на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа “АСТРОЛИНГВА”

фотография автора

СЕМИРА

ЧЕРЕЗ  ИНДИЮ  В  НЕПАЛ

ЗЕМЛЯ НЕПАЛА  и  ТУМАННЫЕ ГОРЫ ЗАПАДНОЙ БЕНГАЛИИ

к оглавлению и началу рассказа

окончание

 

ФИНАЛ

 

Хардвар

 

На вокзале в Дели мы расслабились и заказали много чего в приличной индийской привокзальной столовой. Хотя мне это вышло боком. Мы обычно брали разную еду: никогда неизвестно, кто что сможет из этого съесть. (“Индийская кухня ужасна! Она настолько бездарна: она меня совсем разочаровала”,— говорила моя спутница, которая была гурманшей и хотела каждый день пробовать что-то новенькое.) И тут взяли в частности тарелку обычного овощного супа. В Непале нам нравились супы — но в Индии на вокзале суп оказался таким острым, что его никто есть не стал, кроме меня. На вокзалах, как и в поездах, на специи не скупятся, как я замечала. Я тоже этот суп не доела, тем не менее на перроне, пока мы ждали поезда, который на полчаса опоздал, у меня схватило почку, чего раньше со мной не случалось. Может, я просто переела до этого: в Индии умеренность в еде — залог здоровья. Но-шпа и горячие руки моей спутницы (вместо грелки в походных условиях) возымели свое целительное действие. В поезде я неподвижно легла на нижнюю полку, и боль меня не беспокоила.

Правда, утром свою станцию мы все же проехали. Хоть отправление поезда и задержалось на полчаса, он наверстал упущенное и пришел на конечную даже чуть раньше срока. Может, потому что этот поезд весь 1-го класса (с вагонами B, что соответствует AC: air-conditioned). В Хардваре он был ровно в пол-пятого утра (а я-то рассчитывала, что мы поспим до пяти! Проводник, которого я потом все-таки нашла в без десяти пять, выясняя, где мы едем, спал в соседнем вагоне, и конечно, не стал нас будить.) Пришлось вернуться на автобусе. Потом, до ашрама, мы сели в кузов мини-грузовичка: лучше плохо ехать, чем хорошо идти.

 

Колесница Кришны и Арджуны в Ришикеше

 

Тут сказалась вся наша усталость: и в первый день мы никуда не могли двинуться из ашрама просто физически. Та моя спутница, что критически относилась к индийской кухне, а также и к ашрамам: вспоминая свои детские впечатления от пионерлагеря, весь день проспала — с перерывом на обед и купание в Ганге.— После чего увидела окружающее в гораздо более радужном свете.

У второй дал знать о себе герпис: простудилась в туманном Дарджилинге. И мы потом с ней съездили в Аюрведический центр (это по дороге к Дехрадуну, около Джоли Гранта в Свами Рам Нагаре, названном в честь незнакомого мне Свами Рамы: www.hihtindia.org). Больница, где он находится (Himalayan Institute) — километра 2 в диаметре, с благоухающими кустами между корпусами и огромными детскими площадками, мягкими диванами и любезной аюрведической докторшей, которая часа два подробно выспрашивала все наши болезни, передавая привет Свами Брамдеву, который нас туда направил. Цены на платную медицину хоть и высокие для Индии, но все же в несколько раз меньше наших.

Рикши сами брали с нас 10 рупий, а не 100: не то потому, что мы обе были в индийской одежде, а потому, что мы, наконец, попали в мягкий индийский настрой. “100 рупий”, — сказал мне рикша, когда я возвращалась обратно. Я искренне удивилась, а он рассмеялся: ну и дураки же иностранцы, что готовы платить в десять раз дороже! Он долго хохотал, и потом сам сказал “10”. Моя спутница, с которой мы расстались у развилки, с аналогичной шуткой доехала до Ришикеша за 5 рупий.

