Семиры и В.Веташа "АСТРОЛИНГВА"
СЕМИРА
© —
5-е путешествие (2009)
АРХИТЕКТУРА
ИНДИИ: ДРЕВНЯЯ И
НОВАЯ
Храмы Каджурахо и Раджастана. Акшардам
продолжение:
ИМЕНИЕ РЕРИХОВ В НАГАРЕ
Здесь фотографии, информация в 3-м
рассказе
Добавлю лишь слова
Рериха о Гималаях:
"Два мира выражены
в Гималаях. Один - мир земли, полный здешних очарований. Глубокие овраги,
затейливые холмы столпились до черты облаков, курятся дымы селений и
монастырей. По возвышениям пестрят знамена, субурганы или ступы. Всходы
тропинок переплели крутые подъемы. Орлы спорят в полете с многоцветными
бумажными змеями, пускаемыми из селений. В зарослях бамбука и папоротника спина
тигра или леопарда может гореть богатым дополнительным тоном. На ветках
прячутся малорослые медведи, и шествие бородатых обезьян часто сопровождает
одинокого пилигрима. Разнообразный земной мир. Суровая лиственница рядом стоит с
цветущим рододендроном. Все столпилось. И все это земное богатство уходит в
синюю мглу гористой дали. Гряда облаков покрывает нахмуренную мглу.
Странно,
поражающе неожиданно после этой законченной картины увидать новое, надоблачное
строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега. Бесконечно
богато возносятся вершины ослепляющие, труднодоступные. Два отдельных мира,
разделенные мглою.
Когда вы поднимаетесь на
вершины Гималаев и окидываете взглядом необъятный океан облаков внизу, вы
увидите бесконечные горные цепи и жемчужные ожерелья облачков, а ниже – серых
небесных слонов и тяжелые муссонные тучи. Ни с чем не сравнима радость того
мгновения, когда солнце восходит над Гималаями; когда синева ярче сапфиров;
когда издали ледники сверкают, как несравненные драгоценные камни.
Неудачной и убогой была
бы попытка сравнить Гималаи с прочими известными нагорьями земного шара. Анды,
Кавказ, Альпы, Алтай — все прекрасные высоты покажутся лишь одинокими вершинами
по сравнению с высочайшими горными хребтами Гималаев.
Чего только не вместила
в себя эта разнообразная красота! Тропические предгорья, альпийские луга и,
наконец, неисчислимые ледники, насыщенные метеорной пылью."
Вид на горы из усадьбы Рерихов
Скульптуры
индийских богов в имении Рериха
Картины
Рериха в институте Урусвати
Портрет Деваки Рани, жены Святослава Рериха
Самадхи
плейс — место кремации Рериха
Информация в 3-м рассказе
Можно добавить
впечатление о Гималаях современника Рериха, немецкого философа и
путешественника Германа Кайзерлинга, родившегося на
территории Российской империи (в Прибалтике), что приближает его менталитет к
нашему. Эта цитата показывает, что природа гор, не нагруженных проблемами
цивилизации и многие века уиндусов связывавшихся с
верой, и вправду способствует озарениям:
«В Гималаях человек
удивительно близко подходит к Богу; эта природа более всякой другой на Земле
расширяет границы сознания». «Вокруг мне чудится присутствие тысяч гениев,
сверкающих в утреннем свете, подобно пробудившимся ото сна детям… И вот, позвав
меня: "Иди за нами!", они уже спешат в безвоздушное пространство. У
меня голова кружится от такой высоты, с которой все, что недавно меня ещё связывало,
видится таким далеким где-то внизу. Я ещё не могу осознать, как такое стало
возможным. – Они смеются: "Чего же тут не понять? Это же само собой
разумеется!" Неужели в этом заключалась тайна? – У меня такое ощущение, будто бы в душе все таинственным образом озарилось
внезапным. неописуемым светом; будто бы передо мной открылись новые, небывалые
пути познания, отпали все земные границы, будто привычный человеческий мир
сменился иным, новым. Моему взору открылись какие-то другие взаимосвязи. отличные от тех. которые я замечал прежде, и вместе с
окружающим миром меняюсь и я сам. Я ощущаю себя теперь солнечным источником
бесконечной энергии, непрестанно дающим, неустанно источающим её, не ведая
препон и сопротивления. Меня не тревожат никакие проблемы, и сам я не понимаю,
чего я ещё недавно допытывался. Небесный свет угасает так же внезапно,
неожиданно и загадочно. И вновь проступают прежние проблемы, столь же
неразрешимые, какими они были прежде. Но теперь я догадываюсь о причинах. Когда
в душе зажигается свет Брахмы, эти проблемы перестают существовать, и в этом
заключается решение мировой загадки. На вопросы же земного сознания нет ответа.
