Щепановская Е.М.(Семира)
МЕТОДИКИ погружения в архетипы мифологии
Филос. конф. «Психотехники и измененные состояния сознания». СПб., изд-во РХГА, 2018 С.32-41
ПРЕДИСЛОВИЕ
В 1992 году мне в одном и том же психологическом журнале попались два теста: первый на самореализацию, по Маслоу, второй – на симптомы шизофрении, по Хоффману и Осварду. Удивляло то, что часть вопросов из того и другого теста пересекались: например, вопрос о своих задачах: есть ли у вас в жизни определенная миссия? Другие были о разном восприятии времени и пространства (сжимается-сокращается) или изменения запахов ("Не кажется ли вам, что колбаса в последнее время стала пахнуть иначе?" – а это было время перестройки, и продукты исчезали с полок магазинов, качество же их тоже менялось). Были также вопросы о духовных восприятиях: не случалось ли вам видеть ангела/Бога/Христа? И когда я провела оба теста среди моих знакомых, закономерно выяснилось, что если по результатам первого они был довольно реализованными (как говорится, "продвинутыми") людьми, то по результатам второго всем им следовало бы показаться врачу.
Из набора цитат обоих тестов я сделала стих, объединив их общей идеей. Хоть я даже старалась, чтобы он звучал как можно более шизофренически, но поэзия – как далее и мифы, о которых я буду говорить,– преодолевает распадение на части, и стихи всегда имеют цельность нормы, поэтому я его приведу:
"Самореализация по Маслоу или
симптомы шизофрении по Хоффману и Осварду"
Изменяются лица, и дышат картины в тумане,
Тают стрелки часов, луч энергий пронзает меня –
И я вижу, как разум боится распахнутой тайны,
Как пульсирует мир в ярком свете гармонии дня.
То, что было, то есть, – ещё тысячу раз повторится.
Это вся моя жизнь сжалась в вечности нервный клубок.
Мир, единый в веках, ты абсурд! я хочу с тобой слиться,
Чтоб раздвинул предел облаков ускользающий мозг.
Выбирать каждый миг – в удивительно шатком пространстве,
Высечь искру судьбы – пусть горит то, что может гореть!
Это жизнь! Это смерть, для того, кто устал просыпаться
Бесконечно встревоженный шумом раскрытых дверей.
Так сказали мне люди, и радио мне подтвердило,
И я слышу, как мысли поют у меня в голове:
Я прошу: не лишите меня, всемогущие силы
Моей миссии высшей: единственной быть на Земле.
Какую это ставит проблему? Поскольку существует амбивалентность между состояниями самореализации, вскрывающее порог перехода от прежнего состояния к большей целостности, – и собственно болезни, возникает вопрос: есть ли методы, которые минимизируют лиминальность переходов к иной внутренней интеграции (то есть чтобы то изменение сознания, которое можно расценивать как сдвиг от нормального восприятия внешнего мира и себя, практически исчезало, а переход всё же происходил)?
Обращение к мифологическим архетипам и символам является именно таким методом, поскольку оно даёт опору на общечеловеческий, опробированный тысячелетиями опыт контакта с бессознательным. Оно дает ориентир: возвышается ли личный опыт до архетипического? Для Юнга личное бессознательное относится к проблемам человека, коллективное – к его творчеству. Первое – случайно и субъективно, второе – объективно более интересно, и с точки зрения ИСС.
ИСС – ВОЗВРАТ К ДРЕВНЕЙШИМ ПЛАСТАМ СОЗНАНИЯ
ИСС неизбежно включают обращение к исторически предыдущим пластам сознания; а потому продуктивно изменить сознание возможно, непосредственно обращаясь к древнемифологическому мышлению. Существуя миллионы лет: сколько сам человек, ассоциативная логика сформировала в общечеловеческой памяти устойчивые идеи – по термину К.Г. Юнга, архетипы: истоки, эволюция и изначальная форма которых ныне забыта. Тем не менее они структурируют жизнь души и являются подсознательной основой современных концепций.