А наш мужчина в первый день никак не мог вылечить свое растяжение — но в следующие два вновь бодро гулял по Ришикешу и Харидвару. Уже самостоятельно, и вполне там адаптировался, если не считать, что он платил ту цену, которую называли, вопреки всякому такту индийских взаимоотношений. И притащил в ашрам какого-то индуса, за которого он заплатил на канатной дороге — и который поэтому счел своим долгом преданно сопровождать его до конца.

 

ашрам Ауровеллей

 

Нельзя сказать, чтобы за три дня в ашраме мы сумели отдохнуть, с нашими ежедневными разъездами. Мне еще долго потом снились разные, большие и строящиеся ашрамы, где люди понимают друг друга без слов и вообще идет работа. По закону психологической компенсации: когда я в хорошей форме, мне ничего не снится — все нужное происходит наяву.

К сверх-ментальному потоку Шри Ауробиндо мы тоже, думаю, не успели приобщиться. Единственно, в чем, как мне показалось, утвердился в последние пару лет Свами Брамдев — и что прозвучало, как хороший резонанс на нашу критически-рациональную команду,— это то, что Ауробиндо видел будущее без болезней, без смерти, без лжи и т.п.— и без Бога.

Без болезней — это понятно: тело реагирует на что-то, минуя контроль сознания, только когда на это никак не реагирует душа. Если же событие произошло психически, физически оно не происходит. Без смерти — тоже понятно: смерть — не то, что есть. Существует жизнь, а смерть — переход. Небытие — это то, чего нет. А вот последний пункт воспринимается с трудом: и моя душа в детстве никак не могла принять мир без Бога.

Что такое истинный атеизм: полная свобода — я постигала только в состояниях, которые нельзя назвать общепринятыми. И даже не всегда их можно назвать приятными. Человеческому восторгу по этому поводу сопутствует человеческий страх. (Хотя Шри Ауробиндо говорил уже о вне-человеческом.) И только после очередного неожиданно сильного включения в постижение христианских истин (к рождеству Богородицы в 2005), мне вдруг захотелось проповедовать такой вот атеизм. От Свами, который всегда активно и без тени сомнения использовал слово “Бог” (индусам ведь оно куда понятнее, чем нам, как я уже писала), я только в прошлом году услышала, что всякая религия имеет свои границы.

Я привыкла считать все религии, как пути, бесконечными. И не думала бы, что у традиционной веры есть какой-то потолок, если бы однажды сама в него не уперлась — пребывая от счастья на седьмом небе. Со Свами я общаюсь раз в несколько лет — но может, существуют все-таки единые и параллельные духовные процессы человечества, как мне иногда кажется? Может оно прошло какой-то порог детства в отношении веры? Хотя, конечно, если для человека слово Бог — звук без определенного содержания, думаю, ему вредно мыслить себя атеистом. Это ведет к материалистическому тупику. Это может привести к краху личности.

Нарушение дхармы приводит в действие законы уничтожающие мир — что говорить о человеке! А Дхарма – это не то, как есть. Это то, как должно быть.

Сейчас Свами Брахмдев просто отвечал на мой провокационный вопрос: какова финальная цель интегральной йоги? И, конечно, он имел в виду прежде всего традиционное понимание Бога религиями. Он сказал, что существуют разные типы ума (mind): внешний, внутренний и всякие другие, которых я не запоминала (Свами Ди их перечислил, касаясь разных участков головы). Будда и Христос видели мир с позиции высшего разума (over-mind: тут он поднял руку над головой, к сахасрара-чакре). А Шри Ауробиндо достиг еще более высокого уровня: сверх-сознания.

Не слишком отчетливо понимая, какого уровня сознания достиг Шри Ауробиндо, я спросила о ноосфере. Эту концепцию Свами Ди воспринял и ответил, что Земля, как любое живое существо, конечно же, имеет ауру сознания. Но с мышлением Ауробиндо он это не связал.— Вообще в Индии сложно стыковать разные концепции: у нас в России очень даже много общепринятых идей, на которые мы можем опираться в разговоре, принимаем ли мы их или нет. По контрасту с этим для индусов все более однозначно и вдобавок более связано с ощущениями собственного тела. И Свами Ди любую идею как таковую сразу проецирует на практику. “Правда ли, что Христос юность провел в Индии и учился у махатм?”— спросил мой сосед. “Если вы знаете, кто такой Христос, то понимаете, что он и сейчас здесь”,— ответил Свами Брахмдев.

