Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"
СЕМИРА © — 5-е путешествие (2009)
АРХИТЕКТУРА ИНДИИ: ДРЕВНЯЯ И НОВАЯ
Храмы Каджурахо и Раджастана. Акшардам
продолжение:
Белый город УДАЙПУР —
Раджастан традиционно делился на две половины: Мервар: так назвалась холмистая местность, более-менее покрытая растительностью, и Марвар — пустыня. Удайпур — сегодня город с населением 400 тыс. человек — был некогда столицей Мервара. Весной здесь проходит праздник Мервар (в 2010 г. он будет 18-20 марта, 2011 — 6-8 апреля, 2012 — 25-27 марта).
Удайпур был построен в 1568 махараджей Удай Сингхом, после того, как самый могущественный император великих моголов Акбар разрушил прежний центр Мервара — Читтогарх. Читтограх и ныне есть на карте: он расположен в нескольких часах езды от Удайпура. И в нем есть резная Башня Победы, напоминающая о славном прошлом доблестных раджпутов — самых воинственных рыцарей средневековой Индии.
Читогарх – героический пример и точка отсчета в истории Раджастана, на котором останавливает внимание и немецкий философ и путешественник Кайзерлинг: «Читор — стратегический ключ к Мевару, важная крепость Раджастана, до прихода англичан в его истории редко выдавался год, когда бы там не лилась кровь. С Читором связаны самые славные воспоминания гордых раджпутов, а это означает, что трудно найти на земле место, которое сравнилось бы с ним как арена стольких героических подвигов, столь высокого рыцарского духа, благородного презрения к смерти. Здесь погиб Багх Сингх, глава Пратапгарха, в сражении с Бахадуром, шахом Гуджарата; здесь прекрасная царица Падмани, ради обладания которой Аллауддин Хильджи штурмовал крепость, когда на победу уже не оставалось надежды, вместе со всеми женщинами Раджпута бросилась в костер и погибла в огне, в то время как Бхим Сингх со всем своим родом сложил голову под стенами крепости. Здесь плечом к плечу с супругом Джаималом Беднорским сражалась его невеста против легионов великого Акбара. Как это непривычно — оказаться в Индии в атмосфере, которая дышит историей!»[1]
В истории Раджастана нередко случалось, что воины гибли все до единого, а их жены совершали сати: заживо сжигали себя в огне, чтобы не достаться врагу. В Читтогархе такое было трижды — и последняя битва побудила махараджу не восстанавливать руины прежней столицы, а основать новую, назвав ее своим именем: Удайпур — город Удая. Может, ее не постигнет та же участь? И карма Читтограха не перешла на Удайпур — его судьба свосем иная.
Удайпур стал жемчужиной засушливого Раджастана, поскольку был построен на побережьи 3-х озер, вытянувшихся в одну линию. Конечно, по меркам России не скажешь, что в нем много воды — но ее достаточно, чтобы разбить в жаркой Индии большие ухоженные парки с пальмами и цветами, которыми гордится Удайпур. Поэтому Удайпур получил славу “восточной Венеции”. А еще его называют Версалем — за дворец посреди озера Пихкола (4 км длинной) на острове Джагнивас. Он был построен в 1754 году потомком Удай Сингха — махараджей Джагат Сингхом II. (Красивейшая гробница его есть близ крепости Джохдпура). Сейчас в здании дворца расположена самая дорогая гостинница Удайпура: Lake Palace — и ресторан для желающих. На другом острове озера Пихкола — прекрасный храм с каменной резьбой Джагмандир, построенный царицей махараной Каран Сингх (1628-52). Туда ходят лодки: экскурсия стоит 350 рупий, что для Индии дорого — но Удайпур поддерживает свою славу за счет туристов.
Век назад, при правлении раджей, он был ещё красивее, чем сейчас, если верить Кайзерлингу: «Величественный и роскошный, словно обитель богов, красуется на заднем плане царский дворец. В расположенном террасами городе кишат толпы народа; скачут гордые всадники, женственно прекрасные эфебы, прислонясь к стене, обмениваются шутками перед лавками оружейников, то и дело темной громадой проплывает в пестрой толпе слон. В садах, где цветут невиданные цветы и мраморные фонтаны рассеивают в полдневный зной освежающую прохладу, дивными самоцветами порхают сказочные птицы. Озеро, в котором отражается Удайпур, населяют дружелюбные к человеку ибисы и марабу; доверчиво гуляют по берегу олени и газели. Острова украшены прелестными павильонами, зовущими к тайным наслаждениям. Золотые гондолы, с которых доносятся пение и звуки цимбал, скользят по озерной глади. А когда опускаются сумерки, когда солнце погасает на мраморных стенах дворцов и озеро из пурпурного становится фиолетовым, а затем невидимым, серебряные колокольчики возвещают городу, что настала пора ночного покоя» [2].
