия угро-финских народов, поглощенных славянами-русскими, и теперь хотелось бы подробнее осветить эту как бы неприметную часть нашего характера. Вникая в обще-финский характер на примере пословиц, предложенных мною ранее в ст.«Астрология нац. пословиц.- часть 2» отчетливо виден основной «Рыбий» архетип этого нац. сообщества. И наличие его в нашей крови является одним из характерных качеств, отличающих нас от соседних славян, даже украинцев.

 

        Говоря о генетич. смешанности великороссов, обычно вспоминают лишь то, что где-то в роду «затесался татарин», как более внешне и по темпераменту заметный след, но не вспоминают об угро-финской его ugro.jpgсоставляющей. А её вес генетически больше, так как у всех северо-русских и многих из восточно-центральных районов наблюдаются уже издревне (по археологич. антропологии) угро-финские черты во внешности. Также это видно и на основании современных генетических методов (например, генетик А.Зоррин пишет, что только «южные русские в пределах погрешности не отличаются от украинцев, a остальные русские, имея преобладающей ту же гаплогруппу, также имеют более высокий процент финно-угорского компонента – в среднем 20%…..У русских доля праславян, получается, всего в среднем 47%, за счет высокой доли угро-финнов на севере и востоке центра России..»). Формируясь, Россия поглотила территорию и население многих финских племен (Мери, Муромы, Мещеры, Води, Веси, Чуди, части Перми и Корелы и мн.др.), издревне заселявшую её центр от Волги до Балтики и Беломорья (о чем говорят древние гидронимы: такие значимые названия рек как Не-ва, Моск-ва, владимирская Нерль и озера – Ильмень, Ладо-га, Оне-га и мн.др.- имеют финское происхождение). Именно наличие финского элемента отличает русских от всех остальных славян (в сравнении, например с тюркским элементом, кот. есть не только у русских, но и у украинцев, болгар и даже у части поляков), а символ России – «береза» – не что иное, как «древнейшая святыня» угро-финнов (на что указывает А.Каминский в своей ст.на близкую тему, с кот. я случайно столкнулся уже после написания этой своей статьи, что говорит об актуальности данного вопроса в современном интересе к родовым корням, связанного с активизацией ныне Плутоном «корневого» знака предков – Козерога).   

    Ну, а что же характерного внес этот угро-финский элемент в русский характер? 

– Это, такие характерные черты, как склонность к самопогружению и самокопанию, внешняя неприветливость, депрессивность и обломовская лень (среди народов РФ угро-финны явл. самыми суицидными по статистике), тяга к алкоголизму (среди родств. славян русские – самые «запойные», а единственный действующий вытрезвитель в РФ остался в у-ф. Удмуртии), безынициативность, смирение с существующим, слабая материальная заинтересованность, тяжесть на подъем (вспомним Илью Муромца, кстати и прозвище у него – от имени финского племени). Но при этом также – выносливость и неприхотливость, необъяснимое упорство и склонность к самопожертвованию (что немцы называли – русский фанатизм, типа многократно повторенных подвигов Матросова и Гастелло). Также, вероятно, и особая форма русского православия (в виде скитных затворников – старцев, напоминающих древних финских волхвов) и вечная русская надежда на чудо. Последнее предположение о связи русского типа веры с финским элементом иллюстрируют приведенные здесь далее отрывки из работы известного историка 19 века С.Соловьева. Из них видно, что мистическое у русских в большей степени имеет происхождение от финских народов, как природно к этому более расположенных. Также можно к ним добавить из истории православия в России, что такие важные его персонажи как патриарх Никон и его противник раскольник Аввакум были угро-финнами (мордвой), также как наш нынешний птрх. Кирилл. И вот еще пример,- недавно исследованные нетленные (до сих пор) мощи св. Александра Свирского оказались принадлежали человеку вепсской (угро-финской) национальности. А всем известные монастыри и церкви Соловков, Валаама и Кижей, видимо, также неслучайно оказались на территории или в окружении угро-финского населения. Да и другие истинно русские святыни – Сергиев Посад, святые соборы Ростова Вел., Ярославля, Суздаля и Владимира находятся на древней земле фин. народа мери – растворившегося генетически в здешних русских. Так что может быть пресловутая «загадка русской души» кроется именно в этом угро-финском («рыбьем») элементе нашего нац. характера?

(говоря о «угро-финском» я подразумеваю в целом эту языковую и общеплеменную общность, где непосредственно финны Финляндии явл. не самым типичным во всех её общих качествах народом, во многом пропитавшимся западным протестантизмом и шведским влиянием).