Сейчас Свами тоже повторил, что религия должна помогать, а не ограничивать сознание человека — с улыбкой: “Религия для человека, а не человек для религии”,— раз уж речь зашла о христианстве.

 

Хардвар

 

Но хоть мы и мало позанимались йогой, мы очень даже пришли в себя. И на обратном пути: поезд и два самолета — вновь являли слаженную команду, готовую к преодолению любых трудностей. Первой задачей было не проспать Дели, поскольку наш поезд шел дальше — в Ахмедабад. Честно говоря, нам даже как-то захотелось в Ахмедабад: мы опять были готовы путешествовать сколько угодно. Но было не уснуть, и потом Дели, как мегаполис, сложно не узнать из окна вагона. Поэтому, хотя поезд оказался в Дели на час раньше, чем мне сказали на вокзале, а проводников в нем, как обычно, с огнем не сыскать (мы ехали 2-м классом), мы простились с надеждой проснуться в Ахмедабаде и высадились в индийской столице. Самолет был в 5 утра, и времени более чем достаточно.

Тут представилась возможность устроить ночную экскурсию по городу. Я считаю, что Дели стоит смотреть исключительно ночью: тогда он кажется приятным зеленым городом. Дели — историческое место: 3500 лет назад братьями-пандавами, героями “Махабхараты” и друзьями Кришны, тут была построена Индрапратха (небесный дворец громовержца Индры). С тех пор этот город перестраивался 14 раз. Не знаю, пошло ли это ему на пользу. Сегодня здесь не осталось древностей, кроме железной колонны Кутаб Минара: который, перед тем, как обратиться в развалины, был сначала индуистским храмом, а потом — мусульманской мечетью. Самая старая здесь — архитектура великих моголов.

И мы сперва проехали мимо Ред Форта, который не увидали вовсе в ночном тумане, в отличие от освещенных храмов напротив. А потом поехали на главную площадь Конат Плейс: она, хоть и была закрыта, за забором показалась нам очень зеленой, а вовсе не такой пыльной, какой обычно кажется днем. Надо было где-то перекусить: делийский аэропорт для этого мало подходящее место. Но все уже закрылось. У Конат Плейс мои друзья с радостью увидели пиццерию. Хотя пицца стоила так, как стоит все в этом самом туристском месте Дели, она грела моих спутников надеждой на ужин. А сперва мы помчались по пустым улицам смотреть обсерваторию Джантар Мантар, возведенную основателем Джайпура, Джай Сингхом II-м в начале XVIII в., и Президентский Дворец, английского стиля. То и другое мы увидели из-за забора, по традиции индусов все запирать на засов. Но к  мемориалу Ганди приблизились вплотную. Он очень похож на наш памятник на площади Победы, и выглядит как его половинка.

В аэропорте, как я и думала, было менее уютно, чем в ночном Дели. И даже зал ожидания оказался платным. Возмутившись такому нововведению, мы туда не пошли, а со всеми своими вещами опустились в кресла ресторана напротив. Хотя чай и кофе, которые мы взяли к пицце, там стоили в пять раз больше нормальной индийской цены, это оказалось меньше, чем плата за зал ожидания.

В самолете было все гладко, если не считать того, что наши места оказались в самом конце. И когда стюарт осмелился предложить моей спутнице-гурманше вегетерианский вариант завтрака: остальные уже разобрали, она столь искренне возмутилась, что у него тут же нашлась порция с цыплятами.

