Программа
Исследовательского спец.семинара для
студентов Института Философии:
МУЗЫКА
КАК СПОСОБ МЫСЛИ
1.
Организационно-методический
раздел
1.1. Цель изучения
дисциплины:
Смыслом
курса не является формирование у обучающегося структурированного, но почти наверняка
отвлечённого представления о массиве философских текстов, в которых по
каким-либо причинам важную роль играет музыка. Задача будет состоять не в том,
чтобы дать ясное понимание динамики обращения философов к феномену звука, или
чтобы перед нашим взором развернулась картина исторического развития того
раздела философского знания, который теперь принято называть "философия
музыки".
Задача
этого курса – научиться двигаться более свободно в мысли, то есть перенять
практику действия у музыки, научиться у нее дерзновенному и, одновременно, бытийно затрагивающему, действию. Понять, что такое музыка
как длящееся состояние, философски.
Глубинный
смысл нашего исследовательского семинара состоит в том, чтобы осознать, что
происходит с философом, как носителем определённого набора методов обращения с
бытием, когда он сталкивается с музыкой? Что делает в такой ситуации философ
как человек, способ мысли которого несомненно отличается от обыденного и
представляет собой как бы иного типа ирригационную систему.
В
организованном пространстве взаимодействия философского ума и музыки, если мы
осветим его этим нашим ориентиром, перед группой взявшихся за исследование,
вероятно, сформируются неординарные возможности и расшириться собственное
представление о мысли.
Предлагаемый
план семинаров не предполагается как завершённый и окончательный. Более того,
даже остаётся открытым вопрос о необходимости придерживаться хронологического
порядка обращения к источникам. Ибо есть причины сформировать иной, более
гибкий, и отвечающий динамике реального хода исследования способ чтения.
Данный
план – это попытка оформить идею такой серии занятий, которая позволила бы
осознать специфику встречи реального философского ума, насколько мы можем
ухватить этот способ мышления, и музыки, насколько мы вообще можем говорить о
ней.
Количество занятий:
2
пары подряд. Каждую неделю. 1 семестра.
0. Лекция.
А. Понимание музыки в
античности
Лебедев
А. «Фрагменты ранних древнегреческих философов». М., 1989. Выбор частей,
посещенных музыке.
Б.
Теория и философия музыки Пифагора. Публ.
по «Московский государственный
университет культуры и искусств» 14.4.15. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3048465/
Дата обращения: 24.11.15
1. Семинар 1.
Герцман Е. В. Музыкальная боэциана.
СПб, 2010. § 4. Музыка в квадривиуме С. 29-37
2. Семинар 2.
А.
Шопенгауэр. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное
издательство, 1919.
3. Семинар 3.
Ф.
Ницше. О музыке и слове. Отрывок
4. Семинар 4.
Ф.
Ницше. Казус Вагнер. Проблема
музыканта. Перевод: Н. Полилова. //
Сочинения в 2-х томах. Том
5. Семинар 5.
Хазрат Инайят Хан. Мистицизм
звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003
Раздел
МУЗЫКА 46-88
Семинар 6.
Хазрат Инайят Хан. Мистицизм
звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003
Раздел МИСТИЦИЗМ ЗВУКА 91-122
6. Семинар 7.
Лосев
А. Ф., Диалектика мифа. М.,
1990. Основной вопрос философии музыки. С. 315- 336
7. Семинар 8-9.
Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.:
Логос, 2001.-352 с. Введение. 42-77
Доклады, 4 человека (даются за 1-1.5 месяца):
1. глава 1. ШЁНБЕРГ И ПРОГРЕСС.
77-222 (2 доклада)
8. Семинар 10-11.
Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод
Б.
Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе.
М.: Логос, 2001.
2. глава 2. СТРАВИНСКИЙ
И РЕСТАВРАЦИЯ. 223-336 (2 доклада)
9. Семинар
13.
Мартынов В. Конец времени
композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.
Разделы:
Часть 1.
Введение.Общая часть. О двух типах музыки. Музыка, Космос и История. С. 1-10
Часть 2. Предпосылки
возникновения принципа композиции. Возникновение принципа композиции. С. 64-71
Личность композитора.
С. 86-91
10. Семинар 14.
Мартынов В. Конец времени
композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.
Раздел
Части 3: Время композиторов.
Музыкальные революции. С.
91-113
Заключение С.133-139
10. Семинар
15.
Секацкий А.
Партитура неслышимой музыки
(возможно приглашение преподавателя для обсуждения, возможны с ним же лекции).
Статья опубл. в журнале: «Нева» 2004, №4
11. Лекция
2-4.
Мараев. Антропология
музыки. РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ. С чего стоит
начинать изучать музыку разных народов. Фолк как народная музыка и фолк сейчас
(приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация тематической
литературы).
12. Лекция
5-7.
Радеев. Эстетика музыки (приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация
литературы).
13. Лекции
8-10.
Микиртумов. Музыка и логика (приглашение преподавателя для проведения лекций и
рекомендация литературы).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (к каждому тексту):
1.
Чем обусловлено обращение философии к музыке?
2.
Что происходит с философом, как носителем набора методов обращения с бытием,
когда он сталкивается с музыкой?
Или
что делает философ как философов, слыша музыку?
3.
Какую теорию Я как познающий могу обрести, направляя свою познавательную
активность на мир, частью которого является музыка?
4.
Как выразить невыразимое? Как писать о музыке?
5.
Как воспринимать целостно не пространственно, а целостно-временно?
ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА - ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ
(возможное
участие приглашенных на лекции преподавателей):
1.
Феноменология музыки. Слух как
онтологический инструмент.
Восприятие
музыки и обсуждение ее после прочтения приведенных выше текстов.
Как
помощник – идея прислушивания Хайдеггера.
2.
Попытка понять, как воспринимать
целостно-временно. Для философов как тех, кто занимается развитием
мышления, это может дать возможность воспринять бытие как процесс – как бытийствование.
Задача:
понять мысль не только в качестве дискретных точек озарений-событий мысли (точки
визуально-пространственного деталей, через которые усматривается целостность –
например, картины), но как длящийся временной процесс.
Организаторы
исследовательского процесса:
1.
Щепановская Сияна Витальевна (студентка 1 курса магистратуры, напр. Философская
антропология)
2.
Неклюдов Никита Константинович (студент 1 курса магистратуры, напр.
Практическая философия)
другие философские работы Сияны Щепановской