Логику мифологического мышления начали изучать Э. Кассирер, Л. Леви-Брюлль, К. Леви-Стросс, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский и другие. Как показывают эти исследования, оно обладает рядом черт, которые утратила современное рациональная логика и к которым она стремится вернуться, что и вызывает интерес. В авторской диссертации выделено одиннадцать таких черт[1]. Вкратце, это:
1) мышление по закону сопричастности, отражающее естественность психического процесса и порождающее пучок аналогий вместо однозначных причинно-следственных связей, безразличие к противоречиям, к закону исключенного третьего, перескок;
2) апелляция к эмоционально-образной компоненте мысли и к её глубинной актуальности (практической истине); но избегание прямого рационального прагматизма, намек вместо прямолинейной логики ("бриколаж", по Леви-Строссу);
3) легкое возведение части к целому (их функциональная тождественность), нераздельность объекта и субъекта;
4) восприятие объекта в типическом отношение к другим, выстраивание структуры мыслительного пространства и идеального плана реальности.
И рассматривая объект (мифологический образ, символ etc.) в таком ключе, мы всегда подразумеваем законченную систему (образов, символов), куда этот объект естественно встраивается.
В этом смысле мышление архетипами обладает чертами анти-постмодернистского подхода, как и "целостного мышления" – более близкого к практической истине действия и одновременно к образному восприятию, помогающего представить картину мира, освоить его, сделать менее чуждым человеку.
ПОНЯТИЕ БАЗОВЫХ АРХЕТИПОВ
Термин «архетип» обычно связывают с именем К.Г. Юнга, который возводил его к Филону Александрийскому, ссылаясь на его античное употребление в качестве синонима платоновской идеи[2]. Юнг описывал архетипы в конкретном функционально-психическом преломлении, уделяя меньше внимания общекультурному, ценностно-смысловому ракурсу возникающих в душе устойчивых образов. И архетипы, выделенные Юнгом, выступают прежде всего как психические комплексы, представляющие проблему и стимул развития личности. Хотя по определению Юнга они принадлежат к коллективному бессознательному и в них отчасти проступают древние мифологические образы, по сути их описание ограничивается сферой индивидуальной идентичности.
Выделяя архетипы, Юнг во многом исходит из терминов гендера (до конца так и не размежевавшись с Фрейдом и прежде всего выделяя Аниму и Анимус как мужское и женское начала) и родства (например, архетип Великой Матери). Но следует заметить, что хотя образы матери или отца выступают изначальными по отношению к истории конкретного человека, их ребенок черпает из личного опыта, для этого ему коллективное бессознательное вовсе не необходимо. Поэтому хотя Юнг делает экскурс в архетипы культуры, сам он, как психиатр, акцентируется во многом именно на личном, а на не коллективном бессознательном, в котором лежит социокультурный исторический опыт веков. Задачи самоидентификации личности зауживают трактовки архетипов у последователей аналитической психологии. А в современной философии культуры понятие архетипа употребляется в другом, очень широком смысле культурной универсалии.
Однако при всех минусах психоаналитического подхода к архетипам, К.Г. Юнгом разработана метафизическая глубина этого понятия, нередко утрачиваемая в культурологических исследованиях. Сегодня этот термин часто используется в смысле исторически конкретного символа или частных проекций образной идеи, вне выхода к ее общечеловеческому универсализму, и выводящий к вечному архетип сводится к социальному стереотипу. Он полностью теряет трансцендентную компоненту, на которой Юнг ставил особый акцент, говоря о «нуминозной» власти архетипа[3], выступающей одной из причин воспроизводства смыслообразов в культуре.
Один из путей возврата к метафизике архетипа, к его онтологии,— обращение к его мифологическим корням, что предлагал уже Юнг. Понимание архетипа как мифологемы прочно вошло в культуру, и Е.М. Мелетинский признаёт мифологию в сочетании с глубинной психологией «удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса»[4]. В Интернет-словаре можно прочесть, что в современной литературе термин «архетип» применяется для обозначения наиболее фундаментальных общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе художественных и мифологических структур. Однако на практике обращение к изначально-мифологической основе архетипов и генезису их формирования – скорее исключение, чем правило.