Удайпур называют белым городом — за цвет его домов. Сегодня столица Раджастана — Джайпур, который называют "розовым городом" за цвет его главных улиц и знаменитого "дворца ветров" Хава махала. Есть также "голубой город" Джохдпур, с голубыми домами и крепостью, самой монументальной в Раджастане (о ней в отдельной главе), и "желтый город" Джайсалмер — с истинно красивой крепостью из желтого песчаника.
С высоты дворца раджей, расположенного в плохо сохранившемся обрамлении крепости с белыми изящными арками ворот, город и вправду выглядит белым. С высоты крепости также открывается вид на озеро Пихкола и его острова с белыми дворцами. Но внизу в Удайпуре поражают не озера — подернутые зеленой ряской, которая быстро размножается на местной жаре. А большие разноцветные фрески, которые живописно выделяются на белых стенах зданий и оград — словно специально предназначенных для росписей. Сюжеты — слоны, кони и верблюды с седоками в богатой одежде, исторические сцены и просто цветы.
Издревле и до сих пор Удайпур славится живописью. За времена правления махараджей и их борьбы с мусульманами — великими моголами — здесь выработался особый стиль, сочетающий индийские и персидские мотивы, вобравший в себя арабо-мусульманское влияние. Это проявлено и в архитектуре (как и в Джайпуре — о чем подробнее говорилось в 3-м рассказе).
Слоны и верблюды в Удайпуре не только на фресках — на них вполне можно покататься, за очень доступную цену (50 рупий). Только не в центре города, где очень покато: городской дворец расположен на горе — а с другой стороны озера Пикхола, или на пологом берегу озерах Фатех, у парков. (Правда, удовольствие еще то — моему сынишке не понравилось: на верблюде, он сказал, очень трясет, а на слона залезать неудобно — то ли дело на поезде!)
Что касается жилья, с гостиницей не следует торопиться: в Удайпуре можно найти что-нибудь экзотическое. Этот город рассчитан на туристов, и кроме домов с фресками, здесь есть комнаты с видом на озеро, убранные в традиционном стиле. В одной такой — где веяло востоком от подушек, арок резных окон и разноцветных стекол — мы чуть было не остановились. Но потом нашли еще более уютный вариант: комнаты с выходом в маленький садик, где можно было не входя с места пообедать — правда, хозяйка, которая жила напротив с мужем и детишками, готовила по ресторанным ценам. Зато она сшила девочкам пенджаби и кофточку для сари (в Индии редко продают готовое платье, надо заказывать у портных, а на это обычно не хватает времени). Тут же нам попался и слон, на котором мы покатались. И озеро было близко — лишь для того, чтобы полюбоваться на дворец на его берегу: купаться в мутно-зеленой воде было нереально.
Дворцы
Главная достопримечательность белого города Удайпура, как и всех раджастанских городов — городской дворец-музей (City Palace). Когда-то дворец помещался в крепости, но от ее стен остались воспоминания. Как и везде, он состоит из нескольких дворцов, а точнее палат: это Мор Чоук (с мозаиками), Манак или Руби махал (фарфоровыми фигурами), Бари махал (со внутренним садом), Занана махал (с росписями) и Чини махал (с красивым орнаментом).
Дворец многоэтажный и, конечно, тоже белый — если не считать разноцветных фресок на стенах и золотого Солнца — символа династии, которая правила в Удайпуре на протяжении 5-ти веков. Ее потомки, возводившие свой род к самому солнцу-Сурье, до сих пор владеют частью дворца — куда вход воспрещен. И проводят приемы в огромном зале-дворе, арендовать который на вечер стоит бешенных денег. Герб Солнечной династии Удайпура висит над входом во дворец, и дворцовый храм также отличает ярко сверкающий золотом символ светила с лучистыми глазами и традиционном в мировой культуре лучезарной улыбкой.
Наибольшее впечатление во дворце производит танцевальный зал с зеленоватой эмалью балконов и павлинов, откуда наблюдал за танцами раджа и его приближенные. Запоминается зеркальная отделка стен и потолков и витражи из разноцветных стекол.
Плата за фотоаппарат здесь больше, чем за вход и за гида: которого стоит взять, потому что разобраться в лабиринте дворцов самому невозможно. Мы взяли билет за один фотоаппарат — но снимали в результате все, демонстрируя этот билет надоедливым служителям, которое в конце концов отстали. А гид попался приятный. В одном эркере он дворца он показал на клетки птиц и спросил, для чего их держали во дворце? Мы сами догадались, что это голубиная почта.
