на главную страницу сайта

Семиры и В.Веташа “АСТРОЛИНГВА”

фотография автора

СЕМИРА

ЧЕРЕЗ  ИНДИЮ  В  НЕПАЛ

ЗЕМЛЯ НЕПАЛА  и  ТУМАННЫЕ ГОРЫ ЗАПАДНОЙ БЕНГАЛИИ

к оглавлению и началу рассказа

Продолжение 

 

ОКРЕСТНОСТИ КАТМАНДУ:

СВЯЩЕННЫЙ ХРАМ ПАШУПАТИНАТХ

 

набережная реки Багмати

 

Следующий день мы посвятили осмотру окрестностей Катманду на северо-востоке. На маршрутке (№2) мы доехали до храма Пашупатинатха на берегу священной реки Бадмати. Здесь проходит кремация умерших, чей пепел сбрасывают в реку — непальский аналог Варанаси и других святых городов на Ганге. Пашупатинатх — очень древнее место паломничества, которому не менее, чем 1500 лет. Здесь очень много разных по архитектуре храмов и ступ, и есть скульптуры, относящиеся к VI в. Самая древняя скульптура Будды — в те времена здесь еще господствовал буддизм. А нынешний главный храм: двух ярусная широкая золотая пагода со шпилем ступы наверху, серебряными дверями и огромным трезубцем Шивы — построен в XIV в. На месте прежнего святилища, от которого остался черный камень-шивалингам в метр высотой.

Пашупати — древне-индийский образ бога зверей и их весенних игр. Сексуальная сила весеннего плодородия была потом приписана, конечно же, Шиве. И с храмом Пашупатинатха связана легенда по мотивам Махабхараты. Братья-пандавы, сыновья богов и победители в страшной и гибельной войне, в конце своего славного жизненного пути вполне познали тщетность земного бытия. Как отшельники, они отправились в Гималаи: к Шиве, который жил на горе Кайлас. И Бог сперва явился им в образе быка: бык Нандин — животное Шивы. Но они его не узнали и попробовали подстрелить. Тогда бык очень увеличился в размерах, спрятавшись в расщелине гор. И задняя его часть оказалась горой на севере Индии: где расположен Кедарнатх, храм великой формы Шивы, с образом горы Кайлас в алтаре. А передняя достигла Непала — и тут впоследствии был основан храм Пашупатинатх.

Зайдя по дороге в храм Кали: обычный индуистский храм, мы подошли к храмовому комплексу Пашупатинатха с юга — и сразу наткнулись на билетную кассу. В Индии к местам кремации иностранцев не пускают, но храмовые комплексы более-менее доступны, хотя в священные храмы в европейской одежде не пройти. Тем более странной нам показалась логика непальцев: в храмовый комплекс входа нет, а на берег реки к местам кремации — пожалуйста! только за плату (250 рупий: это комната на двоих в гостинице, с душем). Нам не особенно захотелось любоваться на сожжение трупов вблизи за столь ощутимые деньги. Хотя на набережной много ступ и маленьких храмов, в том числе старых. Мне показалось логичным обойти храм вокруг и выйти к реке не через чек-пойнт, а с другой стороны. Как я поняла, с юга: через сувенирные ряды — выход на набережную для туристов. А главный вход в храм — с запада.

С запада в храм во множестве заходили непальцы, хотя толпы народа, подобной очереди в храм Таледжу, не было. Ощущалось, что Пашупатинатх — за пределами Катманду, и как во всякой пригородной зоне здесь доминировало чувство расслабления и праздничности, сопутствующее выходным. При нас в храм вошла колонна музыкантов-солдат, а следом за ними — ярко одетый разукрашенный Хануман с хвостом. Я было тоже прошла в храм в своем оранжевом сари, но охранник окликнул меня, заприметив сумочку и решив, что там может быть фотоаппарат. Лицо и речь в Непале меня выдавали (здесь у женщин не менее мягкий акцент, чем в Индии). Отвечать на его сомнение, индуистка я или нет, я не стала и вернулась к друзьям за камерой.

А потом, с полным правом иностранки, сняла из ворот серебряные двери храма, большого позолоченного быка-Нандина, всегда обращенного спиной ко входу (лицом к храму): охранники сами показали мне, с какого места можно снимать. Они привыкли, что иностранцам дано почитать их храмы только с помощью видеокамеры. А я в Индии привыкла не плыть против течения (по контрасту с Россией). Интересно, что позолоченной торане входа сопутствовали колонны совершенно европейского стиля, и в целом светлые стены храмового комплекса с цветными изображениями богов казались новыми.