Причину этого можно увидеть в недоступности мифологической логики современному рациональному мышлению и отсутствии в научном сознании систематической картины формирования мифологических архетипов, на которую можно было бы опираться в исследованиях культуры. Хотя Юнг не рассматривал происхождение архетипов в эволюционно-историческом ракурсе, необходимость такого изучения прямо вытекает из его идей. Подобно Ф. Шеллингу, который видел в мифах становление сознания, а в богах – «силы, его творящие»[5], Юнг усматривал в мифических образах энергии, формирующие сознание и психику человека, подчеркивая эволюционность этого процесса[6].
Обращаясь к генезису наиболее универсальных для разных концов земного шара древнейших мифологических архетипов, их можно представить как свёрнутые в символ того или иного божества этапы антропосоциогенеза или исторические эпохи, отмеченные значимыми для эволюции культурными достижениями, как это сделано в авторской диссертации[7]. Базовый мифологический архетип – это некогда возникшее ядро смысла, исторически обрастающее образами, символами и идеями (в разных культурах несколько по-разному, но не теряя связи с общей семантической линией). Понять, что представляет собой конкретный архетип, с присущей ему мифологической логикой – сама по себе сложная задача, которую призваны решить представленные ниже техники.
Наиболее универсальные архетипы с присущей им общечеловеческой семантикой — их ещё можно назвать глубинными архетипами — выступают как онтологические корни возникающих впоследствии понятий. Они рождаются в опоре на бесспорные природные образы (моря, неба, земли, грозы, Луны etc.— как говорит Юнг, «душа на самом дне есть просто Вселенная»[8] и социокультурные функции, присущие всем древним обществам. В этом смысле можно определить архетипы как компоненты исторической памяти коллективной души, а душу — как рефлексию и память архетипов.
Таким образом, в отличие от юнгианской концепции, где архетип выступает как бессознательная теневая часть сознания, возможно рассматривать архетипы через сознательную логику древнего мышления, проступающую в мифологии как древнейшем мировоззрении — то есть во многом как прото-идею, в более древнем смысле понятия архетип.
исторически первая классификация
мифологических образов – ЗОДИАКАЛЬНАЯ
Для представления мифологии в системе удобно использовать первые исторически известные классификации мифологических образов: зодиакальные. Как указывал создатель философии символических форм Э. Кассирер, присущая мифологии внутренняя структурность получает классически завершенное выражение в астрологической картине мира[9]. И как показано в нашей книге[10], типические образы богов и сюжеты отношений между ними хорошо ложатся в модель соотношений в круге Зодиака: последовательность которого в обратном порядке (прецессионном движении) описывает процесс творения в космогонических мифах и саму историю формирования мифологических представлений. В свою очередь эта популярная ныне модель способствует лёгкому усвоению мифологии, сводя хаотическое множество ее образов в стройную систему и позволяя провести в ней четкие направляющие линии.
Такое представление мифологии включает внимание к знакомой информации и помогает увидеть актуализацию мифологических представлений в наши дни, хотя здесь следует предостерегать против примитивизации трактовок и сведения мифологии к психологическим качествам личности. Выявлять же в образах астрологии ее мифологический и исторический пласты продуктивно для повышения культурного уровня этой сферы и тех, кто ею интересуется.
ТЕХНИКИ ПОГРУЖЕНИЯ В АРХЕТИПЫ
Постоянное воспроизводство базовых архетипов в культуре и личном опыте можно объяснить тем, что глубинные архетипы отражают важные жизненные функции человека и общества, без которых функционирование индивидуального и социального организма нарушается.
Целительное действие прикосновения к архетипу описывает психоаналитический метод архетипической амплификации (буквально, архетипического дополнения, наполненности энергией архетипа, что способствует гармонизации соответствующих проблем). Знание древнейшей мифологии как подсознательной подоплёки возникающих образов, символов и идей здесь дает глубину интерпретации. И наоборот, можно оттолкнуться от содержания архетипа, и переживая его проявления, компенсировать недостатки связанной с ним сферы. Скажем, работа с архетипом Юпитера, его символами и образами (главы пантеона богов-громовержца, а изначально лидера-организатора охоты, грозы, горы и др.) способствует обретению уверенности и решению социальных проблем.
Поскольку миф содержит в себе неотъемлемую компоненту целостности, как красота поэзии, погружение в глубинный архетип и переживание его мотивов психически не опасно (даже если речь идет о традиционно негативно оцениваемом архетипе подземного мира). Оно выводит на магистральный путь общечеловеческих идей. В отличие от взаимодействия с поздними культурно-отягощенными образами и символами (дьявол, вампир, пентаграмма), вырванными из своего контекста, что может порождать зацикливание на проблемах.