Эти вопросы представляют собой задачи с неправильными исходными данными,
которые не имеют решения»[1].
Зайчики и яки, ооочень
пушистые!
Храм великанши
Хидимбы, героини
эпоса Махабхараты,
похожий
на растущие здесь гигантские реликтовые ели:
Святилище с
рогами (рога похожи на ростки,
это
древний символ пробуждающейся растительности):
Праздник в
канун Шивратри:
На праздниках жители не только танцуют под традиционную музыку, но
наряжаются в маскарадные костюмы: часто это духи и животные (это буддийская
традиция, индуисты представляют только героев эпоса) – и разыгрывают спектакли.
Кайзерлинг тоже наблюдал это в северных местах Индии
и на Тибете, его отношение к народно-религиозной культуре подчёркивает духовную
роль игры:
«По вечерам тибетцы любят собираться и, нарядившись в маски,
устраивать пляски при свете факелов. Наделенные большим чувством юмора, они
настоящие мастера пантомимы. Когда они пляшут, изображая драконов, каждое их движение
выглядит таким естественным и правдоподобным, что перед нами словно бы оживает
дух мелового периода, и я присоединяюсь к громким аплодисментами толпы. Эти
ночные игрища среди гималайских гор представляются мне ожившим мифом. Мне вспоминаются
индийские предания о начале и конце мира. В них говорится, что Брахма создал
мир словно играючи; без всякой натуги, без цели, без обдуманного замысла, а
так, как это бывает в детской игре. И игрой он когда-нибудь кончится. В последний
день Шива запляшет, его буйная, вакхическая, ликующая пляска будет кружиться
все бешенней, пока в ней не исчезнет вся Вселенная.
Какая тонкость в этом мифе! Насколько величественней он
рассудительного старца, который шесть дней планомерно трудился, а на седьмой
остался собою доволен; который в завершение запланировал произвести генеральный
расчет, когда проверка будет подведена по каждому пункту вплоть до последней
мелочи. По мне, так куда лучше играющий Брахма. Вероятно, индийский миф прав. Если
мир имеет начало, если в основе его лежит разумная причина, то она должна была
появиться непреднамеренно и без заранее назначенной цели, подобно тому, как в
воображении художника возникает произведение. Только в этом случае оно может
считаться шедевром; с точки зрения иной, посторонней цели, не заключающейся в
нем самом, оно оказалось бы неудачным. Если же Брахма создал мир играючи, то
его творение достойно всяческих похвал. Как разнообразен этот процесс!» [2]
См. слайд-фильм: Имение Рерихов в Наггаре.
Реликтовые леса Манали (на высоте 2100 м перед перевалом в Малый Тибет):
https://yadi.sk/i/8YjYuc0nfTqJ6 или https://yadi.sk/d/0HltvWJXXwJsh
к продолжению рассказа об индийских впечатлениях:
Дели ночью и днем. Акшардам — современный
шедевр резьбы по камню
[1] Кайзерлинг Г.
Путевой дневник философа. М., 2010 СС.397, 395
[2] Кайзерлинг Г.
Путевой дневник философа. М., 2010 С. 415-416