на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа АСТРОЛИНГВА

фотография автора

СЕМИРА

ЧЕРЕЗ  ИНДИЮ  В  НЕПАЛ

ЗЕМЛЯ НЕПАЛА  и  ТУМАННЫЕ ГОРЫ ЗАПАДНОЙ БЕНГАЛИИ

к оглавлению и началу рассказа

Продолжение 

 

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД – БХАКТАПУР

 

у входа в Чангу Нараян – древнейший храм Непала

 

Две другие древние столицы неварской долины — это Бхактапур и Патан. По красоте они не уступают Катманду. По сохранившемуся колориту жизни — еще интереснее.

В Бхактапуре снималась картина “Маленький Будда”, которая хорошо передает дух Непала (но не Индии).  Он основан в XII в. и до XV в. был столицей долины Катманду. Вход иностранцам в этот город полузакрыт (чтобы пройти в центр, надо купить билет! 10 $). И Бхактапур не испорчен современной цивилизацией: он сохраняется таким, каким был. На улицах просеивают и веют рис. На площади горшечников лепят все виды изделий из глины, их тут же раскладывают на солнце и сушат. Ниже улиц у храмов функционируют четырех-угольные каменные купальни со стоками воды в виде драконов.

Своим средневековым, полугородским-полудеревенским колоритом Бхактапур притягивает к себе. Город отличает единство стиля. Шедевров резной архитектуры в нем больше, чем где-либо, и они украшают обычные дома. И жизнь Бхактапура — это не стилизация, а жизнь: нормальная и размеренная, в спокойном ритме земледельческого востока. В переводе, Бхактапур — “любимый город”, и он у любого путешественника вызовет восхищение — а от него недалеко и до любви.

 

Бхактапуру на роду написано быть хранителем древностей. Недалеко от города находится самый древний храм Непала, датируемый IV в. Ехать надо 5 км в гору, по серпантину: храм по древней традиции расположен на высоком холме. Мои спутники были готовы проделать этот путь пешком, отдохнув накануне. Но я удержала их — и мы сели в один из местных автобусов, которые ходят туда каждые полчаса. Автобусы эти битком набиты — но мы сели на крышу. И получили огромное удовольствие от поездки! сверху глядя на желто-зеленые рисовые поля, с цветастыми группами крестьян, собиравших урожай в снопы и вручную скатывавших солому. В Бхактапуре — самая плодородная в долине почва, и сельское хозяйство здесь процветает.

Правда, когда начался серпантин, приходилось порой нагибаться, уворачиваясь от веток деревьев и бамбука, свисавших над дорогой. Но это не убавляло нашего восторга от созерцания оставшейся внизу долины и такого способа езды. Мы, конечно, держались крепко, чтобы не свалиться на очередном повороте: автобус ехал отнюдь не медленно, и его трясло только так! И вот вдалеке над горой показалась красно-коричневая пагода храма: в самом высоком месте, как и положено (1550 м).

 

главная пагода храмового комплекса Чангу Нараян

 

Храмовый комплекс -- отражение истории непальского индуизма. Он называется Чангу Нараян: в честь Вишну, который здесь представлен во всех обличьях. Это и карлик Викрант, шпагатом перешагивающий Землю, и получеловек-полулев Нарасингха. И десятиликий Вишварупа, который изображен на фоне всей Вселенной: подземного мира со змеем Анандой в мировом океане, Земли в виде женской фигуры с 4-мя слонами вокруг и Небес, где восседает Шива над сомном богов. А статуя Вишну на орле Гаруде из этого храма изображается на купюре в 10 рупий. Эти скульптуры, в основном IX в. (еще до основания Бхактапура!), маленькие — как все древние скульптуры, и расположены в алтарях небольших храмов вокруг главной пагоды.

А она впечатляет: не только красотой, но и количеством проделанной работы. Можно долго рассматривать раскрашенные балки с летящими над землей многорукими богами, филигранную отделку дверей и окон, деревянных и металлических, литые колокола и скульптуры, прибавлявшиеся здесь от века к веку. Среди них изображение царя Бхупалендры Малла и его матери, укрытое резной железной решеткой, на каменном постаменте с фантастическими существами (XVII в.). И каменные статуи слонов и львов у входа. Здесь они не страшные, но милые и очень забавные — сразу видно, древние!

 

львы у храма Чангу Нараян

 

У храма — камень с надписью: сделанной в 464 г. королем личчхавов Мандевой, чтобы увековечить это святилище. Это древнейшая надпись на камне, сохранившаяся в истории Непала.— Мы долго думали, какая надпись тут самая древняя? среди всех тех камней с надписями, которые здесь собраны. Наконец, поняли, что та, на которой буквы почти неразличимы: за тысячи лет камень плывет.