Используя авторскую классификацию архетипических идей, образов и сюжетов древнейшей мифологии, опирающуюся на космогоническую логику сотворения, присущую самому мифологическому мышлению (как о том писали Элиаде[11] или Мелетинский[12]] и генезис развития представлений о мире, можно предложить ряд методик "вживания" в древнейшее (=подсознательное) мышление. Это:
1) Работа с образами и мифологическим сюжетами. Например, опишите море — каким вы его видите? Психологические качества (ласковое, спокойное, бурное, ужасное), позволяют продемонстрировать многогранность характеристик архетипа (мифологический образ матери-моря, рождающего жизнь, и образы морских чудовищ и морских богов как мятежников, угрожающих вернуть мир в изначальное хаотическое состояние). Возникшие образы интерпретируются на основе сюжетов мировой мифологии. Можно записать субъективно возникшие качества и проиллюстрировать каждое мифологическим сюжетом, соотнести их с культурными смыслами и ценностями (например, в психологии море традиционно описывает контакт с бессознательным и его страхи, но архетип Нептуна символизирует также отношение к музыке, религии, качествам сочувствия, жертвенности и высшей любви. Это те области, где человек уходит от жесткой прагматичности дискретного, временного к обволакивающей цельности непрерывного, вечного).
Сама работа с образами – традиционно-психологическая, она, как и обращение к мифологии, развивает сферу психики – то есть сам архетип Нептуна (Рыб); если при этом задействуется мировоззренческая сфера – то также архетип Юпитера (Стрельца), как и ниже, при работе с идеями.
2) Работа с символикой. Для каждого архетипа выделяется ряд типических для него символов. Например, символы Земли-кормилицы, отвечающий за порядок – и в природе (смена времен года), и в обществе (справедливость), а также в органах нашего тела: пашня, борозда, ромб с точкой посередине: символ поля с посаженным зерном (характерный образ национальной вышивки у разных народов); рог изобилия, колосья, зерно – плоды настоящего и залог будущего; плуг (шестерня), серп (и молот) – инструменты труда, трансформирующие материю; круговорот времен года, змея (чаша со змеей) – символы природного порядка и внутреннего преобразования; собака, пчела, метла, плеть – символы преданного служения и неумолимого исполнения.
Один из методов работы с символикой – прорисовка (возможно, мысленная), а от ведущего требуется интерпретация: настолько они типичны и что является отклонением от архетипического. Это соответствует нехватке или недопониманию каких-то моментов, хотя иногда (реже) и личностной установке. Хорошо, если человек способен изобразить именно типический образ: его картинка тогда будет красива и оценена окружающими – значит, он прочувствовал архетип, прикоснулся к его энергии.
В такой работе важную роль может играть знание цветопсихологии. Выбор цвета не случаен и ярко раскрывает энергический акцент архетипа.
Можно и мысленно оживить символы, увидев их в динамике. В приведенном примере можно представить, как мы кормим змею на чаше или даже дать ей себя укусить (то есть понять, где больное место и как его вылечить), взять в руки серп и собрать желаемый урожай, плугом распахать поле для своей деятельности, представить себя в образе богини справедливости: взять меч или плеть и покарать зло, нарушающее естественный порядок.
Символизм – как предметное мышление, свойственное лишь человеку, – обращает нас к архетипу яркости индивидуальности (Солнца, Льва), а методы работы с цветом, запахом, природными образами (деревьев, цветов и животных), как и собственной внешностью, развивают внимательность к природным вибрациям, ощущение и чувство стиля – качества архетипов Луны и Венеры (Рака и Тельца).
3) Работа с идеей. Архетип – единство образа и идеи. И как можно отталкиваться в понимании архетипа от образа, так же можно идти и от архетипической идеи. Так перед рассказом о мифологических образах, описывающих первоначало (архетип Нептуна), полезно задать вопрос: откуда возникла жизнь? где её исток? И полученные ответы (образ невидимой точки, пустоты, Хаоса, материнского лона, вод океана) соотнести с типическими космогоническими представлениями, подготавливая аудиторию к восприятию главных идей мифологемы и её конкретных жизненных проекций.
