СЕМИРА © Щепановская Е.М.

 

АРХЕТИПЫ МИРОВОЙ МИФОЛОГИИ:

АРХЕОЛОГИЯ ПОНЯТИЙ

 

 

Эти статьи создавались как материал для семинара «Воды мифа» на философском факультете СПбГУ в 2017-2018. В них сделана попытка воедино свести архетипы мировой мифологии как древнейшие глубинные понятия (ранее описанные в книге «Астрология и мифология» и диссертации «Генезис и классификация мифологических архетипов», где представлены их семантические поля), и философские идеи, которые могут проиллюстрировать современное развитие этих понятий (ранее описанные в книге «Созвездие мысли).

Древнейшие архетипы закладывают основу современных идей сознания и образов культуры, и обращение к ним может дать понимание глубинно-эмоциональной основы понятий – "богов нашего времени" (Ф. Шеллинг, О.Шпенглер).

Задачей было приблизиться к архетипическому мышлению, соединить несоединимое – два противопоставленных дискурса – мысль и логос, что сделать доступным мифологический подпласт нашей мысли для философского мышления.

 

История формирования понятий –

архетипы мифологии и философии:

 

Архетип истока:  http://www.astrolingua.ru/MYTH/1istok.htm

Архетип творения:  http://www.astrolingua.ru/MYTH/2tvorenie.htm

Архетип памяти:  http://www.astrolingua.ru/MYTH/3vremya.htm

Архетип общества:  http://www.astrolingua.ru/MYTH/4socium.htm

Видео семинара об архетипе общества и религии (фрагмент)

Архетип смерти: http://www.astrolingua.ru/MYTH/5smert.htm

          Видео лекции об архетипах смерти

Архетип культуры: http://www.astrolingua.ru/MYTH/6kultura.htm

Архетип деятельности: http://www.astrolingua.ru/MYTH/7poryadok.htm

Архетип индивидуальности: http://www.astrolingua.ru/MYTH/8individ.htm

Архетип души: http://www.astrolingua.ru/MYTH/9dusha.htm

Архетип интеллекта: http://www.astrolingua.ru/MYTH/10razum.htm

Архетип чувства: http://www.astrolingua.ru/MYTH/11chuvstvo.htm

Архетип воли: http://www.astrolingua.ru/MYTH/12volya.htm

 

Кратко о подходе:

Универсальные (общечеловеческие) качества в "сжатом" виде отражены в типических образах богов (тех образах, которые есть по всему миру, в несвязанных между собой культурах). За каждым типическим образом бога или класса богов, связанных сходными образами и функциями, стоит целая эпоха исторического развития. Этот исторический пласт, нарабатывавший в человечестве определенные качества и навыки, задает семантическое поле архетипа. Таких классов богов удобно выделить 12, по логике смены времен года и календаря. В мифологии число 12, связанное с календарём и образом мирового древа, неслучайно описывает мироздание.

Первую систематизацию мифологии предложил Зодиак. Уже исследователь символического мышления Эрнст Кассирер век назад писал, что присущая мифологии внутренняя структурность «находит завершенное классическое выражение в астрологической картине мира»[1]. Структура круга – наиболее простая и наглядная структура для представления отношений между равноправными элементами, а модель 12-ти элементов, подробно изученная В.Н. Топоровым[2], содержит архетипическое 3-членное движение во времени (прошлое-настоящее-будущее), или мифологически по вертикали (небо-земля-подземный мир) – и горизонтальный, статический разворот пространства, основанный на разнесении противоположностей и в мифологии описываемый образом 4-х сторон света.

В такой структуре все компоненты связаны между собой функциональными соотношениями: преемственности или родства, оппозиции или борьбы[3]  - все это разные грани универсального принципа подобия, лежащего в основе астрологии. Подобие подразумевает не только внутреннее сходство (исследователь подобия Мишель Фуко называет это "близостью"); а и единую причину: закон, устанавливающий связь вопреки времени и пространству ("соперничество" у Фуко). Оно строит пропорцию отношений ("аналогию"), универсальным мерилом которой становится человек; и не удовлетворяется установлением единственной связи, "приводя в движение все вещи в мире"[4] (отношением "симпатии"). Эти четыре вида связи формируют ту внутреннюю структурность мифологии, на которую указывал Кассирер. Они актуализируют многообразные грани смысла мифологических образов и сюжетов. Круговая структура времени, в которую они в итоге связываются, может выступать как модель структуры нашего бессознательного, где можно выявить разные уровни смысловой сложности.