Когда мы вошли, священник завершил утреннюю пуджу, и ушел. Во дворе храма, кроме нас, почти никого не было: только одна, вполне интеллигентная семья непальцев — туристов, как и мы. В таком просторном варианте всегда приятно осматривать достопримечательности: доходит дух места. И ощущалось, что этот храм видал виды: сколько влияний в нем было сосредоточено!

Для туристов в храме есть элемент музея: в боковом пределе сложены старые повозки. А меня тронул другой бытовой момент: при входе в храм, в галерее, между кирпичной стеной и деревянными балками, рядом со старой скульптурой многорукого бога на качелях качалась девочка. За балку удобно подвесить качели — а надо соблюсти традицию и порадовать ребенка: Дасаин!

Обратно мы ехали уже внутри автобуса: вначале у храма пустой, по мере снижения он набивался все больше. Народ на полях кончал работу и ехал к родственникам праздновать. Зеленые ростки риса в волосах женщин и за ухом у мужчин выдавали, что Дасаин — прежде всего праздник урожая.

 

на площади горшечников

 

В Бхактапуре везде лежали кучи риса, пучки соломы и мешки. Непальцы сеяли зерна через сито и для просушки разгребали кучи широкими мотыгами прямо на улицах. На балконах сушились початки каких-то растений. Шла реставрация: у некоторых домов возвышались бамбуковые леса. Все это Бхактапур не портило, а только украшало. Нам он полюбился сразу, как только мы без проблем нашли в нем столовую, с круглыми пельменями момо.

Наше впечатление подпортил очень навязчивый непалец, который углядел нас на совершенно невзрачной улице и стал ходить за нами следом, предлагая купить билеты в старый город. Мы попробовали было обойти город — и где-нибудь прошли бы в него бесплатно, если бы не он: чем больше он ходил за нами, тем большую собирал толпу. В конце концов мы решили взять два билета: пойду я с камерой и наш спутник-архитектор с цифровым аппаратом, для которого Бхактапур действительно стал откровением. Он, правда, думал было отказаться из деликатности и социалистической привычки к уравниловке: не иметь более, чем все. Но я сказала, что у нас коммунизм: каждому по потребностям — глядя на красные флаги с серпом и молотом, висевшие на улицах Бхактапура.

Бхактапур — красивый город, и он стоит десяти долларов: если они, конечно, идут на реставрацию, а не куда-то еще. Но не могут люди с советской закалкой вынести того, чтобы вход в город был платным! Отрицательная реакция была дружной. И непальцев мы провели: прогулявшись по городу, мы передали наши билеты нашим товарищам, и они старый город тоже посмотрели. Самая молодая наша подруга, не имевшая советской закалки, от пагод устала, и ей хватило наиболее примечательного вида на площадь от главных ворот. Зато она успела купить длинный кривой кинжал для своего начальника, который отпустил ее в эту поездку.

Мы расстались, договорившись встретиться на автобусной остановке через полтора часа: этого времени достаточно, чтобы посмотреть центр. Бхактапур — небольшой город: 75 тыс. жителей — это в десять раз меньше, чем в Катманду. Вдвоем мы вошли в центр с обратной, восточной стороны города, и сначала встретили трехэтажный храм с колоннами и львами у входа, с высказываниями на санскрите и цветными индуистскими иконами. Затем посмотрели резьбу переулков — и знаменитое окно с вырезанным из дерева павлином, к которому нас специально проводила подрабатывающая таким образом старушка.

 

храм Даттарея

 

Ее мы встретили на площади Ташупал Тол, где возвышается трехэтажный храм Даттарея XV в. В алтаре — троица: Брахма, Вишну и Шива, слитые в один трехглавый образ. Этот храм необычен еще и тем, что первый этаж у него прямоугольный, а второй — квадратный. Перед ним на высокой колонне — человеко-орел Гаруда, при входе — раковина и важдра Вишну, а чуть дальше — трезубец Шивы. Ступени входа охраняют каменные стражи с дубинками.

Другой, более приземистый храм на этой площади назван в честь Бхимасены: героя Махабхараты, одного из братьев-пандавов, убившего главного зачинщика братоубийственной войны Дурьодхану. (Из православной иконографии с ним можно сопоставить Дмитрия Солунского.) На крыше — кораблик с 7-ю шпилями и флагами. Вокруг площади 9 индуистских монастырей, самый знаменитый из них — Пуджари Матх, где находится Национальный музей резьбы по дереву. Но я не знаю, зачем туда идти, если весь город являет собой такой музей.

 

Вторая примечательная площадь — Таумади, где находится самый высокий храм Непала: 5-ти ярусная прекрасная пагода Ньятапола (ее фото в начале рассказа.) Пять ступеней уходящего ввысь постамента храма Ньятапола украшают каменные статуи охранников и животных: слоны, львы, фантастические звери с рогами и крыльями — и многоруких богов наверху. Этот высокий храм построил в XVII в. царь Бхупатиндра Малла, чтобы почтить королевскую богиню-покровительницу.