Для сферы архетипа Урана (Водолея) – описать возникновение Вселенной.— Как сотворен мир? Какие идеи связаны с образом Неба? Увидеть, какие события могли бы принести чувство освобождения (это — ориентир вашего будущего). Вспомнить удивительные события жизни (необъяснимые совпадения, встречу с необычным явлением).
Для сферы архетипа Сатурна (Козерог) можно сразу настроиться на цель – результат, которого мы хотим достичь – на наиболее трудное дело. Какие есть препятствия к его исполнению? Какие ограничения мы готовы принять? Чем пожертвовать?
Вопросы для архетипа трикстера (Меркурия) и первых людей – мифических Близнецов: какие табу Вы считаете необходимыми? Какие могли бы нарушить? Вопрос для конференции по ИСС: позволительно ли создавать или транслировать измененные состояния сознания аудитории – какие да, и какие нет?
Такие прямые вопросы наиболее направлены на практическое действие и потому в целом отражают архетип Сатурна, а также развивают рациональное понимание (архетип Меркурия)[13].
4) Интеллектуальным людям можно работать не только с жизненно актуальными экзистенциальными идеями, но также и с религиозными или научно-философскими концепциями. Уже Шеллинг увидел в богах философские идеи: «На деле боги всякой мифологии суть не что иное, как идеи философии, но лишь объективно созерцаемые»[14]. Анализ показывает, что философам разных архетипов присущ свой взгляд на мир и вектор направленности идей[15] (чему посвящена авторская книга «Созвездия мысли»[16]).
Система мифологических архетипов формирует типологию идей, которой можно воспользоваться и сегодня, проанализировав с её позиции концепции философов. Пример – концепция ухода-и-возврата А. Тойнби описывает типический сюжет мифологемы воина и пастыря (архетип Марса), на который ссылается сам философ: выход героя за рамки цивилизации к природной стихии, где он обретает мудрость, чтобы потом повести за собой, обозначив выход на новый путь. В русле идей этой мифологемы это подчёркивает роль личности в истории и нравственность задач, которые призвано решать творческое меньшинство.
Архетипична концепция индивидуации К.Г. Юнга: создание индивидуального центра личности (архетип Солнца) включает как необходимую фазу личностного становления конфликт индивидуальности и общества. И это – один из центральных сюжетов, связанных с героическим солнечным архетипом: мифологически, борьба громовержца и солярного божества.
5) Эволюция архетипа и работа с телом. Каждый архетип имеет многотысячелетнюю историю. Например, мифологема ясного Неба как первого универсального Бога людей возникает в связи с миграциями (прежде всего выходом из леса и заселением открытых пространств). При этом задействуются голени и нервно-двигательная система, а также функция глаза, позволяющая смотреть вдаль. В астрологии бог Неба Уран отвечает именно за эти функции организма.
Настройка на архетип может служить подспорьем для профилактики и лечения болезней (органов тела, соответствующих планетам), базой для телесно-ориентированной терапии[17].
Сам контроль над жизненным процессом относится к сфере архетипа смены времен года: умирающих и воскресающих богов растительности и матери-Земли (Цереры, Девы). Кроме работы с образами и символами и непосредственного обращения к вопросам здоровья: что вы испытываете в своих органах в данный момент? Каким бы способом вам бы хотелось их очистить, "подкормить"? Как лучше питаться? – можно прочувствовать умирание и возрождение природы в сменах времен года: ощутив своё тело как Землю, подверженная сезонным трансформациям. Это – приближение к Элевсинским мистериям: переживания рождения и смерти вместе с природой – метод культурных ритуалов, о котором ниже.
6) Энергии каждого архетипа в культуре задействуют определённые культурные ритуалы. Работа с социальными ритуалами, вырабатывающая навыки культурного взаимодействия, отражает мифологему божественного кузнеца и законодателя (архетип Весов). Это прежде всего групповая работа, и ритуалы помогают создать единство группы. Здесь ставится задача смоделировать ситуации: например, для архетипа Сатурна – начало Нового года, а в древности – космогонический акт сотворения нового мира. Один из ритуалов – зажигание нового огня (сегодня: "Ёлочка, зажгись!"): мысленно зажгите вечный огонь на кладбище, посвященный деянию близких вам людей.