 

ступы храмового комплекса Пашупатинатха

 

С северной стороны храмового комплекса лестница вела на высокий холм — мы поднялись и посмотрели на храмы сверху: так оно и лучше, для фотографии. Тут же обнаружился какой-то непалец, который сначала сказал, что тут снимать нельзя, а потом предложил провести нас к реке с другой стороны — за деньги. Привыкнув не реагировать на предложения чересчур предприимчивых молодых людей (в Непале к этому быстро привыкаешь!), мы подождали, пока он уйдет, а потом отправились дальше по проселочной дороге, решив, что она сама нас приведет, куда надо. Так оно и получилось. Сначала она вывела нас на берег Багмати выше мест кремации, где в извиве горной реки стоял старый храм с деревянными колоннами и резными изразцами окон, и симпатичной статуей оранжевого Ханумана под зонтиком. Там она соединялась с шоссе, от которого вверх вела тропинка. Мы перешли реку и поднялись по тропинке (втроем, двое остались ожидать на набережной). И вернулись к храмовым комплексам с востока: там даже стояли скамьи для удобства наблюдения церемоний сверху.

Золотистая пагода храма Пашупатинатха была хорошо видна, хотя немного терялась за воротами комплекса между других храмовых зданий. Над набережной вились дымки: кремации здесь проводятся беспрерывно — а не только на закате, как в Варанаси. У одного у храмиков, где лежали вязанки дров, сидела толпа оранжевых садху. Меня привлек ряд не то высоких ступ, не то оригинальных остроконечных белых храмов с южной стороны (когда мы проходили мимо, они почти не были видны из-за стен: сверху вид несомненно лучше). Мы немного отдохнули на скамейках и поснимали панораму храмов и набережную. А потом я увидела, что снизу нас заприметил давешний билетер — надо же! и направляется к нам, через мостик. Тогда мы с индийской (не с русской!) скоростью оперативно покинули наш наблюдательный пункт, чтобы не вступать с ним в дебаты.

 

 

 

САМАЯ БОЛЬШАЯ СТУПА

 

ступа Боднатх

 

В пешеходной досягаемости от храма Пашупатинатха — ступа Боднатх. Мы с удовольствием прогулялись к ней по городу (точнее, по пригороду, где не так тесно). Дорога туда идет мимо храма Гухджешвари, куда пускают тоже только индуистов (бесплатно, а иностранцев с соседнего входа за деньги). Скелетик у входа с одной стороны и откровенно сексуальное изображение с другой демонстрируют смесь индуизма с тантрическим буддизмом. Мы туда не входили, но было видно, что изнутри это типичный храм Шивы (Гухджешвари — это его мать Гайятри, если я правильно поняла).

Буднатх — самая большая ступа Непала. Она шире ступы Сваямбхунатх, но с таким же золотым шпилем и всевидящими глазами Будды, и тоже с потеками-сталактиками на белом камне. Она не огорожена решеткой, как Сваямбхунатх, и можно по ступеням подняться до ее чашеобразного основания. По всей длине ступу окружает постамент с флагами разных цветов, над каждым из которых маленьких зонтик: символ добродетели. И белый цвет ступы в сочетании со множеством нитей ярких буддийских флажков, летящих к вершине ее шпиля, создает ощущение радости и праздника. Главный вход: белая арка со снежными барсами и желтыми дракончиками — платный, но с других сторон к ступе примыкают обычные улицы, не рассчитанные на туристов.

Этот памятник ЮНЭСКО в большей степени является святыней для буддистов Тибета, ладакцев и непальских горцев, а не буддистов-неваров долины Катманду. Здесь в 50-х гг. селились беженцы из Тибета. Рядом — несколько цветастых тибетских храмов-монастырей: у самой ступы (Каргью Гомпа, Шакья Гомпа) и дальше, к северу. Есть и бутанский монастырь. Их отличают золотые олени и колесо дхрамы на балконе, а крыши увенчаны тремя золотыми шпилями, подобными шпилям индуистских пагод и порой напоминающими плывущий кораблик.

Вокруг ступы — неимоверное количество магазинов с дорогими сувенирами: настоящими произведениями искусства. Среди них выделяется позолоченные скульптуры и танки с мандалами. Непал славится искусством литья, которое достигло расцвета в XIV-XVI вв. Скульптуры: сначала их делали из бронзы, потом из латуни — до сих пор изготавливают ручным способом. Сначала фигуру делают из воска и обмазывают глиной. Воск вытапливается, а получившаяся полость заполняется жидким металлом. Освободив статую от глины, ее шлифуют и полируют, покрывают позолотой или расписывают.

В магазинчиках вокруг ступы — все виды буддийских скульптур, и по ним можно ходить, как по музею. В иконографии их разберется только специалист. А неспециалистам можно запомнить, что грядущий Будда Майтрея обычно изображается многоликим (внешне подобным индуистскому образу Вишварупы: Вишну во всех обличьях). И можно считать, что такой его облик символизирует все человечество целиком.