Теперь приведу отрывки о древних финских племенах России из книги

«История России с древнейших времен» Сергея Соловьева (отца рус.философа начала 20 века В.Соловьева)

«..О волхвах славянских мы знаем очень мало, но нет сомнения, что они имеют тесную связь с волхвами финскими по близкому соседству и союзничеству этих двух народов, тем более, что после, по принятии христианства, волхвы преимущественно являются на финском севере и оттуда мутят славянское народонаселение. Финское племя искони отличалось наклонностию к волшебству, искони славилось им: у финнов преимущественно было развито учение о злых божествах, о злых духах и о сообщении с ними.

…Начальный летописец русский знает следующие финские народы, жившие в его время в полунощных странах и платившие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печора, ямь. Общеплеменное название финны есть название немецкое, чудь - славянское, суомалайн - своенародное. Финн на немецком языке означает жителя болотной, влажной низменности; то же означают и финские названия разных племен, например емь значит мокрый, водяной, весь объясняется как - вода. И теперь финские имена местностей встречаются преимущественно на болотистых пространствах. (прим.ВВ – также указание на знак Рыб)

Наш летописец указывает нам финские племена преимущественно около озер; в половине IX века южные границы финского племени с славянским можно положить в области Москвы-реки ….Если не самые древние, то по крайней мере одни из древнейших обитателей Русской государственной области, финны имели незавидную участь: с трех сторон теснили их народы славянского, германского и тюркского племени; мы видим, как у нас финны постоянно уступают пред славянами, подчиняются влиянию их народности, приравниваются к ним; причину такого явления из внешних обстоятельств объяснить нетрудно. Сначала мы видим, что племена славянские и финские живут на равной ноге; финны вместе с славянами призывают князей – нарядников (В.В. – Рюрика), но старший и скоро единственный князь утверждает свой стол среди племени славянского; потом мы видим движение князей к югу, по великому водному пути до самого Черного моря; стол княжеский утверждается в Киеве, основы нового государства полагаются преимущественно к югу от Новгорода, по обеим сторонам Днепра, но живущее здесь народонаселение принадлежит сплошь к племени славянскому. Славянские племена соединяются под одною властию, чрез это единство приобретают силу материальную, а потом и начатки образованности христианской, и таким образом получают над финскими племенами материальное и духовное преимущество, пред которым те и должны были преклониться. ..По нашему летописцу видно, что финны имели города, подобно славянам, подобно последним терпели от родовых усобиц по изгнании варягов, вследствие чего вместе с ними и призвали князей; в скандинавских преданиях финны являются искусными кузнецами, финские мечи славятся на севере.

  Лапонская (саамская) избушка 

lopar.jpgОт этих оседлых промышленных финнов, соседивших с славянами и союзных с ними, должно отличать северных их соплеменников, лапонцев, которых, как видно, суровая природа остановила на низшей ступени человеческого развития, и теперь в характере собственных финнов и лапонцев (прим.В.В. - саамы и имеется ввиду шире- все северо-восточ.фин. народы) замечается такое же различие, как между мужеством и детством. Бесспорно, последних разумеет Тацит, когда описывает образ жизни финнов, когда говорит об их изумительной дикости, гнусной скудости: нет у них ни оружия, ни лошадей, ни домов; пища у них - трава, одежда – кожи, ложе – земля или деревья; вся надежда их в стрелах, которые по недостатку железа заостриваются костями; охота питает мужей и жен. Детям нет другого убежища от зверей и непогоды, кроме шатров, кое-как сплетенных из древесных ветвей – сюда возвращаются с охоты молодые, здесь отдыхают старики. Но вести такой образ жизни, продолжает Тацит, они считают блаженнее, чем трудиться на поле, строить дома, с надеждою и страхом смотреть на свои и чужие имущества. Безопасные от людей, безопасные от богов, они достигли самого трудного – отсутствия желаний. Здесь нельзя не обратить внимания на слова Тацита о том, что финны считают себя блаженными и достигли самого трудного – отсутствия желаний.. которые не могут ни много приобретать, ни много терять и потому не подвержены мучительным колебаниям между страхом и надеждою, не боятся ни людей, ни богов»….(В.В. т.с полный пофигизм – который в слиянии с более энергичной славянской (с татаринкой) крови порождает такие рус. явления как «беспредел, безысходный запой, разгул и бунт – бессмысленный и ужасный")

Книга С.Соловьева издана в 1896 г.

В.Веташ 2012 ( статьи по астро-этнопсихологии и астро-истории)