Архетип Нептуна – праздничное застолье: ритуальное питье вина, формирующее атмосферу единения (которое в древности заменяло питье воды — приобщение к истоку (Великой Матери) etc.[18].
7) Метод психодрамы. Выбираются наиболее яркие и архетипически значимые мифологические сюжеты. Заранее интерпретируется стержень сюжета, как его отнесение к определенной архетипической проблематике. От нескольких участников требуется импровизация на заданную тему своего персонажа. Остальные (зрители) могут дать оценку, что с их точки зрения было удачным, а что они хотели бы изобразить иначе.
Пример: китайский миф о Чан-Э. Четыре персонажа: стрелок И – герой, победивший засуху, сбив с неба лишние девять солнц, приходит к владычице запада Си-ван-му и просит снадобье бессмертия, рассказывая ей о своих подвигах (доказывая своё право и желание: зачем оно ему нужно). Владычица страны умерших даёт снадобье, рассказывая о его свойствах, предостерегая (бессмертным оно делает лишь одного, если его разделить, оно дает вечную жизнь на земле, можно придумать и другие его свойства). Стрелок И благодарит, возвращается к своей жене и хочет разделить его с нею. Его супруга Чан-Э (по какой-то причине: придумать и объяснить её) принимает снадобье бессмертия одна и улетает на Луну, становясь её божеством, одиноким и печальным. Там живёт только лунный заяц, который толчёт в ступке снадобье бессмертия. Чан-Э оценивает последствия своего поступка. Лунный Заяц утешает, поддерживает или наоборот, осуждает её, говоря о проблематике бессмертия. Такая психодрама способствует решению семейных проблем – сферы архетипа Луны, преемственности жизни, отношений муж-жена-мать-ребенок.
Мифы для древних содержали сакральное знание, в отличие от профанного, которое содержалось в сказках. Мифы и сейчас могут иллюстрировать духовный опыт – но поскольку последний постигается изнутри, он должен быть воспринят и интерпретирован индивидуально. На уровне группы мы делаем из мифа сказку, проецируя её на актуальные проблемы.
Сказкотерапия, приближающая мифы к детскому, непосредственному восприятию, относится к архетипу Луны (Рака), а театральность, умение представить себя героем мифа – сфера героического архетипа Льва.
8) Для настройки на архетип можно подключать и вибрации звука. Это может быть непосредственное ощущение от определенного звука или буквы (произнесение звуковых "мантр" данного архетипа)[19] или отрывки музыкальных произведений. В последнем случае для нужного эффекта стоит использовать не произведения какого-то одного композитора (скажем западную «музыку по знакам Зодиака", которая, как правило, вся отражает какой-либо один архетип); а яркие фрагменты классиков данного знака. Например, настроится на архетип Плутона несомненно поможет "Кармен" Бизе, родившегося под знаком Скорпиона. Или можно использовать известные классические произведения, написанные в соответствующей тональности (так, 41-я симфония Моцарта "Юпитер", написанная в тональности ДО мажор, действительно хорошо отражает архетип Юпитера)[20].
Характерная черта подхода – все архетипы связаны между собой сюжетной линией (космологией творения). При хорошей настройке на архетип начинают происходить события, входящие в его семиотическое поле (символическое пространство). Это и является критерием правильной работы. Шлейф таких событий в основном предопределяется ритмом, задаваемом внешне (если семинары по изучению архетипов имеют место раз в неделю, то в течение недели будут происходить события, связанные с проблематикой каждого архетипа). Объяснить это можно так, что ум выхватывает из всей череды событий те ситуации, на которые он настроен, и работает именно с ними. Изменение сознания здесь происходит в сторону большей внимательности и глубины восприятия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление.–.М.; СПб., Университетская книга, 2002
2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., Наука, 2000
3. Семира и В.Веташ. Астрология и мифология.– СПб.: Атон, 1998
URL: http://www.astrolingua.ru/MYTH/mif1.htm
4. Семира и В.Веташ. Астрология имени, цвета и звука.– Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
5. Шеллинг Ф. Историко-критическое введение в философию мифологии // Собр. соч. Т.2.– М., Наука, 1989
6. Шеллинг Ф. В. Философия искусства.– М., Мысль, 1966
7. Щепановская Е.М. (Семира) Смысл и цвет музыкальных тональностей // Метафизика музыки и музыка метафизики (под ред. Апинян Т.А. и Пигрова К.С. – СПб.: изд. СПбГУ и СПб. Консерватории, 2007.– С.215-227
8. Щепановская Е.М. Генезис и классификация мифологических архетипов. Дисс… канд. филос. наук.– СПбГУ, 2011.– 275 С.