 

Ну а родина встретила нас как всегда. — Таможенник, который увидал у меня доллары и которому я сказала, что деньги у меня как руководителя группы, выспросил всю мою биографию. Минут двадцать он допытывался, не везу ли я наркотиков. И мне было вовсе не резон говорить, что на подобные вопросы надо отвечать только в присутствии адвоката, потому что мы могли не успеть на следующий самолет. Посему я честно говорила, что оформлена уборщицей. “А чем занимаетесь в свободное время?”—“Диссертацию пишу по фидософии”. Он, конечно, не верил, что наркотики меня не интересуют, а интересует культура страны — и захотел даже посмотреть кассету на видеокамере. Мне пришлось продемонстрировать кадры моего видеофильма. “Вот у вас маленькая зарплата, занялись бы наркобизнесом”, — говорил он. “Но вы же сами этого не советуете,”— с искренним удивлением отвечала я.

Тогда он решил взять меня на испуг, сказав, что у них есть правило всех осматривать в гинекологическом кресле. “Ну раз у вас такие правила, что же делать”,— сказала я. Но он только очень долго и безрезультатно мял в руках мои сношенные кроссовки — отчего они развалились окончательно — и в утешение ему я пообещала, что выкину их, как только доеду до дома.

В моей сумке из подозрительных предметов ему удалось обнаружить лишь буддийский колокольчик, и тут я совсем поставила его в тупик, честно ответив, что я не имею отношения ни к какой секте и увлекаюсь не только буддизмом, а еще и индуизмом, и христианством тоже. Я уже давно не беседовала с людьми таким образом, и мне показалось, что я попала в какие-то советские времена. На самом деле я боялась его покушения на доллары, но проявить свою позицию мне удалось, лишь когда он спросил: “Вы всегда так одеваетесь?”— имея в виду мое пенджаби. “Нет, только в Индии, чтобы меньше платить,— ответила я.— Мы ведь люди небогатые, и наши деньги мы просто так никому не отдадим.” После этого он как-то сразу закончил осмотр. Может, он и не претендовал на мои доллары, а просто являл типичный образчик русского хамства, от которого отвыкаешь в Индии,— но береженого Бог бережет. Я в таких ситуациях бываю очень искренней. Это единственная моя защита.

Погода встретила нас лучше людей: снегопад начался вечером, после того как мы приехали, так что мы благополучно добрались домой — даже я в своих рваных кроссовках. Господь Бог не мог сделать мне лучшего подарка, чем этот снег: в снегопад все вокруг затихает и наступает психологический покой — даже люди становятся тише.

А как астролог скажу, что согласно гороскопу, в поездке у нас никаких событий не происходило. Но сам приезд давал очень хороший старт. Не сомневаюсь, все мы еще много куда поедем — вместе или по отдельности, это не важно.

 

*     *     *

Я благодарю своих спутников: Михаила Тулинцева и Валентину Горбунову – за фотографии, которые иллюстрируют мой рассказ. И вопреки нынешней тенденции скрывать полезную информацию, я пишу подробно для того, чтобы моими заметками можно было пользоваться. Конечно, я предпочла бы, чтобы прочитавшие передавали информацию дальше, а не ставили под моими ноу-хау свою фамилию. С другой стороны, я не знаю, как это пресечь — а под моими книгами и их текстами я встречала чужие фамилии раз двадцать пять (не говоря уже о воровстве идей). Единственное, что я могу сказать о стиле своих путешествий — это не экскурсии, а поход, требующий выносливости от моих спутников, а я выкладываюсь больше всех. Поэтому возить группы в нетривиальные познавательные путешествия — не способ делать деньги. Если ставить последнюю цель, лучше работать в фирме, обеспечивая себе и людям привычный комфорт. А не избыток впечатлений, в десять раз превышающий обычную экскурсию — который ум воспринимает, только если вживаешься в душу страны.

Но я верю, что каждый человек получает-таки то, что ему нужно, согласно своей карме. Если уж я в поездке стремлюсь руководствоваться коммунистическим принципом “каждому по потребностям” и считаю возможным удовлетворить стремления всех, то тем более это делает Господь Бог. А потому не переведутся и люди, желающие путешествовать в таком стиле.

Стрелец (ноя-дек) 2007 г.

 

 

Желающие могут также скачать и посмотреть слайд-фильмы о разных уголках Индии

 

 

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  11  12

архив рассказа  (1,7 Mb)

в главное меню