Рядом — более низкий, но тоже большой и широкий храм Бхайравы. А любимый народом Бхайрава остался в прежнем маленьком храме. Тогда, как гласит легенда, “Бхайрава поднял смуту”: народ взбунтовался, и царю пришлось увеличить его храм тоже, сделав его 3-этажным. Совсем маленьким остался только внешний алтарь с прежней крошечной статуей бога и маленькими колокольчиками. Но бронзовые львы у входа, огромные глаза, скрещенные руки, Ганга на крокодиле и другие образы металлического литья подчеркивают его значимость.

 

храм Бхайравы

 

Глаза и руки в символике украшения храмов — особенность Непала. Эта символика очень древняя: так украшались храмы в Чатал-Хююке, в VII-м тысячелетии до нашей эры. Она очень простая: она непосредственно связывает Бога с человеком через функции его главных органов. Глаза — восприятие, руки — действие. Глаза развивают в человеке эмоции, руки — интеллект. Руки в древности были не менее важны, чем глаза. Глаза и руки сами по себе предшествовали скульптуре и портрету, иконографии и буддийским мудрам (символическим позам рук). Интересно, что эта символика сохранилась в Непале: прежде всего, на ступах с глазами Будды.

 

Наиболее гармоничное впечатление производит площадь вокруг королевского дворца (построенного в 1427 г.). С красными пагодами здесь сочетается светлый храм Вишну-Кришны, индийского остроконечного вида, со множеством башенок. Рядом со шпилем трезубец Шивы, а в одной из верхних башенок изображен Вишну в виде вепря, поднявшего Землю над головой. Здесь же — колокол под аркой с индуистской эмблемой шестиконечной звезды внутри круга-чакры, и символикой рыб. И на отдельной постаменте — еще один, огромный колокол “лающих собак”: говорят, он звонит столь громко, что все собаки в округе заливаются лаем.

С другой стороны — храм Якшешвара, построенный королем Якши Малла. Это аналог храма Пашупатинатха. В те времена царь бы ежедневно обязан посещать этот главный храм Непала, и чтобы не совершать переездов каждый день, создал копию на площади рядом с королевским дворцом.

Рядом с большим колоколом — коленопреклоненная статуя царя Бхупатиндры Малла (XVII в.), перед Солнечными воротами, где в центре золоченой арки изображена десятирукая богиня Таледжу, перед входом в ее святилище. Этот царь построил здесь Дворец 55-ти окон: галерею, где сейчас находится музей. Музей также и в Национальной художественной галерее, вход в которую охраняют каменные львы с завитками грив. Она образует естественную боковую границу площади. А другие ворота рядом с музеем, где тоже сидят снежные львы, под цветущими кустами — вход в обычную школу.

 

главная площадь Бхактапура

 

С главной площади Бхактапура не хотелось уходить. Но друзья должны были нас ждать — и мы, снимая по пути бытовую архитектуру Бхактапура, поспешили к автобусной остановке на восточном краю города. Наших спутников там не оказалось. Как я и думала, непальцы отправили их не на местную авто-станцию, а к туристским такси: логику отношения к иностранцам вычислить было нетрудно. Пришлось возвращаться к королевской площади и спускаться к туристской стоянке сквозь ряды сувениров. Сама по себе дорога приятная, но уехать оттуда в Катманду невозможно.

 

*     *     *

От другой остановки, на западе Бхактапура, можно съездить в Нагаркот: это высота 2100, и там можно остановиться на ночь. Там есть рекламируемые санатории, думаю и дешевые гостиницы есть, поскольку это деревня. От деревни Нагаркот видны важнейшие пики Гималаев Непала: Манаслу (8463 м), Ганеш (7111 м), Лангтанг (7246 м), Дордже Лакпа (6988 м), Ленпо Ганг (7082), Сиша Пангма (8013 м), Чою (8153 м), Гаури Шанкар (7145 м). Я перечислила названия, чтобы показать, что высочайшие вершины мира называются именами индуистских богов или буддийскими.— Кроме Эвереста, названного в честь его первого покорителя-англичанина. Эта вершина (8848 м) тоже находится в Непале: но из Нагаркота за ближе расположенными горами кажется маленьким шпилем. Всего в Непале 8 вершин (из 14 на планете), которые выше 8 000 м. Мы в Нагаркот не поехали — небо заволакивалось тучами, и мы мало что увидели бы. Но если погода хорошая, стоит туда доехать от Бхактапура (20 км — это не расстояние).

 

 

Продолжение: Красивый город ПАТАН

в главное меню

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  12