За свёрнутой в символ божества эпохой можно выделить ряд индивидуальных человеческих качеств, формированию которых она способствовала. Это настраивает на психологический метод изучения мифа, разработанный К.Г. Юнгом, где актуальность изучения мифологии оказалась наиболее практически продуктивной.

Однако здесь надо иметь в виду, что общечеловеческое начало в мифологии – не психологизм, а космичность: "Классические герои мифа олицетворяют род, племя или человечество в целом и, как таковые, соотнесены с природным космосом. Даже там, где речь идет не только о сотворении мира, но и о его дальнейшей судьбе, например, в эсхатологических мифах, судьба эта сугубо космична и коллективна. В этом смысле миф антипсихологичен и нисколько не занят судьбами отдельных индивидов"[5]. Это слова известного современного мифолога Е.М. Мелетинского, который дает обоснованную критику «психологического редукционизма».

И психологический ракурс, выделяемый К.Г. Юнгом, оказывается более поверхностным или просто другим по отношению к той психологии, которая стояла за мифологическим образом исторически. Например, Юнг рассматривает типические пары матери-земли и её детей, умирающих и воскресающих богов растительности (Деметра-Персефона) через отношения матери-дочери. Мать и дочь мыслятся как образ смены поколений и бессмертия за счет того, что по принципу партиципации душа ребенка участвует в душе матери и, наоборот, молодость и слабость ребенка дополняют старость и мудрость матери.

Столь психологического понимания не то чтобы не было у древних, но оно было не самым существенным. Более важным содержанием мифа для них мыслилось само циклическое умирание-возрождение природы, как основа порядка земледелия, позволявшего человеку и человечеству выжить. И бессмертие человека представлялось как деятельное участие в круговороте природы – и уже через это осознавалась психологическая сопричастность к её умиранию и возрождению. Манифестации и развитию этой сопричастности служили праздники окончания и начала работ, давшие начало Элевсинским мистериям.

При психоаналитической трактовке мифологических архетипов следует не терять из виду их генезис: глубину и мощность исторических процессов, которые их породили. Это расширит их практический и этический смысл, и они не будут сводиться к психологическим комплексам и узкой психосоциальной проблематике.

 

Развёрнутое ОГЛАВЛЕНИЕ:

        

Видео вводной лекции спецкурса «Археология понятий»

1. Мифологема пучины Хаоса – праобраз истока  (архетип Рыб)

2. Мифологема светлого Неба – архетип творящей мысли (архетип Водолея)

Видео о символизме света

Презентация о символизме света

3. Мифологема предков, своей земли и судьбы – праобраз времени и памяти (архетип Козерога)

Видео о символизме времени

Презентация о символизме времени

4. Мифологема Бога-царя, Громовержца – праобраз общества и мировоззрения (архетип Стрельца)

Видео семинара об архетипе общества и религии (фрагмент)

5. Мифологема смерти и подземного мира – праобраз внутреннего потенциала и преобразования (архетип Скорпиона)

          Видео лекции об архетипах смерти

6.  Мифологема божественного Кузнеца и законодателя – праобраз культуры (архетип Весов)

7. Мифологема кормилицы-Земли и смены времен года – праобраз деятельности и порядка (архетип Девы)

8. Мифологема Солнца и легендарных героев – праобраз совершенства индивидуальности (архетип Льва)

9. Мифологема Луны – праобраз преемственности жизни и бессмертия души (архетип Рака)

10. Мифологема бога речи, счёта и письма праобраз интеллекта (архетип Близнецов)

11. Мифологема богини любви и красоты – звезды Венеры: праобраз природы и созидающей роли чувств (архетип Тельца)

Видео о мифологии богинь любви и философии знака Тельца

Презентация об архетипах чувства

12. Мифологема Воина и Пастыря – праобраз воли личности и человеческого идеала (архетип Овна)

 

Эти лекции основываются на работах: 

 

 Диссертация Семиры (Щепановской Е.М.) 
«Генезис и классификация мировой мифологии»

 

Книга Семиры и В.Веташа «Архетипы мировой мифологии»

 

Книга Семиры  «Созвездия мысли»

 

 

к 50-ти философским статьям и книгам автора

 

к главной странице сайта Семиры и В.Веташа "Астролингва"

 


[1] Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление. М.; СПб., 2001 С.104-105

[2] Топоров В.Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией мирового дерева // Труды по знаковым системам, V, 1971, C. 9-62

[3] Семира и В. Веташ. Натурфилософские аспекты числа 12 // Астрология. Век XX. М., 1991 С.183-191

[4] Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994, С.54-66

[5] Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М., 2000 СС. 70, 156-157