 

Будда Майтрея в храме

 

Картины-танки с богами и мандалами, изображающими устройство Вселенной, бывают размером выше человеческого роста. Художник демонстрирует процесс ручной работы: на заранее подготовленном холсте пишется картина с характерной шелково-матовой поверхностью. Краски делаются из цветов и кореньев, из порошков полудрагоценных камней, а для тонких линий рисунка или украшений божества — из золотого порошка. Интересно было увидеть мандалы, которые в стиле колеса жизни изображают современность: кто-то учится, кто-то лечит, кто работает в поле, а кто идет на политические демонстрации.

Танка — тибетское соответствие традиционной неварской паубхи. Эти картины украшали дома и храмы и служили темой для медитации, а часто — учебным пособием, представляя сцены жизни богов или Будды, историю постройки храма и т.п. Их сохранилось немного, они хранятся в монастырских библиотеках и выставляются напоказ в торжественных случаях.

В буддийских храмах много манускриптов (в ячейках до потолка по левую и правую стороны алтаря) и много скульптур, которые обычно впечатляют блеском золота и яркостью красок, как и фрески. Мандалы обычно нарисованы на потолке.

 

 

БУДХАНИЛКАНТХА — КОГДА МИР НЕ СУЩЕСТВУЕТ

 

Будданилкантха

 

Это с трудом выговариваемое слово — место, где расположен черный 6-метровый монолит, изображающий Вишну, возлежащего на бесконечных извивах змея Шеши. Весь его вид передает покой. Скульптура рисует тот момент, когда мир не существует — и Творец засыпает посреди мирового океана, в вечности и безвременьи. Ради пущего сходства каменная скульптура находится посреди бассейна: Вишну на змее и в самом деле плавает в водах! Пруд обнесен кирпичной храмовой стеной: ограждение возвели позже, но сам монолит датируется VII веком. Непальцы спускаются с подношением с стопам Вишну, и живая бытовая доступность этой действительно оригинальной скульптуры удивляет: неужели ей 13 веков!

Название Будданилкантха напоминает о святом старце по имени Нилкантха, который здесь некогда жил — и, вероятно, достиг освобождения, подобно Будде. В буддийской традиции все святые именуются буддами, особенно после смерти. А в VII веке, когда была построена эта скульптура, в Непале был еще жив древний буддизм. Хотя она сама уже — шедевр воскресшего индуизма.

Из всех религий, пожалуй, только индуизм увековечивает в камне момент небытия. Как первой и абсолютной гармонии, как нерушимого образца духовной жизни. С образом вечности связана самая популярная мантра Вишну: ОМ НАМО НАРАЯНА — от нара: “человек”. На современный язык ее можно перевести — “Я чту вечного Человека (человечество)”. Что не исключает более обтекаемой формулировки: “Я чту Абсолют вне времени и пространства”. Из этого образа родился буддизм, с его понятием нирваны. И это важно, для правильного понимания буддизма.

 

Это святилище расположено в 9 км к северу от Катманду, а мы добирались туда на маршрутке от ступы Боднатх (точнее, от развилки Чабаил, где ходит маршрутка №5). Добраться в центр Катманду оттуда оказалось даже сложнее. На обратном пути мы высадились около нового королевского дворца: это розовое здание, со стилизованной крышей пагоды и колонной с традиционный маленьким шпилем и зонтиком наверху, ничего интересного не представляет. И через решетку обширного парка полюбовались на солдат в черной национальной форме, в неварских беретах или широких шляпах, и на очередь — за благословением к королю. Потом заглянули в небольшой красивый парк неподалеку на манер китайского (но он оказался платным, и мы там не задерживались). Еще нам попался храмовый двор с тремя красными пагодами, со львами, колокольчиками, непальскими флагами у входа и глазами на дверях, и несколькими маленькими индуистскими алтарями. И двое заклинателей змей, с местной двухствольной флейтой и змеями разного формата. Здесь начинался туристский район Тамель, со своими лавками и сувенирами, но меня интересовали в нем только ступы Тахити (XV в.) и Катесимбху, по дороге к нашей гостинице. Остальных интересовали еще и ресторанчики: несмотря на перекусы, с утра все проголодались.

Я решила разделить обязанности: “Вы ищите столовые, а я ступы”. Мы долго искали ресторанчик, но нашли только ступу Катесимбху: построенную в XVII веке королем Пратапой Малла, как уменьшенная копия ступы Сваямбхунатх. Над ней — яркие буддийские флажки, а рядом с ней много маленьких храмов. В одном из них — статуя Будды Авалокитешвары VIII века. И неимоверное количество маленьких, черных, белых и раскрашенных ступ на четырехугольных постаментах. На некоторых с четырех сторон света были статуи Будды. Перед ступой стояла колонна с изображением молящегося царя. Голуби сидели и на статуе, и на пагодах, и на крышах соседних домов. А рядом стоял яркий, чистый и красивый пятиэтажный буддийский храм, размером выше ступы, со всеми его атрибутами, многоголовым Буддой Майтреей, портретами Далай Ламы и китайскими вазами.