Храмы
Центральный храм Джаягдиш — тоже белый. Он построен махараджей Джагат Сингхом в 1651 г. и расположен к северу от дворца. Посвящен он Вишну: в алтаре черный камень изображает Вишну как Джаганаттха, творца Вселенной. Перед входом в отдельной башенке — золотая фигура его помощника — человекоорла Гаруды, пожирающего змей и символизирующего Солнце, разгоняющее мрак. На храме резной орнамент, из рядов слонов, коней и танцовщиц в разных танцевальных позах. Каменная резьба изяществом напоминает Каджурахо, но стиль более круглый и приземистый.
Из-за холмистости города с западной стороны этот храм является продолжением дворика и улицы жилых домов — но спереди, с востока, к нему ведет от площади высоченная лестница, с огромными каменными фигурами слонов перед входом. Под одним из них расположился садху, благословляя верующих. Внутри храма кружком сидели женщины, пели и медитировали. Мои спутницы присоединились к ним — что доказывает демократичный, легкий и открытый дух Удайпура, привыкшего к туристам.
Другой белый храм ближе ко дворцу отличают драконы — символы царской власти, как и в Каджурахо. А также мифические полутигры-полульвы и водостоки в виде крокодилов. (Аналог я видела за тысячу верст — в Непале, недаром культура там индуистская.)
У входа в этот храм сидел музыкант с женой и ребенком на руках: он сам играл, жена пела — так они рекламировали и продавали свои диски. Малыш не мешал им, а только дополнял семейную гармонию — которая столь привлекательна в Индии.
* * *
И еще мне в Удайпуре запомнились игрушки — они во множестве продаются на улице, ведущей к главным воротам городского дворца. Кроме традиционных раджастанских больших и нарядно одетых кукол на веревочках, изображающих все возможные традиционные социальные роли раджастанского общества, это еще и большие, ярко раскрашенные деревянные скульптуры. Тут же, конечно, традиционная одежда и фигуры богов всех габаритов.
А также бутылки с соком и водой — без них по Удайпуру долго не проходишь. Кроме того, Удайпур славится выпечными изделиями. И, осмотрев городской дворец и храмы, пообедали мы в местном кафе разнообразными видами пирогов и пирожных — да так, что одной из моих спутниц потом стало худо (как я уже писала раньше, в жаркой Индии самое важное — не переедать, но тут было просто не удержаться: всего хотелось попробовать, хоть по кусочку).
* * *
Как я уже упомянула, Удайпур, расположенный на озерах, гордится своими парками. По городу ходят лодки из озера в озеро: три озера, вытянутые в длину, составляют как бы реку, и город протянулся по берегам этой реки, соединенной несколькими мостами. Парки расположены в основном вокруг 3-го, самого северного, озера Фатех.
Один из них — Фатех сагар: т.е. парк на берегу озера Фатех — разбит в 1678 махараджей Джагат Сингхом и потом реконструирован махараной Фатех Сингх, откуда и название озера. В нем есть барельефы исторических событий. И рядом туристов ожидают украшенные верблюды.
Другой: современный парк Неру — расположен на острове посреди этого озера. В нем, под пальмами есть розовые кусты и фонтаны, хотя он и так не жаркий. Туда ходят лодки и водные велосипеды — и мы с удовольствием туда сплавали. Что мне было приятно — за пределами окультуренной территории были и кусочки неокультуренной, и я даже искупалась: вода в этом озере на окраине города, была значительно чище, чем в центральном. У берега среди низких камышей гуляли белые птицы типа цапли.
В этой части города можно также посмотреть статую героя-раджпута Махараны Пратапа: Пратап Самак — на жемчужном холме Моти Магри. И на самом северном краю города — украшенный садик Сахелион ки Бари.
* * *
Окружают Удайпур высокие холмы. На них видны сооружения — дворцы и крепости, откуда можно посмотреть — не столько закаты, как это усиленно советуют моторикши, сколько сам вид на город с его озерами.
Вид сверху произвел неожиданно сильное впечатление на моих спутниц: вдруг из города попадаешь в дикие горы! Надо сказать, окрестности Удайпура — заповедник, за что взимается дополнительная плата. На горе есть даеж музей, где представлены виды животных и птиц, которые здесь охраняются. А дорогу на наиболее примечательный западный холм венчает серпантин.
См. слайд-фильм:
Удайпур — восточная Венеция на озерах,
с дворцами и фресками на стенах
https://yadi.sk/i/PXQFjmnpfZCL6 (или https://yadi.sk/i/4E6fhfGgUcLxt)
продолжение рассказа: Голубой город Джохдпур