Программа

Исследовательского спец.семинара для студентов Института Философии:

 

МУЗЫКА КАК СПОСОБ МЫСЛИ

 

1.    Организационно-методический раздел

 

1.1. Цель изучения дисциплины:

Смыслом курса не является формирование у обучающегося структурированного, но почти наверняка отвлечённого представления о массиве философских текстов, в которых по каким-либо причинам важную роль играет музыка. Задача будет состоять не в том, чтобы дать ясное понимание динамики обращения философов к феномену звука, или чтобы перед нашим взором развернулась картина исторического развития того раздела философского знания, который теперь принято называть "философия музыки".

Задача этого курса – научиться двигаться более свободно в мысли, то есть перенять практику действия у музыки, научиться у нее дерзновенному и, одновременно, бытийно затрагивающему, действию. Понять, что такое музыка как длящееся состояние, философски.

Глубинный смысл нашего исследовательского семинара состоит в том, чтобы осознать, что происходит с философом, как носителем определённого набора методов обращения с бытием, когда он сталкивается с музыкой? Что делает в такой ситуации философ как человек, способ мысли которого несомненно отличается от обыденного и представляет собой как бы иного типа ирригационную систему.

В организованном пространстве взаимодействия философского ума и музыки, если мы осветим его этим нашим ориентиром, перед группой взявшихся за исследование, вероятно, сформируются неординарные возможности и расшириться собственное представление о мысли.

Предлагаемый план семинаров не предполагается как завершённый и окончательный. Более того, даже остаётся открытым вопрос о необходимости придерживаться хронологического порядка обращения к источникам. Ибо есть причины сформировать иной, более гибкий, и отвечающий динамике реального хода исследования способ чтения.

Данный план – это попытка оформить идею такой серии занятий, которая позволила бы осознать специфику встречи реального философского ума, насколько мы можем ухватить этот способ мышления, и музыки, насколько мы вообще можем говорить о ней.

 

Количество занятий:

2 пары подряд. Каждую неделю. 1 семестра.

 

 

0. Лекция.

А. Понимание музыки в античности

Лебедев А. «Фрагменты ранних древнегреческих философов». М., 1989. Выбор частей, посещенных музыке.

Б. Теория и философия музыки Пифагора. Публ. по «Московский государственный университет культуры и искусств» 14.4.15. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3048465/ Дата обращения: 24.11.15

 

1. Семинар 1.

Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб, 2010. § 4. Музыка в квадривиуме С. 29-37 

 

2. Семинар 2.

А. Шопенгауэр. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.

 

3. Семинар 3.

Ф. Ницше. О музыке и слове. Отрывок 1871 г. // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.2 "Мысль" 1990

 

4. Семинар 4.

Ф. Ницше. Казус Вагнер. Проблема музыканта. Перевод: Н. Полилова. // Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: "Мысль", 1990.

 

5. Семинар 5.

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003

Раздел МУЗЫКА 46-88

 

Семинар 6.

Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003

Раздел МИСТИЦИЗМ ЗВУКА 91-122

 

6. Семинар 7.

Лосев А. Ф., Диалектика мифа. М., 1990. Основной вопрос философии музыки. С. 315- 336

 

7. Семинар 8-9.

Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.-352 с. Введение. 42-77

Доклады, 4 человека (даются за 1-1.5 месяца):

1. глава 1. ШЁНБЕРГ И ПРОГРЕСС. 77-222 (2 доклада)

доклад 1.
Разделы:- Покорение природы через музыку.
- Переворот в сторону несвободы. Додекафонический мелос и ритм.
доклад 2.
Разделы: - Гармония. -Инструментовка.
- Форма. Композиторы.
- Авангард и теория.

 

8. Семинар 10-11.

Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод

Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.

2. глава 2. СТРАВИНСКИЙ И РЕСТАВРАЦИЯ. 223-336 (2 доклада)

доклад 3:
Разделы:

- Подлинность. - «Ритм».
- Идентификация с коллективом.
- Архаика, модернизм, инфантилизм.
- Перманентная регрессия и музыкальные образы. -Психотический аспект. — Ритуал. 
Доклад 4:
Разделы:

- Музыка о музыке.
- Распад времени.
- Псевдоморфоз по образцу живописи.

-
Теория балетной музыки.
- Типы слушания. Надувательство с объективизмом.
- Шёнберг и Стравинский.

 

9. Семинар 13.

Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.

Разделы:

Часть 1. Введение.Общая часть. О двух типах музыки. Музыка, Космос и История. С. 1-10

Часть 2. Предпосылки возникновения принципа композиции. Возникновение принципа композиции. С. 64-71

Личность композитора. С. 86-91

 

10. Семинар 14.

Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.

Раздел Части 3: Время композиторов. Музыкальные революции. С. 91-113

Заключение С.133-139

 

10. Семинар 15.

Секацкий А. Партитура неслышимой музыки (возможно приглашение преподавателя для обсуждения, возможны с ним же лекции). Статья опубл. в журнале: «Нева» 2004, №4

 

11. Лекция 2-4.

Мараев. Антропология музыки. РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ. С чего стоит начинать изучать музыку разных народов. Фолк как народная музыка и фолк сейчас (приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация тематической литературы).

 

12. Лекция 5-7.

Радеев. Эстетика музыки (приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация литературы).

 

13. Лекции 8-10.

Микиртумов. Музыка и логика (приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация литературы).

 

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (к каждому тексту):

 

1. Чем обусловлено обращение философии к музыке?

 

2. Что происходит с философом, как носителем набора методов обращения с бытием, когда он сталкивается с музыкой?

Или что делает философ как философов, слыша музыку?

 

3. Какую теорию Я как познающий могу обрести, направляя свою познавательную активность на мир, частью которого является музыка?

 

4. Как выразить невыразимое? Как писать о музыке?

 

5. Как воспринимать целостно не пространственно, а целостно-временно?

 

ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА - ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ

(возможное участие приглашенных на лекции преподавателей):

 

1. Феноменология музыки. Слух как онтологический инструмент.

 

Восприятие музыки и обсуждение ее после прочтения приведенных выше текстов.

Как помощник – идея прислушивания Хайдеггера.

 

2. Попытка понять, как воспринимать целостно-временно. Для философов как тех, кто занимается развитием мышления, это может дать возможность воспринять бытие как процесс – как бытийствование.

Задача: понять мысль не только в качестве дискретных точек озарений-событий мысли (точки визуально-пространственного деталей, через которые усматривается целостность – например, картины), но как длящийся временной процесс.

 

Организаторы исследовательского процесса:

 

1. Щепановская Сияна Витальевна (студентка 1 курса магистратуры, напр. Философская антропология)

2. Неклюдов Никита Константинович (студент 1 курса магистратуры, напр. Практическая философия)

 

другие философские работы Сияны Щепановской

сайт АСТРОЛИНГВА