 

ступа Катесимбху

 

Мы с удовольствием осмотрели этот храм — а вот со столовыми нам не везло. Продолжался праздник, и они были закрыты, а туристские рестораны в гостиницах к себе не манили, прежде всего своими ценами. Видно,  все еще работал астрологический аспект на начало поездки: аспект финансовых ограничений и аскетизма. Надо сказать, сработал он очень наглядно: сразу дало о себе знать падение доллара — и я, увидев, что 700 $ прошлого года в рупиях стали равны нынешним 600-ста, а цены возросли, и в первые два дня, в Матхуре и Агре, мы потратили столько, сколько в среднем должны тратить за 5 дней, и я решила поначалу экономить довольно жестко. Но дело даже не в этом, а в том, что ресторанчики — вовсе не стиль такого путешествия, как у нас. Чуть расслабишься — и упустишь главное. Будь мы более собраны в Катманду, и потом, в Курсеонге, лучше посмотрели бы Сикким, а так на это уже не было сил и времени. Я предпочитаю расслабляться под конец, в ашраме, когда уже никуда не нужно ехать. Отключаться от дорожного ритма по пути — верный способ или заболеть, или вообще не доехать до цели.

Осмотрев ступу Катесимбху, мы решили вернуться в гостиницу и там приготовить обед. Правда, к гостинице мы подошли с какой-то другой стороны, и среди узких кривых улиц растерялись. Один из моих спутников уверял, что узнает путь. И мы пошли в искомом направлении и дошли до очередной площади, но нашей гостиницы не нашли. А нам попался — конечно же, еще один храм: пагода на площади, на сей раз посвященная Будде.

Тут я увидела на улице странную церемонию: пожилые мужчины в старинной одежде, под звуки длинных труб, выходили, а точнее, внутренне настроившись и закрыв глаза, выскакивали из небольшого храма, держа в руках перед собой длинную кривую саблю, и затем выстраивались в ряд. Возможно, это было что-то из военного прошлого Непала, сильно похожее на какой-то шаманский обряд. Я, конечно, пошла ее снимать, хотя конца и не дождалась — и так двое из команды, уже окончательно обидевшись, что я решительно не собираюсь их кормить, ушли в давешний ужасный ресторанчик. А мы пошли есть пюре с грибами. Еще мы в Катманду пробовали ячий сыр: он жестче нашего. А творог там продают в одноразовых глиняных тяжеленных тарелках: и он, напротив, мягкий, как сметана.

 

*     *     *

 

На следующий день, устав от храмов и Катманду, мы решили съездить за город: в Ботанический сад. Там рядом озеро, и можно искупаться. Это в 20 км от Катманду, туда ходят маршрутки через Патан (Лаганкель). Но пока с утра я ездила в билетные кассы (один из наших спутников должен был покинуть нас в Катманду, но решил задержаться), а моя спутница искала портного: сшить кофточку для сари, а другие двое готовили обед (окрошку с кефиром из цветной капусты), время клонилось к вечеру. И пока мы доехали до деревни Годавари, с типично индийским названием рек и источников: “данная коровой” — где расположен священный водоем для омовений, освобождающих от всех грехов,— купаться уже не хотелось. А Ботанический сад нам понравился: как парк для прогулок, где не жарко. Потому что орхидеи в эту пору не цвели, и все, что там растет в оранжереях, продается ныне и у нас, в цветочных магазинах. А обычные улицы Непала с точки зрения растительности бывают даже более экзотичны. Мы долго шли к платному входу, хотя ближе к остановке был бесплатный. И парк прошли из конца в конец, полюбовавшись на кактусы между камнями, высоченные деревья семейства березовых, больше похожие на рябину, столь же высокие стволы семейства жасминовых и араукарию, похожую на лиственницу. Таблички с названиями висели по всему парку, но больше ничего я не запомнила. Кое-где просматривались попытки превратить этот парк в китайский садик, но до этого было далеко.

Годавари — курортное место: по дороге к Ботаническому саду расположены дома отдыха. На юг от Годавари расположена самая высокая вершина долины Катманду: Пхулчок (2762 м). По тропе к ней подыматься 3 часа. По дороге растут рододендроны. Там стоит храм богини Пхулчокки Маи и открывается вид — но мы туда уже не поднимались. В Годавари мы видели и буддийский храм — туда мы тоже не заходили. С утра бы, может, и пошли: включилась бы поисковая активность. А под вечер нам и так было хорошо.

 

Продолжение: Любимый город – БХАКТАПУР

в главное меню

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  12