9. Щепановская Е.М. О связи архетипической логики философских идей с психотипом их создателей // Творческая личность: субъект и объект культуросообразной деятельности.– СПб: Эйдос, 2013.– С.307-312 |
10. Элиаде М. Священное и мирское.– М., МГУ, 1994
11. Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации.– М., Наука, 1996
12. Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб., Б.С.К., 1996
13. Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа Матери // К.Г. Юнг. Алхимия снов. Перевод Семиры.– СПб., Тимоти, 1997
к главной странице сайта Семиры и В.Веташа "Астролингва"
[1] Щепановская Е.М. Генезис и классификация мифологических архетипов: культур-философский подход. Дисс… канд. филос. наук. – СПбГУ, 2011. – 275 С. – С.48-51
[2] Юнг К.Г. Психологические аспекты архетипа Матери // К.Г. Юнг. Алхимия снов. Перевод Семиры. – СПб., Тимоти, 1997. – C. 176
[3] Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М., Наука, 1996. – С.125
[4] Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., Наука, 2000. – С.9
[5] Шеллинг Ф. Историко-критическое введение в философию мифологии // Собр. соч. Т.2.– М., Наука, 1989.– С.342
[6] Юнг К.Г. Архетип в символизме сна // Юнг К.Г. Человек и его символы.– СПб., Б.С.К., 1996.– С.90
[7] Щепановская Е.М. Генезис и классификация мифологических архетипов: культур-философский подход. Дисс… канд. филос. наук. – СПбГУ, 2011. – 275 С. – С.11, 72
[8] Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб., Б.С.К., 1996. – С.361
[9] Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. – М.; СПб., Университетская книга, 2002.– С.104-105
[10] Семира и В.Веташ. Астрология и мифология.– СПб., Атон, 1998
[11] Элиаде М. Священное и мирское.– М., МГУ, 1994.– С.63
[12] Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.– М., Наука, 2000.– С.157
[13] Вопросы других архетипов кратко приведены на нашем сайте АСТРОЛИНГВА. URL: http://www.astrolingua.ru/ANONS/kursy.htm
[14] Шеллинг Ф. В. Философия искусства. – М., 1966. – С.105
[15] Щепановская Е.М. О связи архетипической логики философских идей с психотипом их создателей // Творческая личность: субъект и объект культуросообразной деятельности.– СПб: Эйдос, 2013.– С.307-312
[16] Семира. Созвездия мысли. СПб., 2003 URL: http://www.astrolingua.ru/NEWKNIGI/ast_phil.htm
[17] Соотнесение органов с архетипами приведено на нашем сайте АСТРОЛИНГВА. URL: http://www.astrolingua.ru/ANONS/kursy.htm
[18] Культурные ритуалы других архетипов – на нашем сайте АСТРОЛИНГВА. URL: http://www.astrolingua.ru/ANONS/kursy.htm
[19] Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ.– СПб., Лань, 1997.– С.64;
Семира и В.Веташ. Твое звездное имя.– СПб., Лань, 1998.– С.58;
Семира и В.Веташ. Астрология имени, цвета и звука.– Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.– С. 138
[20] Характерные музыкальные произведения приведены в книгах: Семира и В.Веташ. Астрология: имя и символ.– СПб., Лань, 1997.– СС.195-196
Семира и В.Веташ. Астрология имени, цвета и звука. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 СС.58-60
и в статьях: "Астрологическое музыковедение и его перспективы" // "Астрология: век XX".– М., 1991.– СС.116-125 или
Щепановская Е.М. (Семира) Смысл и цвет музыкальных тональностей // Метафизика музыки и музыка метафизики (под ред. Апинян Т.А. и Пигрова К.С.) .– СПб.: изд. СПбГУ и СПб. Консерватории, 2007.– С.215-227